Цифровая балльная оценка, отметка – плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Итак, все эти вопросы мы попытаемся рассмотреть в нашей работе.
Следовательно, целями данной работы являются:
Найти различия между понятиями балл, оценка и отметка.
Найти плюсы и минусы в оценивании учащихся.
Выявить особенности влияния личности педагога на оценивание учащихся.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………........4
1.1 Различия между оценкой, отметкой и баллом………………………..4
1.2 Плюсы и минусы в оценивании учащихся……………………………5
1.3 Влияние личности педагога на оценивание учащихся……………..12
Заключение………………………………………………………………....15
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Педагогическая психология (2).docx

— 39.91 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования РФ

ФГБОУ ВПО « Удмуртский государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по педагогической психологии

на тему: «Цифровая балльная оценка,

отметка – плюсы и минусы»

 

 

                                                                         Выполнил: студент группы

                                                                         ЗСВБ-030300-41 (К)

                                                                         Николаева М. Е.

 

                                                                         Проверила: ст. преподаватель

                                                                         кафедры педагогики

                                                                         и педагогической психологии

                                                                         к. педагог. н.

                                                                         Чиркина Е. А.

 

Ижевск 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………........4

1.1 Различия между оценкой, отметкой и баллом………………………..4

1.2 Плюсы и минусы в  оценивании учащихся……………………………5

1.3 Влияние личности педагога  на оценивание учащихся……………..12

Заключение………………………………………………………………....15

Список использованной литературы……………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Есть такие педагогические темы, вокруг которых общественный шум никогда не утихает, ничего не меняя по существу. Школьные отметки — несомненно, из их числа. Нужны ли они? Какие критерии должны стоять за школьными отметками? В каком конкретно виде оценки и отметки должны даваться ребенку?

Существует 2 подхода к изучению данной проблемы, т.е. существуют сторонники традиционной системы воспитания (те, кто «за» использование балльно-рейтинговой системы в обучении) и сторонники свободного воспитания (те, кто «против» оценивания учащихся в процессе усвоения знаний. К последним относил себя и Л. Н. Толстой [9]). Хочется отметить, что каждая точка зрения имеет место быть.

Немаловажным фактором оценивания является психологическая составляющая, т.е. исходя из чего учитель (педагог) оценивает знания учащихся и как сами дети относятся к отметкам учителя. Ведь, как отмечают психологи, оценивание — очень тонкий психологический момент. То, как тебя оценивают окружающие, понятно всем, даже малышам. Жесты, мимика, взгляды, наклоны и повороты корпуса — все без исключения чувствительны к ним, мгновенно реагируют на малейшие изменения.

Итак, все эти вопросы мы попытаемся рассмотреть в нашей работе.

Следовательно, целями данной работы являются:

  1. Найти различия между понятиями балл, оценка и отметка.
  2. Найти плюсы и минусы в оценивании учащихся.
  3. Выявить особенности влияния личности педагога на оценивание учащихся.

 

 

Основная часть

1.1 Различия между оценкой, отметкой и баллом

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.

Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

В первую очередь, оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием.

Таким образом, проверка и оценка знаний школьников как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов.

 

1.2 Плюсы и минусы в оценивании учащихся

Как утверждает Б. Г. Ананьев, отсутствие оценки является самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее [2].

 А выдающийся педагог В. А. Сухомлинский поддерживает данное мнение и говорит, что он далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни и без отметки никак не обойтись [8]. «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол — отметка. Для одного ребёнка — он добрый, снисходительный, для другого — жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» [8 С. 450].

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.

Можно ли учить без оценок?

 Можно. Если не ставить  задачу научить (особенно всех), если  руководствоваться принципом: «Не  справляешься, или не интересно  — уходи!».

Можно ли научиться без оценок?

Тоже можно, при условии, что учащийся как минимум, получает некоторую поддержку своим усилиям, и при этом имеет потребность в получении знаний (необходимость, любопытство, интерес) Так учатся маленькие дети. Будет ли такое учение эффективным? Вряд ли. Даже маленьким детям полезна оценка — в виде подкрепления (поощрения) верного поведения и наказания за неверное. Овладеть же серьезными навыками, не получая регулярной информации о том, как идет процесс обучения, практически невозможно.

В начале 21 века в русле общего процесса модернизации образования закономерно возник вопрос о необходимости совершенствования существующей пятибалльной (в реальности 3-х бальной) системы отметок.

 Как утверждают некоторые  отечественные исследователи данного  вопроса, оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса [7].

 «Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения  косвенными, а с другой — насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в про-цессе познания. Вот это — та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок» [1С. 111]

 По мнению Фридмана  Л. М., главными противоречиями и недостатками существующей системы контроля и оценки учебной работы у учащихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены [10.]

 Таков разброс мнений  о школьной оценке в психолого-педагогической  науке и школьной практике.

 Для понимания сущности  контроля и оценки знаний, их  места в учебном процессе давайте  проанализируем структуру обучающей  деятельности учителя и учащихся:

Обучающая деятельность учителя состоит из трех компонентов:

 а) мотивационный компонент

 •учитель подчеркивает  важность изучения темы, ее место  в системе уроков, формулирует  цели и задачи, минимальный объем  предметных компетенций,

 •определяет содержание  домашней самостоятельной работы на весь период изучения темы;

 б) операционально-познавательный  компонент

 •учащиеся усваивают  знания, входящие в содержание  данной темы, формируют предметные  компетенции,

•учитель осуществляет контроль, оценку и коррекцию работы учащихся;

в) контрольно-оценочный компонент

 •производится обобщение  изученного и подведение итогов работы учащихся по данной теме,

•проводится итоговый контроль и оценка учебной работы каждого ученика по выполнению плана изучения темы [10].

 Как мы обратили внимание, в обучающей деятельности учителя, и в структуре учебной деятельности школьников контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) входят как компоненты этих видов деятельностей, что позволяет прийти к заключению о том, что продуктивность учебного процесса определяется уровнем их сформированности.

 Поэтому, составляя календарно-тематические  и поурочные планы, учителя проектируют  не только содержание учебного  материала, методы и средства  обучения, но и контрольно-оценочный  компонент с точным указанием  времени и форм контроля и  оценки, уточнением того, какие качества  знаний учащихся (прочность и  глубина знаний, их оперативность, системность, умение переносить  знания и умения при решении  нового класса задач и т. д.) будут подвергаться контролю  и оценке.

 Понимание того, что  контроль и оценка являются  необходимыми компонентами учебного  процесса, казалось бы, исключает  всякие дискуссии и сомнения  относительно их целесообразности  в обучении.

Многие исследователи рассматривают оценку как фактор, стимулирующий интерес к обучению.

Неоднократно проводившиеся опросы школьников показывают, что «подростки в большинстве своем не склонны учиться без отметок» [6].

 Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

К подобному же выводу о роли оценки приходят и зарубежные исследователи:

 Поощряемые ученики достигают значительно больших успехов по сравнению с теми, кто никак не поощрялся [4].

 Однако, как показывает  опыт, на практике все происходит  несколько иначе.

Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера, к последним можно отнести — ошибки учителей.

Остановимся на этих недостатках:

1) традиционный контроль  проводится главным образом в форме опроса, который является выборочным и случайным:

 •проверке подвергаются  лишь некоторые учащиеся, хорошо  успевающих учащихся опрашивают  в три раза чаще, чем слабоуспевающих.

 Успевающих школьников учитель вызывает отвечать на уроке чаще, чем неуспевающих, даже в тех случаях, когда неуспевающий школьник вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается не на нем, а на его успевающем однокласснике [4].

 Такое отношение со  стороны учителя имеет для слабоуспевающего школьника печальные последствия. Естественно предположить, что с течением времени неуспевающий учащийся привыкает к такому обращению и все реже поднимает руку, даже если он готов ответить на вопросы, которые учитель ставит перед классом [4].

Информация о работе Цифровая балльная оценка, отметка – плюсы и минусы