Беседа как метод исследования. Требования к подготовке и проведению беседы. Проблема фиксации беседы. Условия эффективности использовани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Содержание работы

Введение
1.Основные типы бесед
2.Структура беседы
3.Виды бесед
4.Рефлексивное и нерефлексивное слушание
5.Вербальное общение в процессе беседы
6.Невербальное общение в процессе беседы
7.Классификация типов вопросов
8.Примеры бесед
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

14.docx

— 40.14 Кб (Скачать файл)

 

5. Вербальное общение  в процессе беседы.

 

Вербальное общение в  процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и  слушать его ответы.

Одним из основных приемов  обращения, позволяющих собеседнику  яснее выразить свои мысли, чувства, проблемы, а психологу понять его, является так называемый «Вы-подход» — изучение человека, чтобы лучше понять его. Спросим себя: что бы нас интересовало в этом случае? Как бы мы реагировали на месте нашего собеседника? Это уже первые шаги в направлении «Вы-подхода»15, В словесном плане он реализуется в переходе от высказываний в первом лице к формулировкам, непосредственно обращенным к собеседнику. Например, вместо «Я бы хотел...» — «Вы хотите…»; «Мне представляется…»» — «Ваша проблема, похоже, заключается в том…», или: «Вероятно, Вам интереснее говорить о…». То же относится к констатации и передаче фактов. Например, вместо: «Хоть Вам и не известно»,— «Как Вы знаете…»; «Вероятно, Вы не слышали…» — «Вы, наверное, уже об этом слышали…». Любой человек охотнее говорит о собственных проблемах и желаниях, и ни один собеседник не является исключением из этого правила.

Поощрить собеседника  к высказыванию своих мыслей можно  посредством «минимизации ответов», т. е- сознательным использованием в своей речи нейтральных, малозначащих по существу фраз, позволяющих содержательно продолжить беседу. Такие ответы — не просто реплики, которые делаются тогда, когда ответить нечего; они помогают выразить одобрение, понимание, интерес, приглашение, высказаться свободно и непринужденно» Исследования показали, что простейшая нейтральная реплика, или утвердительный наклон головы ободряют собеседника и вызывают у него желание продолжить общение. Важно только, чтобы ответы возникали естественно и были бы всегда действительно нейтральными.

Наиболее употребительными минимальными ответами являются следующие:

«Да?»; «Продолжайте, продолжайте, это интересно»; «Понимаю»; «Можно ли поподробнее…».

Эти реплики нейтральны, их иногда называют «открывающими», т. е, такими, которые способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале* Они снимают напряженность говорящего, возникающую из боязни быть непонятым, получить отказ, т.к. молчание слушающего может быть неправильно истолковано как незаинтересованность или несогласие.

С другой стороны, некоторые  краткие реплики, напротив, могут  стать помехой в общении, т.к. могут  быть поняты как принуждение к  нему. Это высказывания следующего типа: «Это почему же?»; «Приведите мне  хотя бы на то причины»; «Почему бы и  нет?»; «Ну, не может быть, чтобы так  уж плохо...». Они скорее приведут к  прекращению разговора, чем к  его продолжению.

Принципиальное значение в проведении беседы имеют вопросы. С их помощью можно:

— вести процессы передачи информации собеседником в определенном направлении, соответствующем программе  беседы;

— взять инициативу в  беседе;

— активизировать собеседника, чтобы от монологической речи перейти  к диалогу;

— дать возможность собеседнику  проявить себя, доказать свои знания, продемонстрировать свои мнения, оценки, взгляды и позиции.

 

6. Невербальное  общение в процессе беседы

 

Помимо вербального общения  в беседе присутствуют элементы невербального, такие как: мимика, интонация и  тембр голоса, позы и жесты, межличностное  пространство и визуальный контакт.

Невербальное общение  позволяет точнее понять сказанное. В том случае, когда невербальные «сообщения» противоречат сказанным  словам, следует особенно внимательно  отнестись к этому обстоятельству. На противоречивые жесты и слова  собеседника следует отвечать подчеркнуто  продуманно, оставляя себе время для  оценки происходящего и принятия решения. Например, говорящий соглашается  с вами, но проявляет при этом признаки сомнения: делает частые паузы, задает вопросы, его лицо выражает удивление  и т. п. В данном случае возможно высказывание такого типа: «Похоже, Вы к этому  относитесь скептически? И с чем  это может быть связано?» Подобное высказывание выражает внимание к тому, что говорит и делает собеседник, не вызывая у него беспокойства или  защитной реакции.

Итак, эффективность беседы зависит не только от внимания к  словам говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов — жестов и мимики говорящего. Анализ содержания вербального и невербального общения позволяет правильно интерпретировать содержание беседы и, следовательно, повышает уровень достоверности ее результатов.

 

7. Классификация  типов вопросов

 

Управление беседой осуществляется через задаваемые вопросы. Ведет  беседу тот, кто формулирует вопросы. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько  классификаций типов вопросов, используемых в беседе.

I. Первая из них основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три основные группы вопросов:

а) Закрытые вопросы —  это вопросы, на которые ожидается  ответ «да» или «нет». Они обращены ко всему объему содержащегося в  них смысла.

Примеры: «Любите ли Вы бродить  осенним вечером под теплым и  негромким дождем?»; «Это все, что  Вы хотели сказать?»; «Это трудно?»; «Предпочли бы Вы это сделать сами?».

Закрытые вопросы ведут  к созданию напряженной атмосферы  в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у  собеседника, легко могут нарушить ход мыслей говорящего.

Они переключают фокус  общения с говорящего на слушающего, нередко заставляют говорящего занимать защитную позицию. Следовательно, использование такого типа вопросов осуществляется не случайно, а только со строго определенной целью — расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить непосредственно на принятие решения.

б) Открытые вопросы —  это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы  «кто», «что», «как», «сколько», «почему». Например: «Каково Ваше мнение по данному  вопросу?»; «Почему Вы считаете такой  взгляд недостаточным?»; «Что Вы собираетесь  делать летом?».

Вопросы такого типа позволяют  общению перейти в разновидность  диалога-монолога с упором на монолог  собеседника, т. е. на более высокую  ступень беседы, Благодаря их использованию  собеседник находится в более  активном состоянии, он имеет возможность  без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов. Открытые вопросы могут быть и переломными  по своей функции, т, е, для перехода от одной, уже полностью раскрытой  смысловой темы, к другой.

в) Выясняющие вопросы —  являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?».

Однако на пути углубленного выяснения содержания ответа собеседника  более удобным представляется не формулирование вопросов, а прием  перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами  слушающего. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности». Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас»; «Как я понимаю, Вы говорите…»; «Другими словами, Вы считаете»; «По Вашему мнению».». При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы. Слушающему важно уметь выразить чужую мысль своими словами.

II. Существует и другая классификация вопросов в зависимости от смысла соотносимых с ними ответов:

а) «Да—нет» вопросы, т. е. закрытые.

б) Альтернативные вопросы. Вопрос содержит в себе самом тот  возможный выбор, который предстоит  сделать собеседнику. Ответ на него будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросе.

в) Избирательные вопросы. Вопрос задает некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых  можно сделать выбор.

Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос. Например: «Чем он болен?» — «Гриппом».

г)Иксовые вопросы, не подсказывающие ответа. Например: «Что он сказал?»; «Что Вы собираетесь делать летом?»- На вопрос такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны с теми смысловыми ориентирами, которые содержатся в вопросе. Координация между вопросом и иксовым ответом подтверждается тем фактом, что вопрос при иксовом ответе не может строиться так же, как строится при «да-нет» ответах, альтернативных и избирательных ответах.

Данная классификация  не является абсолютной и жесткой.

Предложенные четыре типа вопросов надо рассматривать как  основные ориентиры, к которым могут  в большей мере тяготеть конкретные ответы.

III. В основе еще одной классификации вопросов в беседе лежит совершенно иной качественный признак, а именно, функциональная роль данного вопроса в целостной программе беседы. В ней выделяются следующие типы вопросов:

а) Подспудные вопросы —  это те переменные, в которых мы хотим охарактеризовать испытуемого- Это, по сути дела, вопросы, которые  задает себе сам проводящий беседу. Содержание «подспудного», «генерального» вопроса порождает целый веер конкретных вопросов, ответы на которые  позволяют нам проникнуть в те проблемы , которые в ходе беседы явно не формулируются,

б) Прямые вопросы — это  средство реализации подспудного вопроса. Прямые вопросы могут быть сформулированы в личной форме: «Знаете ли Вы…»; «Что Вы думаете о...?»; «Каково Ваше мнение по поводу…?». Они также могут  быть сформулированы в безличной  или полубезличной форме: «Некоторые люди считают, что…»; «А как с Вашей точки зрения?».

в) Фильтрующие вопросы  — выполняют функцию контрольных. Положительный или отрицательный ответ, полученный на них, должен быть повторен на связанные с ними по смыслу вопросы. Если у испытуемого нет знания о предмете обсуждения, то не может быть своих мнений и оценок.

IV. По содержанию вопросы можно разделить на три группы: прямые, проективные и косвенные.

а) Прямые — непосредственно  касаются исследуемого предмета, обсуждаемой  темы, например: «Боязно ли Вам обращаться к незнакомому человеку?».

б) Косвенные — более опосредованно касаются исследуемого предмета, оставляя испытуемому достаточно широкий выбор ответа, а также проверить искренность слов собеседника, например: «Как Вы поступаете, когда Вам бывает боязно обратиться к незнакомому человеку?».

в) Проективные — это просьба к собеседнику представить себе определенные обстоятельства и высказать свое к ним отношение: «Все ли боятся обращаться к незнакомым людям?». К ним можно добавить вспомогательный вопрос: «Ну, а как Вы?».

Независимо от конкретного  вида вопросов и их классификации  существует ряд общих правил относительно неприемлемых в беседе типов высказываний.

Следует избегать наводящих  вопросов, которые самой своей  формулировкой подсказывают ответ: «Вы, конечно, любите читать книги?»; вопросов, первая часть которых содержит любую оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что такие уверенные в себе люди, как Вы, легко общаются. Не так ли?»; вопросов, носящих произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?» (испытуемый может придерживаться третьей точки зрения, которая вовсе не задана этим вопросом и потому может остаться невысказанной); и, наконец, вопросов, слишком широко сформулированных относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?»

Если вопросы экспериментатора начинают затрагивать область, к  которой испытуемый относится болезненно, то можно смягчить эту субъективную болезненность общими фразами, преуменьшающими  неблагоприятное впечатление: «Всем  иногда приходится переживать неприятности, разочарования»; «Родители не всегда правильно понимают своих детей» и т. п. Иногда такие фразы облегчают  испытуемому сообщение (прямое или  косвенное) о важных для него событиях, ситуациях, оценках.

Следует, однако, как мы уже  говорили, не злоупотреблять комментариями  и высказывать их как можно  реже, осторожнее и всегда продуманно.

Эффективность процесса беседы во многом зависит от умения слушать  собеседника. Слушать и воспринимать означает, иными словами, умение не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание, устойчивый визуальный контакт. Поскольку скорость мышления примерно в четыре раза больше скорости речи, следует использовать время на анализ и выводы из непосредственно услышанного.

Таким образом, проведение беседы требует успешной реализации психологом профессионального умения слушать, наблюдать, говорить.

 

8. Примеры бесед

 

Правильная.

К-клиент.

М-менеджер.

М: Добрый день!

К: Здравствуйте!

М: Меня зовут Яна. Присаживайтесь, пожалуйста.

К: Евгений Николаевич.

М: Евгений Николаевич, чем  я могу вам помочь?

Информация о работе Беседа как метод исследования. Требования к подготовке и проведению беседы. Проблема фиксации беседы. Условия эффективности использовани