Функция конфликтов в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

Целями исследования являются выявление функций конфликтов в группе и их оценка, а также причины их возникновения и способы завершения конфликтов.
Задачами исследования являются:
установление положительных и отрицательных функций конфликтов;
установление основных причин возникновения конфликтов в группе;
установление основных способов завершения конфликтов в группе;

Содержание работы

Введение 3
1 Общая характеристика и определение понятия «Конфликт» 5
2 Возникновение и причины конфликтов в группах 8
3 Функции конфликтов в группах 10
4 Последствия конфликтов 12
5 Подходы к изучению конфликтов в группе 14
6 Способы завершения конфликтов в группе 17
Заключение 20
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО

«Брянская государственная инженерно-технологическая  академия»

 

Кафедра  «Инженерной  психологии, педагогики и права»

 

 

 

Реферат на тему:

«Функция конфликта в  группе»

 

 

 

 

                                                                         

                   Выполнил:

Студент гр. ММ-501

Чайкин Е.А.

Проверил:

д.п.н., профессор

Хохлова М.В.

 

 

 

 

БРЯНСК  2013

Содержание

 

 

Введение 3

1 Общая характеристика и определение понятия «Конфликт» 5

2 Возникновение и причины конфликтов в группах 8

3 Функции конфликтов в группах 10

4 Последствия конфликтов 12

5 Подходы к изучению конфликтов в группе 14

6 Способы завершения конфликтов в группе 17

Заключение 20

Список используемой литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Конфликт - это всегда сложный  и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные  стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства  и группы стран, объединенные теми или  иными целями и интересами. Конфликты  возникают по самым различным  причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый знает, что сама личность внутренне противоречива  и подвержена постоянным противоречиям  и стрессам. Кому, например, не знакома  внутренне напряженная ситуация "и хочется и колется" (стремление начать новое дело, испытать новые  ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или ситуация когда приходится выбирать между двумя одинаковыми  по значимости ценностями.

Ясно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные  силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт с его последующим разрешением  и является одним из путей выхода из противоречия.

С этим нельзя не согласиться, так как возникает проблема оценки роли конфликта, или его функции, в чем и заключается актуальность данной темы. Действительно, преобладающая, можно сказать, обыденная оценка любых конфликтов однозначно отрицательна. В самом деле, в жизни любого индивида достаточно не только бытовых  ссор и неурядиц, служебных неприятностей, но и - в последнее время - серьезных  межнациональных, территориальных, общественно-политических и прочих противостояний и противоборств. Поэтому конфликт оценивается общественным мнением в основном как явление  нежелательное. В целом, пожалуй, он таковым и является - по меньшей  мере, для одной из сторон. Однако, с другой стороны, конфликт - не только неизбежное, но и полезное социальное явление, так как в процессе преодолении  конфликта появляются баланс и стабильность. В качестве примера можно привести законодательную власть, которая путем проведения дебатов и внесения поправок в какой-либо законопроект принимает его [5, c. 5-6]

Целями исследования являются выявление функций конфликтов в группе и их оценка, а также причины их возникновения и способы завершения конфликтов.

Задачами исследования являются:

  • установление положительных и отрицательных функций конфликтов;
  • установление основных причин возникновения конфликтов в группе;
  • установление основных способов завершения конфликтов в группе;
  • установление основных подходов к изучению конфликтов в группе.

Предметом данного исследования станет сам конфликт и его роль в обществе, объединениях, группах  и жизни каждого индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая  характеристика и определение  понятия «Конфликт»

Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая  своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. Составные  части конфликта: противоречие, осознание  индивидом этого противоречия, активность [4, с. 12].

Типология конфликта. 

  1) По субъекту конфликта: 

а) Внутриличностные конфликты:

- мотивационные. К. Левин  выделил 3 вида конфликтов выбора: конфликт в условиях изобилия; конфликт наименьшего зла; конфликт  равенства положительных и негативных  целей. З. Фрейд говорит о  противоречии между тремя составными частями личности: бессознательное, «Я», социальное «Я»;

- когнитивные – противоречия  несовместимых представлений: аргументация  выбора, конфликты – фантомы; 

- деятельностные – противоречия, затрагивающие деятельностную сферу личности: ролевые, межролевые и внутриролевые.

б) Межличностные конфликты:

- ценностные конфликты  - различия между людьми с точки  зрения их ценностных ориентаций;

- конфликты интересов  – различия интересов; 

- конфликты из-за нарушения  групповых норм или правил  взаимодействий.

в) Личностно-групповые конфликты.

г) Межгрупповые конфликты.

2) Конфликты с точки рения властных отношений:

а) Вертикальные: конфликты власти и конфликты безвластия.

б) Горизонтальные.

3) По степени публичной объективации взаимодействия:

а) Скрытые.

б) Открытые.

3) По последствиям:

а) Конструктивный конфликт - чаще возникает в случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.  

б) Деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию, чаще становится не зависимым от причины, его породившей,  и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества включенных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта – «эскалация» конфликта – означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого конфликта особенно сложно.

4) По включенности в сознание:

а) Стихийно возникающие.

б) Целенаправленно, сознательно возникающие.

5) По способу возникновения:

а) Объективно возникающие. 

б) Субъективно возникающие.

Структура конфликта.

а) Конфликтующие стороны – две или несколько конфликтующих сторон, кроме того, могут быть и другие участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

б) Зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.

в) Представления о ситуации – сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, очевидно, не совпадают, что создает почву для их столкновения.

г) Мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся.

д) Действия -  конфликтующие стороны начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне достичь своей цели [4, с. 13].

Процесс развития конфликта:

1.   Предконфликтная ситуация – положение дел накануне конфликта.

2.   Инцидент – первая стычка конфликтантов.

3. Эскалация – конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон.

4.  Кульминация – верхняя точка эскалации, обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

5. Завершение конфликта – сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт. Завершение конфликта может достигаться  потому, что конфликтанты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Чаще конфликт завершается посредством специальных усилий, направленных на его разрешение.

6. Постконфликтная ситуация – последствия конфликтов: позитивные, негативные [4, с. 13-14].

 

 

 

 

 

 

2 Возникновение и причины конфликтов в группах

 

 

В работе по семейным конфликтам Курт Левин описывает основные факторы возникновения конфликтов в группе. Его исходной посылкой является представление о том, что большую часть своей жизни взрослый человек действует не просто как индивид, но и как член социальной группы [3, c. 21].

В качестве наиболее важного  фактора, определяющего частоту  конфликтов в группах, Левин называет общий уровень напряжения, в котором  существует человек или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту  – в решающей степени зависит  от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение, по его мнению, при этом приобретают:

1. Степень удовлетворенности – неудовлетворенности потребностей человека, особенно базисных, например потребности в безопасности. Конфликты будут более серьезными, если вовлекаются центральные потребности. Неудовлетворенные потребности имеют тенденцию становиться доминирующими, что объективно увеличивает вероятность конфликтов.

2. «Количество пространства свободного движения» человека. Достаточное пространство свободного движения является условием удовлетворения индивидуальных потребностей и адаптации к группе. Напротив, ограниченность «свободного движения» ведет к росту напряжения.

3. Внешний барьер: наличие или отсутствие возможностей выйти из неприятной ситуации. Напряжение или конфликт часто ведут к тенденции покинуть эту ситуацию. Если это возможно, сильное напряжение не будет развиваться. Напротив, отсутствие такой возможности провоцирует развитие сильного напряжения и конфликта.

4. Степень совпадения или расхождения целей членов группы. Левин отмечает, что в групповом взаимодействии конфликты зависят от степени, в которой цели участников противоречат друг другу, и от их готовности учитывать точку зрения другого [3, c. 22].

Т. Полозова, автор ряда работ  по проблемам внутригрупповых отношений  и конфликтов, считает, что конфликтообразующие факторы делятся на две категории: несовместимость индивидуально-прагматических намерений, характеризующая поверхностный слой эмоциональных непосредственных отношений в группе. Противоречивость сложной системы предметно-деятельностных взаимосвязей, характеризующая глубинные слои активности в группе [2, c. 61].

Автором было выделено два  вида внутригрупповых конфликтов: предметно-деловые и личностно-прагматические.

Чем выше уровень развития группы, чем реже личностно-прагматические интересы являются причиной конфликтов внутри группы. И напротив, наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно-деловые разногласия [2, c. 61].

М. А. Робер и Ф. Тильман в своей книге «Психология индивида и группы» классифицируют различные источники конфликтов, установив возможные зоны разногласий [1, c. 114-115].

1. Личный конфликт. Источник конфликта А – Б находится либо в А, либо в Б, или даже в А, с одной стороны, и в Б, с другой. Эта зона характеризуется личностным напряжением, вызывающим групповую напряженность и завершающимся перестройкой группы.

2. Межличностный конфликт. В данном случае источник конфликта кроется в отношениях между двумя или несколькими членами группы. В этом случае конфликт коренится в жизни группы, групповой динамике.

3. Конфликты принадлежности.

4. Межгрупповой конфликт. А и Б составляют группу. Как группа они могут вступить в конфликт с другой группой, в которую не входит ни А, ни Б. Этот внешний конфликт может породить конфликт внутренний.

5. Социальный конфликт.  А и Б могут испытывать на себе последствия разного рода давлений (религиозных, моральных, культурных, административных, экономических) общества, в котором они живут. Возможно, А и Б могут подвергаться каждый разным давлениям и вступить в конфликт [1, c. 114-115].

3 Функции конфликтов в группах

 

 

Л. Козер  в своей революционной книге «Функции социальных конфликтов», вышедшей в 1956 г., говорит, что социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции – негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные), а также уделил довольно много внимания позитивным возможностям внутригрупповых конфликтов. Его основные идеи сводятся к следующему [6, c. 9].

Благодаря конфликту оказывается  возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было раннее нарушено. Однако не каждый тип конфликта будет  способствовать укреплению группы, равно  как и не во всех группах конфликт может реализовать подобные функции [6, c. 9].

Характер группы будет  существенно влиять на особенности  возникающих в них  конфликтов, в частности на их функции. 

Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер. В группах, члены которых не столь тесно связаны между собой, конфликт будет с известной вероятностью менее деструктивным [6, c. 31].

Значение имеет характер отношений группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии  противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более  полному личностному вовлечению своих членов и к подавлению отклонений от группового единства. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет  характерна для групп, отношения  которых с внешней средой более  уравновешены [6, c. 31].

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:

1. ухудшение социального  климата, снижение производительности  труда, увольнение части работников  в целях разрешения конфликта;

2. неадекватное восприятие  и непонимание конфликтующими  сторонами друг друга;

3. уменьшение сотрудничества  между конфликтующими сторонами  в ходе конфликта и после  него;

4. материальные и эмоциональные затраты на решение конфликта.

Информация о работе Функция конфликтов в группе