Человеческий фактор в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы, является изучение человеческого фактора в конфликте.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи :
1. выделить структурные элементы конфликта и стороны конфликта;
2. рассмотреть типы конфликтных личностей.

Содержание работы

Введение 3
Структурные элементы конфликта. Стороны конфликта 4
Типы конфликтных личностей 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

конфдиктология.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Кафедра  «Связи с общественностью»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Конфликтология»

на тему «Человеческий фактор в конфликте»

Специальность – Связи  с общественностью

 

 

 

 

       Выполнила:  Михайлова Н.П. Группа ГЗСО51.

Зачетная книжка № 3082063

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону 2012

 

Содержание.

 

Введение                                                                                                         3

Структурные элементы конфликта. Стороны  конфликта                         4

Типы конфликтных личностей                                                                    9

Заключение                                                                                                   12

Список литературы                                                                                      13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Конфликтология –  отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Человек является центральной  фигурой в образовании, ведении  и урегулировании конфликтных ситуаций. Поэтому изучение человеческого фактора в конфликте является важной и актуальной проблемой.

Целью контрольной работы, является изучение человеческого фактора  в конфликте.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи :

  1. выделить структурные элементы конфликта и стороны конфликта;
  2. рассмотреть типы конфликтных личностей.

Контрольная работа состоит  из введения, основной части , заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

Структурные элементы конфликта. Стороны конфликта.

 

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны  с  пониманием  природы  как  общества,  так  и  человека.  Люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив.

Человек – существо социальное, обладающее самосознанием, способное  к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира.

В любом конфликте  есть конфликтанты: как минимум две  конфликтующие стороны, к которым  относятся отдельные индивиды и группы. Конфликты могут быть и многосторонними, когда во взаимодействии участвуют более двух сторон. Конфликтантов могут различать по следующим объективным характеристикам.

Роли — некая идеальная  модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть:

  1. прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта;
  2. косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, — это участники конфликта.

Участники конфликта  делятся на прямых и косвенных. Между  прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные  участники конфликта характеризуются  ролевым поведением, т.е. косвенные  участники конфликта могут:

  • провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор), его цель — спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;
  • содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи);
  • поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки);
  • планировать и руководить протеканием конфликта (организатор);
  • быть жертвой конфликта.

Кроме ролей, субъекты и  участники конфликта характеризуются  рангом, социальным статусом, потенциалом.

Ранг — позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к  противоборствующей стороне:

  • оппонент 1 ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;
  • оппоненты 2 ранга — отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;
  • оппонент 3 ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;
  • оппоненты 4 ранга — государственные структуры, выступающие от имени закона.

Социальный статус —  общее положение личности или  группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав или обязанностей.

Потенциал (сила) — возможность  и способность сторон конфликта  реализовать свои цели вопреки противодействию  оппонента; вся совокупность потенциальных  и актуальных средств и ресурсов стороны конфликта.

Кроме объективных характеристик  сторон конфликта очень важным становится знание субъективных характеристик. К  ним относятся:

Образ конфликтной ситуации — отображение предмета конфликта  в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть разной:

  1. конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается участниками (конфликт не наступает до осознания);
  2. конфликтная ситуация объективно существует, но осознается участниками с теми или иными отклонениями (частично понятый конфликт);
  3. конфликтная ситуация объективно не существует, но осознается участниками как конфликтная (ложный конфликт);
  4. конфликтная ситуация объективно существует, при этом адекватно осознается участниками.

Мотивы конфликтующих сторон — внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов к конфликту.

Интересы конфликтантов  — эмоциональное состояние, связанное  с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности, преимущественной ее направленностью на какой либо объект.

Позиции конфликтующих  сторон — то, о чем заявляют друг другу стороны конфликта. Интересы от позиции отличаются по наличию  побуждения.

Помимо сторон конфликта  выделяют и иные структурные элементы. Прежде всего, это зона разногласий или предмет конфликта.

1. Предмет конфликта — это  то, из-за чего возникает конфликт. Объективно существующая или  воспринимаемая в качестве таковой  проблема, служащая основой конфликта,  это то противоречие, ради разрешения  которого стороны и вступают в конфликт.

2. Объект конфликта — это  конкретная причина, мотивация,  движущая сила конфликта. Это  материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или  пользованию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им.

Существуют 3 типа объектов конфликта:

1) объекты, которые не могут  быть разделены на части, владеть  ими совместно с кем-нибудь  невозможно;

2) объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях;

3) объекты, которыми участники  конфликта могут владеть совместно  (это ситуация мнимого конфликта).

В общем смысле объект конфликта  — это та сторона реальности, которая вовлечена в процесс  взаимодействия с субъектами конфликта. В отличие от этого предмет конфликта — это различия, разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

Объект конфликта может быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, ложным и иллюзорным, смещенным и т.д. Предмет конфликта всегда реален и актуален. Борьба между оппонентами может развернуться не на жизнь, а на смерть, не смотря на то, что в споре могут отстаиваться утопические по своему содержанию идеи.

Объект конфликта может быть как явным, так и латентным, тогда  как предмет всегда проявляется  отчетливо.

Характеристики объекта конфликта:

  1. объект конфликта не существует сам по себе, он становится таковым при наличии интереса к нему со стороны взаимодействующих субъектов (когда появляется желание им обладать, его использовать, контролировать, присвоить и т.д.);
  2. дефицитность объекта конфликта и наличие необходимости его использовать со стороны обеих сторон;
  3. конкретно исторический характер объектов конфликта (Вторая мировая война происходила за землю, следующая в качестве объекта может иметь, например, воду);
  4. релятивистский характер объекта, связанный с разными субъективными оценками его значимости для разных субъектов;
  5. реалистический объект конфликта и нереалистический, тот, который в самом себе содержит цель и содержание (девиантное поведение не ради достижения каких-то уступок, а ради самого акта).

Таким образом, конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия.

В любом конфликте  есть конфликтанты: как минимум две  конфликтующие стороны, к которым  относятся отдельные индивиды и группы. Человек занимает центральное место в образовании конфликтной ситуации, так как является субъектом конфликта.

Участники конфликта  делятся на прямых и косвенных. Между  прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением, то есть они могут провоцировать конфликт, содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта, быть жертвой конфликта.

Конфликтантов могут  различать ряду объективных характеристик: роли, социальному статусу, ранг, потенциал конфликтующих сторон.

Кроме объективных характеристик  сторон конфликта очень важным становится знание субъективных характеристик. К  ним относятся: образ конфликтующей ситуации, мотивы сторон, интересы конфликтантов и их позиции.

 

 

 

Типы конфликтных личностей.

 

Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк; В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), опишем 6 основных типов конфликтных  личностей: 

1) демонстративный тип: чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт - привычная среда существования. Они любят всё время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

Такой тип обладает следующими поведенческими характеристиками. Хочет быть в центре внимания, любит   хорошо   выглядеть   в   глазах   других, его   отношение   к   людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, они хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия ведет себя активно.

2) ригидный тип: (слово "ригидный" означает негибкий, непластичный). Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. 

Информация о работе Человеческий фактор в конфликте