Человек в обществе: закономерности социально-ролевого поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: Социально-ролевому поведению посвящено огромное количество психологических трудов. Проблема оного в психологии – проблема необъятная, она охватывает огромное поле исследования.
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
РАЗДЕЛ 1. Понятие социального статуса и социальной роли……………4
Понятие социального статуса.……………………………........4
Разновидности социальных статусов личности………………6
Иерархия статусов. Статусные коллизии…………………….12
Понятие социальной роли……………………………………..16
Процесс обучения ролям………………………………………20
РАЗДЕЛ 2. Закономерности социально-ролевого поведения…………….24
2.1. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение…...24
2.2. Девиантное поведение…………………………………………28
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 73.26 Кб (Скачать файл)

Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, - стремление к  тому, чтобы люди занимали положение  в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться  высоким талантам, но и исключает  возможность оправдывать недостатки.

В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения  своего положения. Те у кого, низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.д.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как  эффективное использование человеческого  потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям». [2, 71 с.]

Другие статусы.

 

«Из множества статусов, которые занимает человек, прежде всего необходимо определить главный статус. Это является довольно сложной задачей, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой? чего достиг?»).

Безусловно, в большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный  с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь  второстепенное значение – здесь  решающую роль могут играть культурный уровень, общительность.

Следовательно, следует отличать основную, общую  иерархию статусов личности в большинстве  ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.

Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Такое неадекватное понимание своего места в обществе может иметь драматические последствия для человека, порождая внутренние и внешние конфликты, противоречия.

Кроме главного статуса, связанного, прежде всего с профессией, работой (точнее, ее престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.

Зачастую  имущественное положение образованного  человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь  экономическими аферами, сделками и  т.д.

Как отметил  М. Вебер, если бы общество ранжировало  позиции чисто рыночно-целерационально, то материально-имущественное преимущество любого человека (в том числе ассенизатора) вызвало бы к нему огромное уважение. Но речь идет о социальных (а не экономических) законах, которые учитывают гораздо более сложный и многообразный комплекс статусных условий.

Индекс  социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования (зачастую – наличие властных полномочий, привилегий)». [1, 463 с.]

 

 

1.3 Иерархия статусов. Статусные  коллизии.

Социальный престиж  статуса.

 

Статусы в обществе иерархизированы. Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу стратификации данного общества.

«Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.

Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: 1) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); 2) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых  в данной культуре (культурно-вариативная  сторона престижа статуса).

В связи  с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет  много общего, и в то же время  весьма специфична.

Престиж статуса разделяем обществом. Здесь  не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений.

Общество  постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов – материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию – количественно выражает престижность данного статуса. За один и тот же объем усилий человек престижного статуса потребует одно вознаграждение, человек менее престижного статуса – другое.

Моральная поддержка статуса выражается в  том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный авторитет. Носители этого статуса сами уделяют  большое внимание поддержанию его  престижа.

Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии. Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые, в конечном счете, порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей.

Любая глубинная  перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с  изменением иерархии статусов, их престижа». [1, 465 с.]

Статусные коллизии.

 

Статусная характеристика личности, казалось бы, статична – но только на первый взгляд. Статусы, статусные притязания и  разочарования, статусные шансы  и несоответствия играют заметную роль в формировании самочувствия человека. Ведь одна из главных социальных движущих сил – это стремление людей занять престижный статус, который реализует их высокие притязания, дает шанс на жизненный успех. Человек социально оценивает себя (и других) во многом с точки зрения занимаемого социального статуса, престижности социальной позиции, что вызывает у него или гордость, или глубокое разочарование, определенные умонастроения.

«Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) – это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, уважения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмерный престижу данного статуса.

Чем выше престижность статуса (основой которой  является признание обществом данной функции важной, значимой для его  функционирования), тем выше уровень  притязаний – и наоборот.

Статусное несоответствие (рассогласование) –  это несоответствие материального, морального, экономического и другого  вида вознаграждения как общественной значимости функций, выполняемых людьми данного статуса, так и статусным  притязанием носителей данного социального статуса.

Рассмотрим  некоторые статусные коллизии личности.

1.Снижение  занимаемого статуса, престижность  прошлого статуса сохранена (понижение  должности). Это распространенная  статусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неизменным, так  же как и его престиж, но  человек не справился со своей  задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался  с вышестоящим руководителем,  с подчиненными и т.д. Подобные  коллизии приводят к серьезной  личной драме человека, который  глубоко переживает свою неудачу.  Ему приходится менять статусные  притязания, систему взаимоотношений,  манеру поведения. Люди по-разному  выходят из этой коллизии, но  она всегда драматична в психологическом  отношении.

2.Статус  сохранен, но снижена его престижность. Данная коллизия задевает уже  всех представителей данной статусной  группы. Явными, зримыми признаками  снижения престижности статуса  является снижение уровня материального  дохода, моральных, эмоциональных  знаков внимания и уважения. Снижение  престижа сопровождается глубокими  внутренними деформациями, демотивацией деятельности работников, которые испытывают пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, безразличие к таким понятиям, как профессионализм, профессиональная честь, репутация. При снижении престижа статуса возникает текучесть кадров, наиболее амбициозные, энергичные люди стремятся занять более уважаемые статусно-профессиональные ниши.

3.Статусная  дифракция (рассеивание) социальной  реакции. Социальные притязания  у представителей различных статусных  групп различны. Один и тот  же уровень материальных доходов,  моральных, эмоциональных знаков  уважения, признания может вызвать  различные реакции у представителей, различающихся по престижу социальных  групп: быть признан приемлемым  представителями менее престижной  группы, вызвать протест у представителей  более престижной статусной группы. Из этого следует, что, во-первых, социальная реакция может тесно  увязываться не только (а может,  и не столько) с самим уровнем  жизни, но с уровнем статусных  притязаний той или иной статусно-профессиональной группы. Во-вторых, нельзя анализировать, прогнозировать социальные реакции людей, используя лишь данные об их уровне жизни, социальной обеспеченности, комфортности. Следует учесть, что непрестижные статусные группы, имеющие невысокие социальные притязания, могут представлять собой наименее требовательную среду и, наоборот, представители более престижных статусных групп могут оказаться социально более требовательными». [1, 466 с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Понятие социальной роли.

 

Социальные роли – термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых  к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. Научная дисциплина или теоретическое  направление, которое подробнее  других изучило эту проблему, называется теорией ролей.

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны  одного и того же явления. Статус –  структурная ячейка общества, роль – его динамический аспект. Наиболее близкая аналогия – это, пожалуй, элементарная частица в физике. С  одной стороны, это корпускула, то есть структурная единица, обладающая точными пространственными координатами, а с другой – волна, размытое в  пространстве пятно, не имеющее точных координат, зато постоянно находящееся  в движении. Корпускула и волна  – два противоположных и в  то же время взаимодополнительных образа элементарной частицы.

Итак, в физике элементарная частица – это единство статистического  и динамического образов мира. Для описания каждого из этих аспектов есть свой понятийный аппарат. Точно  также в социологии по поводу статуса  и роли существуют два понятийных аппарата, которые взаимодействуют, не противоречат друг другу.

Различие между двумя  важнейшими социологическими категориями  очень простое: мы занимаем статус, но играем роль.

Различия между статусом и ролью можно выразить иначе: статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину  мира. Роль описывает общество в  движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. Если статус – это  позиция в обществе, то роль –  модель поведения в соответствии с этой позицией. Из этого следует, что роль – это динамическая характеристика статуса.

Американский антрополог Р. Линтон, заложивший основы классической теории социальных ролей, полагал, что роль – динамический аспект статуса. Индивид социально приписан к определенному статусу и занимает его в отношении к другим статусам. Когда права и обязанности, конституирующие статус, реализуются, индивид исполняет роль.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на Данный статус. Ее можно определить иначе  – как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и  обязанностей, предписанных конкретному  статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с  другом.

В связке понятий «статус-роль»  ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается  выражение «статусная роль», но никогда  не попадается «ролевой статус».

Информация о работе Человек в обществе: закономерности социально-ролевого поведения