Формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение формирования личности как результата взаимодействия социализации и индивидуализации.
Задачи курсового исследования:
1)Изучить теоретические аспекты и существенные понятия социализации и индивидуализации.
2)Проанализировать процессы социализации и индивидуализации в ходе развития личности.

Файлы: 1 файл

GOTOV_1.docx

— 76.17 Кб (Скачать файл)

Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развитие осуществляется в деятельности.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он "присваивает человеческую действительность", в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. "Человека, - пишет Г. С. Батищев, - нельзя "сделать", "произвести", "вылепить" как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной - совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)..."44.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

На основе ранее проведенных исследованиях в школах города Белгорода, можно сделать вывод, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, с другой стороны, индивидуальность может быть развита и найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции45.

 В коллективе  в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности взаимодействующих людей осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Основываясь на эмпирическую базу можно указать, что влияние отдельных социализирующих  и индивидуализирующих факторов настолько велико, что действует на протяжении всей жизни индивида, но время обучения в школе - самый яркий пример этого влияния.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исторически сложилось, что факторы социализации и индивидуализации, имея очень важное значение для становления личности, происходят в тесной связи. Безусловно, оба эти процессы важны и не являются альтернативой друг друга для полноценного, гармонического развития личности. Но при всех взаимосвязях, социализация и индивидуализация коренным образом отличаются по своим содержаниям. Взаимоотношения между социализацией и индивидуализацией строятся не по принципу поглощения, дополнительности, но по принципу взаимодействия, взаимовлияния и представляют собой последовательную, поэтапную интеграцию данных процессов.

Условием эффективности взаимодействия социализации и индивидуализации является включение индивида в разноплановую деятельность, воспроизводящую социализирующий, индивидуализирующий и персонифицирующий компоненты.

Социализация- процесс интеграции индивида в общество. Этот процесс усвоения социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому принадлежит человек необходим для эффективной взаимосвязи человека и общества.

Социализация включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

Индивидуализация- процесс дифференциации индивида в рамках общества, процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность в том, что у неё уникальное.

В ранее проведенных исследованиях было выявлено, что факторы социализации и индивидуализации являются основополагающими  и оказывают влияние на личность в течении всей ее жизни, но пик их влияния -школьные годы. В школьные годы влияние факторов социализации ярко выражено, которое проявляются на различных уровнях.

На макроуровне: социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей (страна, государство культура).

На мезоуровне: детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины (этнос, нация, региональные условия, тип поселения, СМИ)

На микроуровне: детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

Так же индивидуализирующие факторы играют важную роль, такие как:

- дифференциация - обособление от окружающей среды, в том числе социальной;

- централизация - объединение всех элементов структуры личности в единую систему;

- автономизация - обладание своим собственным способом существования, способностью к самоопределению и саморегулированию.  

Процессы социализации и индивидуализации достаточно взаимосвязаны, но при этом, факторы, влияющие на личность, иногда носят различный характер. Эти факторы, в разные возрастные периоды могут по проявляться по разному.

От этапа к этапу становления личности - усиливается взаимовлияние социализации и индивидуализации, существенную роль в их интеграции играет самосознание личности

Но, несмотря на детальную изученность факторов социализации и факторов индивидуализации в отдельности, их взаимосвязи и соотношения как на теоретическом, так и на практическом уровнях недостаточно изучены.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Народное образование, 2007. С. 384.
  2. Баранова, Т.С. Девиантное поведение подростков-трудности социализации / Т.С. Баранова // Педагогика. - 2005. -№3. - С. 13.
  3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Народное образование, 2007. С. 352.
  4. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева.- М.: Аспект Пресс, 2008. С. 266.
  5. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Л.С. Выготский. - М.: Народное образование, 2008. С.389.
  6. Гера, Р. Предпрофильная подготовка-составляющая успешной социализации / Р. Гера. - М.: Народное образование, 2008.- 216с.
  7. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // М.И Губанова // Педагогика. - 2005. -№8. - С. 15.
  8. Гурьянова, М.П. Воспитание жизнеспособной личности  в условиях дисгармоничного социума / М.П. Гурьянова // Педагогика. - 2006. -№1. - С. 12.
  9. Домбровская, Е.Н.Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий / Е.Н. Домбровская // Начальная школа. - 2008. -№10. - С. 65.
  10. Дубовская, Е.М. Социальная психология в современном обществе / Е.М.Дубовская ; под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С. 148-161.
  11. Зарецкая, И.И.Управление процессом социализации личности-инновация в воспитании / И.И. Зарецкая // Инновации и эксперимент. - 2008.- №2.- С. 12-17.
  12. Земледельцева, Ю.В. Проблемы социализации молодежи / Ю. В. Земледельцева, А.А. Никитин // Информатика и образование.- 2007.- №11.-С. 32.
  13. Иванова, Е.П. Как происходит социализация / Е.П. Иванова // Образование в современной школе. - 2008.- №8.- С. 3-11.
  14. Коган, Е. Государственная проблема как стать конкурентноспособным / Е. Коган // Учительская газета.-2008.-№8.-С. 5.
  15. Кононенко, Г. Проектная деятельность как способ социализации школьников / Г. Кононенко // Педагогика. - 2007. -№3. - С. 50-58.
  16. Макаров, М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков: Воспитание школьников / М. Макаров // Учительская газета.- 2006.-№2.- С.68.
  17. Масюк, А.В. Профильное обучение как средство социализации выпускников ОУ / А.В. Масюк // Профильная школа.-2008.- №3.- С.45-47.
  18. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Н.Д. Никандров / Педагогика. - 2007.-№1.-С. 3.
  19. Плоткин, М.М. Еще раз о социализации / М.М. Плоткин // Педагогика.- 2005.- №4.- С.115.
  20. Родионов, А.Г.Школа как социокультурное пространство / А.Г.Родионов// Завуч.- 2007.- №3.- С.5.
  21. Смирнова, А. В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников. /А.В. Смирнова - М.: Оолита, 2005. - 68 с.
  22. Торохтий, B.C. Психология социальной работы с семьей / B.C. Торохтий- М.: Наука, 2010.- 218 с.
  23. Ярулов, А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников/ А.А Ярулов // Школьные технологии.- 2005.-№2.-С. 97.

1 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2011. С. 384.

2 Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 2008. С. 266.

3 Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. М., 2008. С. 386-389.

4 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2007. С. 352.

5 Асмолов А.Х. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М., 2009. С. 480.

6Давыдов В.В.Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 2007. С. 240.

7 Донцов А.И. Вопросы психологии. М., 2005. С. 132-137.

8 Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 2010. С. 386.

9 Блауберг И.В., Юдин Э.Г.Становление и сущность системного подхода. М., 2005. С. 270.

10 Свидерский В.И. Некоторые вопросы диалектики изменения и развития. М., 2006.С. 288.

11 Асмолов А.Г.Психология личности. М., 2007. С. 367.

12 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2005. С. 338.

13 Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 2009. С. 352.

14 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2011. С. 384.

15 Кон И.С. Социологическая психология. М., 2006. С. 107.

16 Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. СПб., 2010. С.287.

17 Кон И.С. Социологическая психология. М., 2006. С. 152.

18Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. СПб., 2010. С.287.

19 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2007. С. 224 .

20 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2005. С. 352.

21 Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. М., 2006. С. 386-389.

22 Петровский А.В. Введение в психологию. М., 2006. С. 496

23 Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 2007. 209 с.

24 Запорожец А.В., Величковский Б.М. Психическое развитие младенца. М.,2008. 234 с.

25 Там же. С. 56.

26Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999 г. С. 360 .

27Давыдов В.В.Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 2008. С. 240.

28 Петровский А.В. Введение в психологию. М., 2006. С. 496 .

29 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2010. С. 456.

30 Дубовская Е.М. Социальная психология в современном обществе. М., 2011. С. 161.

31 Плоткин М.М. Еще раз о социализации. М., 2005. С.115.

32 Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 2010. С. 386.

33 Блауберг И.В., Юдин Э.Г.Становление и сущность системного подхода. М., 2005. С. 270.

34 Иванова Е.П. Как происходит социализация. М., 2008. С.35.

35 Зарецкая И.И.Управление процессом социализации личности-инновация в воспитании. М., 2008. С.17

36 Гера Р. Предпрофильная подготовка-составляющая успешной социализации. М., 2008. С. 216.

37 Зарецкая И.И.Управление процессом социализации личности - инновация в воспитании. М., 2008. С.35.

38 Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 2008. С. 266.

39Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2007. С.224.

40 Кон И.С. Социологическая психология. М., 2006. С. 152.

41 Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности. М., 2007. С. 39.

42 Дубовская Е.М. Социальная психология в современном обществе. М., 2008. С. 161.

43 Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности  в условиях дисгармоничного социума. М., 2009. С. 45.

44 Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 2005. С.212.

45 Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников. М., 2005. С. 53.


Информация о работе Формирования личности