Environmental Education

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - концептуальный анализ феномена экологической ситуации в контексте идеи устойчивого развития и современной парадигмы высшего образования.
В соответствии с предметом и целью исследования автором поставлены следующие задачи:
- рассмотреть интеграцию науки и образования в качестве основного
фактора социально- экологической стабилизации общества; установить взаимообусловленность современной экологической ситуации и модели устойчивого развития; проанализировать специфику научно-образовательного потенциала и его функции в экологизации образования; обосновать стратегию модернизации высшей школы и раскрыть причины оптимизации окружающей среды;
- исследовать развитие человека в контексте современной парадигмы
высшего образования и экологической альтернативы;
показать роль экологического образования в формировании мировоззрения;
- изучить уровни и характеристики социально-культурной детерминации
стабильного экологического развития в аспекте образования.

Файлы: 1 файл

filosof referat.docx

— 28.23 Кб (Скачать файл)

Введение

Сравнительный анализ сфер жизнедеятельности  различных общественно-экономических  формаций или цивилизаций позволяет  сделать следующий вывод.

Каждая новая ступень  развития общества характеризуется  усложнением процесса взаимодействия человека с природой, усложнением  всей материально-производственной, научно-технической (технологической), информационно-технологической  и социально-экономической сферы, что особенно наглядно проявляется  в условиях наступившего мирового экономического и финансового кризиса. Более  сложными и специализированными  становятся производительные силы общества, его технико-технологическая база, и взаимосвязь общества с природой имеет все более опосредованный характер. Усложняется и научно-техническая  революция: в ее условиях не просто наука дифференцировалась как специфический  вид деятельности, но изменилась вся  структурная организация производительных сил. Все более разделенным общественно  и все более специализированным стал труд: это означает, что усложнилась  вся система производственных отношений, как экономических, так и технико-технологических. Значительно усложнились и результаты материально-производственной деятельности, продукты труда.

Основные направления  происходящих в России радикальных  социально-экономических преобразований в контексте устойчивого развития требуют глубокого теоретического осмысления. Все еще нельзя говорить об окончательном преодолении кризиса: наблюдается лишь небольшой рост общественного производства и валового продукта, медленно снижается уровень  безработицы, сохраняется дефицит  государственного бюджета, отсутствуют  необходимые инвестиции в народное хозяйство, углубляются экологические  проблемы (в том числе и ухудшение  экологической ситуации). Усилению кризиса в значительной мере способствует обострение основных противоречий существования  общества: противоречия между производством  и потреблением, между потребностями  людей и возможностями их удовлетворения. Вот почему устойчивое развитие экономики  должно осуществляться в масштабах  и темпах, которые позволили бы удовлетворять разумные потребности  человека, но при условии воспроизводства  возобновимых и экономии невозобновимых природных ресурсов. Иначе предпринимаемые меры, особенно по развитию промышленного производства, могут усилить и без того острые экологические проблемы, связанные с состоянием современной экологической ситуацией, охраной окружающей среды, экологическим образованием и воспитанием.

Происходит усложнение не только экономической, но и социальной сферы общества. Показателем усложнения социальной сферы являются, с одной  стороны, рост и усложнение потребностей и интересов, рост их многообразия, с другой стороны, - дифференциация новых видов деятельности по их удовлетворению, выделение в особые социальные сферы образования, здравоохранения, досуга, спорта, природоохраны и т.д. Усложняется и сеть организаций и учреждений этой сферы. Критерий усложнения также применим и к духовной сфере. Для нее тоже характерны новые формы и виды деятельности духовного производства, все более сложной становится система ее институтов и организаций. Усложненным является и продукт этой деятельности - результаты развития науки и образования, культуры, искусства.

Усложнение форм и сфер жизнедеятельности не безразлично  для самого человека. Оно является продуктом творческих усилий людей, показателем степени развития человека, развития культуры. С другой стороны, более сложная система отношений  и продуктов деятельности, которую  застает новое поколение людей, изначально в нее включаясь, расширяет  возможности самоопределения и  самоутверждения, проявления человеческой природы. Многообразие форм и видов  деятельности делает человека более  свободным в выборе в соответствии со своими задатками, потребностями, интересами. Но это означает, что все в большей  степени реализуются сущностные силы, возможности человеческого  рода, в частности такая сущностная характеристика человека, как универсальность  его развития. Усложнение общества и его жизнедеятельности сопряжено  с развитием универсальности  человека, подъемом на новый уровень  его развития.

Достижение этой цели невозможно без участия такого социального  института общества, как система  профессионального образования. При  этом неизбежны коренные изменения  в системе образования, ибо существующая ныне классическая система высшего  образования только частично способствует гармоничному развитию личности (ее потребностей и интересов), сохранению природы и взаимопониманию между людьми и народами.

Таковы основные факторы, определяющие актуальность данного  диссертационного исследования.

Степень научной разработанности  проблемы. Отдельных работ, посвященных  изучению взаимосвязи современной  экологической ситуации, устойчивого  развития системы образования, в  отечественной науке нет. Однако существует значительное число публикаций отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматриваются концептуальные основы экологии, специальные экологические  теории, взаимодействия в системе  «природа -общество», «природа - человек». К ним, прежде всего, относятся: A.M. Гиляров, 1981, 1998; П. Дювинью и М. Танг, 1975; В.И. Кормилицын, 1993; А. Мазо, 1992; А.С. Николаев, 2000; Ю. Одум, 1993; Ю.В. Олейников, 1987, 2003; В.В. Плотников, 1985; Ф. Рамад, 1981; Н.Ф. Реймерс, 1992; Р. Риклефс, 1979; Б. Симонов, 2005; В. Теобальд, 2003; Н.Е. Тихонов, 1989; А.Д. Урсул, 1990; Г. Хефлинг, 1990; К.С. Хруцкий, 2007; А.И. Шалимов, 1989; Ф.Я. Шипунов, 1980, 1992; П. Этткинс, 1987; И.А. Яковлев, 2007; О.Н. Яницкий, 2005, 2006.

Сущность проблемы состояния  природопользования и защиты окружающей среды в современной отечественной  науке является достаточно дискуссионной. Одна группа ученых утверждает, что  человечество находится в состоянии  глобальной экологической катастрофы - В.Г. Горшков, В.И.

Данилов-Данильян, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев, А.И. Субетто, Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз и И. Рандерс, 1999 и др.

Вторая - современная ситуация представляет собой глобальный экологический  кризис - Г.С. Голицын, В.А. Красилов, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, а также зарубежные экологи - Т. Бастиан, Ж. Дорст, Б. Коммонер, лидеры Римского клуба А. Печчеи, А. Кинг, В. Шнайдер, экономист Э. Вайцзеккер, философ В. Хесле, вместе с тем, вводится понятие глобального антропогенного экологического кризиса (Т.В. Борзова).

Третьи считают, что существуют лишь локальные экологические кризисы  и потенциальный риск возникновения  региональных кризисов. К последним относятся А.О. Бринкен, СБ. Лавров, Ю.П. Селиванов, Ю.С. Шевчук.

Важное значение для раскрытия  темы диссертации имеют работы исследователей, раскрывающие сущностное содержание устойчивого  развития вообще (Т.В. Адрианова, 1998; В.К. Левашов, 2001; В.А. Лось и А.Д. Урсул, 2000; В.Н. Турченко, 1994) и устойчивого развития природопользования в частности: здесь  отметим, что, анализируя подобное развитие (O.K. Дрейер и В.А. Лось, 1997), одни авторы описывают не столько «устойчивое  развитие», сколько «ноосферную  революцию» или «эколого-революционный» переворот в способе производства, социальной организации и образе жизни (А.Д. Урсул, 1998), другие авторы именуют  этот же процесс «экологической революцией» (Н.Н. Моисеев), третьи же говорят о  «ноосферном пути развития» (Н.П. Астафьев, Л.Д. Гагут, В.Ф. Протасов и др.)

Интересными представляются работы философов и естествоиспытателей, в которых широко обсуждаются  проблемы, связанные с причинами  существования и перспективами  разрешения современной экологической  ситуации (Э.А. Араб-Оглы, 1978, 1986; В.В. Вальковская, 2000; В.И. Данилов-Данильян, В.Г. Горшков, и др., 1994; O.K. Дрейер и В.А. Лось, 1983; О.Г. Куликова, 1989; Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз и И. Рандерс, 1972; Э. Ласло, 1977; Л. Фесенкова, 2008 и др.). Значимыми для экологического подхода к раскрытию поставленной проблематики являются публикации В.А. Зубакова (1990, 1995 и 2000) в части относящейся  к анализу современной экологической  ситуации с точки зрения установления показателей для фиксации такого состояния, а также направленности путей экологического развития.

Теоретические вопросы системы  образования, в том числе высшего, не могут быть отнесены к числу  малоизученных. В философии и  социологии давно сложились особые направления, именуемые философией образования и социологией образования. Современные авторы уделяют должное  внимание проблемам развития высшей школы, модернизации и реформирования высшего профессионального образования (И.А. Баранова, 2008; Л.А. Вербицкая, 2005; Л. Гребнев, В. Кружалин и Е. Попова, 2003; А.П. Егоршин, 2000; И.М. Овсянников, 1997; А.Н. Поддьяков, 2006; В.Т. Пуляев, 2001; Д. Сапрыкин, 2005; М.В. Ушакова, 2003; И. Федоров, 2008; В.М. Филиппов, 2000, 2001; В.В. Чугунов, 2006; К.Д. Якимчук, 2000). Заметно активизировались исследования проблематики научной и научно-образовательной деятельности высшей школы. Возникли и сформировались философский, науковедческий, социологический и другие подходы к изучению потенциалов науки и образования (В.И. Алешин, 2009; Н.П. Ващекин, 2000; В.А. Дмитриенко, 2000; И.К. Болдышева, 2000; В.И. Загвязинский, 1999; Г.Е. Зборовский, 2000; В.М. Разин, 1991; Н.Д. Шилин, 1999; Г.П. Щедровицкий, 1993, 1996 и др.).

Вместе с тем, еще мало публикаций, посвященных социально-философскому анализу взаимообусловленности  функционирования науки и образования, рассмотрению их как единой целостной  системы. В данном случае надо упомянуть  таких авторов, как А.П. Валицкая(1991), И.А. Колесникова и Н.В. Наливайко (2001), Г. Симухин (2001), И.И. Сулима (2000), С.В. Шевелуха (1999) и другие.

На конференции ООН  по окружающей среде и развитию (1992г.) было достигнуто осознание особой роли системы образования как важнейшего фактора, определяющего саму принципиальную возможность перехода человечества на путь устойчивого развития. Это  связано с тем, что образование - та область социокультурной деятельности, где совершается становление  духовно зрелой, нравственно свободной  личности, способной нести груз ответственности  за судьбу земной цивилизации вообще и экологической ситуации в частности. В контексте концепции устойчивого  развития стали рассматриваться  проблемы образования (П.А. Водопьянов, 2000; А.Д. Урсул, 1997), экологии (O.K. Дрейер, В.А. Лось, 1997) и экологического образования (Ф.А. Айзятов, Г.Г. Зейналов и В.Д. Золотников, 2001).

В условиях современной экологической  ситуации неизмеримо возросла общественная потребность в экологическом  образовании, воспитании и обучении. Эта проблематика все больше привлекает внимание отечественных исследователей (Л.И. Андреева, 1995; Н.Г. Апухтина, 1996; И.Г. Гайсин, 1999, 2002; С.Н. Глазачев, Л.И. Грекова  и Н.Н. Сотникова, 1999; Е.А. Когай, 2001; Л.Я. Лаврененко, 1998; Н.Г. Лосева, 1994; О. Мелехова, 1994; А. Платонов и А. Короткое, 1997; В.Попов  и В. Токмаков, 2005; Б.Б. Родоман, 2004; Н.Г. Рыбалкин и Е.Д. Самотесов, 1995; Р. Сабекиа, 2006; Ю. Трофименко и Н. Евстигнеева, 2005; С. Файрушина, 2007; А. Хузиахметов и Р. Кадырова, 2008; Е.П. Шестакова, 2008; О.Н. Яницкий, 2006).

Признавая несомненный вклад  этих ученых в разработку проблем  экологической ситуации, устойчивого  развития и системы образования (в том числе и экологического образования), следует отметить, что  в целом комплексно и целенаправленно  данная тема исследована пока явно недостаточно.

Степень изученности проблемы и ее социально-практическая актуальность (в условиях усложнения общества и  его жизнедеятельности) обусловили выбор и формулировку темы, определение  объекта, предмета, цели и основных задач настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования является современная экологическая ситуация как элемент глобальной социоприродной системы и образование.

Предмет исследования - сущность и социальная детерминация современной  экологической ситуации и научно-образовательного потенциала высшей школы.

Цель исследования - концептуальный анализ феномена экологической ситуации в контексте идеи устойчивого развития и современной парадигмы высшего образования.

В соответствии с  предметом и целью исследования автором поставлены следующие задачи:

- рассмотреть интеграцию  науки и образования в качестве  основного 
фактора социально- экологической стабилизации общества; установить взаимообусловленность современной экологической ситуации и модели устойчивого развития; проанализировать специфику научно-образовательного потенциала и его функции в экологизации образования; обосновать стратегию модернизации высшей школы и раскрыть причины оптимизации окружающей среды;

- исследовать развитие  человека в контексте современной  парадигмы 
высшего образования и экологической альтернативы;

показать роль экологического образования в формировании мировоззрения;

- изучить уровни и характеристики  социально-культурной детерминации 
стабильного экологического развития в аспекте образования.

Методологическая  и теоретическая основа исследования задана объектом и предметом, целью и задачами темы диссертации. Методологическую основу работы составляют принципы социальной философии, объективности, историзма, единства системно-структурного и генетического подходов, метод междисциплинарного анализа понятийно-категориального аппарата.

Мы использовали сочетание системного, цивилизационного, эволюционного подходов, применяемых при анализе развития и функционирования общества, его взаимодействия с природой и отражение процесса этого взаимодействия в общественном сознании.

Теоретической базой исследования являются работы отечественных и  зарубежных ученых в области философии, экологии, социологии, психологии, экономики, посвященные проблемам взаимоотношения  человека, природы и общества, специфики  экологической ситуации, использования  природных ресурсов, защиты окружающей среды, социально-деятельной сущности человека, его потребностей и интересов, образования, воспитания и обучения как средств самореализации личности.

В основе авторского подхода  лежит принцип взаимодополняемости  различных методологических, общенаучных  и методических приемов, разработанных  в философии, социологической и  экологической науках.

Достижению цели исследования и выполнению задач способствовало совмещение плоскостей социально-экологического и эколого-социального подходов.

Информация о работе Environmental Education