Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:25, реферат

Описание работы

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма.

Файлы: 1 файл

Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

    Алкоголизм  родителей и его  последствия на психическое  развитие детей

    Алкоголизм-это  болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к  утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую  актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит  вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма.

    Хроническая, травмирующая психику ситуация в  семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких  семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания - все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

    Несмотря  на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического  развития детей в условиях семейного  алкоголизма, выявляются и его общие  закономерности.

    Прежде  всего, алкоголизм родителей ведет  к соматической патологии: преждевременным  родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В  некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у  детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием  алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.

    Обычно  дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым  весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы  проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме  специфической задержки психомоторного развития.

    40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией  и умственной отсталостью. Признаки  этого дефекта проявляются во  всех сферах психической деятельности  ребенка, в том числе в эмоционально-волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы.

    Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В  этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу  своего психического развития отстают  от своих нормально развивающихся  сверстников. Эта группа детей в  отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

    Усилению  или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ  жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.

    Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и  ласки, жизнь в состоянии постоянного  страха и непредсказуемость поведения  родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных  переживаниями ребенка и его  внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

    В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности  поведения постепенно нарастают  и приобретают для ребенка  характер привычного поведенческого стереотипа.

    Все указанные нарушения могут стать  основной для формирования стойких  патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

    Энн Смит, известный американский нарколог, так же посвятила свою деятельность изучению психики детей и даже внуков алкоголиков. В процессе работы в качестве нарколога она обследовала  много семей и выделила основные черты, присущие детям алкоголиков. Во - первых, это низкая самооценка. Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в себе. Появление низкой самооценки детей алкоголиков зависит в основном от роли, которую они играли и своих семьях.

    Э. Смит выделяет 4 группы:

    1) «герой семьи» - постоянное стремление  «героя» нравится и заслужить одобрение других, особенно в семье, мотивируется крайне низкой оценкой собственных возможностей. Такие дети сосредоточены на том, чтобы все делать идеально и нести ответственность за происходящее.

    2) «козел отпущения» - внешне проявляют  низкую самооценку деструктивным  поведением. Они готовы оскорбить,  обидеть других, порождая в своей  душе внутренние конфликты и  недовольство собой. Несмотря  на -их желание быть другими, дети становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

    3) «потерянный ребенок» - страдает  от постоянного одиночества, ощущения  неадекватности в сравнении с  другими. Их низкая самооценка  мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми.

    4) «фамильный талисман» - постоянно  стремится привлечь к себе  пни манне своим юмором, нежностью,  болезненностью.

    Таким образом, в качестве вывода можно  сказать, что алкоголизм является комплексной  проблемой, включающей в себя ряд  аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в  настоящее время представляет собой  семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются  с дефектами: от незначительные нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха. скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие социальной реабилитация детей из семей алкоголиков

    Социальная  реабилитация детей - это пригодности, способности их к действиям, поведению  и общению в обществе при этом способности детей должны отвечать ожиданиям общества. Осуществление  социальной реабилитации детей из семей  алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает осознание  человеком своей ценности, значимости, признание этой ценности и в другом человеке. На этом основании формируется  требовательность, человека к себе, к своему поведению и поступкам.

    Вопросами социальной реабилитации детей начали заниматься совсем недавно. Лишь два  десятилетия назад работа с детьми из семей алкоголиков заключалась  в том, что-либо родителей лечили от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, а детей отправляли в детские  дома и интернаты, где основной упор делают на обеспечение жизненно важных потребностей и обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из алкогольных  семей из-за неблагоприятных условий  воспитания или отсутствия такового, входят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не могут адаптироваться в группе сверстников и испытывают большие трудности в общении. Это дало стимул к пониманию того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер, обязательно учитывая и психические особенности детей. Е.М. Мастюкова считает, что коррекция нервно-психических нарушений у детей из алкогольных семей предполагает проведение лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий.

    Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается преемственность в работе различных  служб и учреждений, в которых  находится ребенок.

    Особенно  важная роль принадлежит специализированному  уходу и лечению в раннем возрасте, когда имеет место наиболее интенсивное  психическое развитие ребенка. Именно в этот ответственный период ведущую  роль в становлении психики играет общение с взрослыми. Поэтому  организация эмоционально положительного окружения, в котором воспитывается  ребенок, является той основой, на которой  осуществляется весь лечебно-коррекционный  и воспитательный процесс.

    Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического  воспитания, стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное  лечение и психотерапию.

    Все эти мероприятия должны быть индивидуальны  с учетом возраста. физического и нервно-психического состояния ребенка.

    Важно следить за оформлением помещения, в котором находится ребенок. В специальных детских учреждениях, куда попадают дети родителей, страдающих хроническим алкоголизмом, имеют  значение даже такие детали, как  окраска стен. расцветка штор, оформление игровых комнат и т. д.

    Для детей раннего возраста необходимы яркие, крупные, легкие пластмассовые  игрушки, а также игрушки средней  величины, которые легко можно  взять в руку и с которыми можно  производить различные манипуляции. Важно, чтобы у ребенка было постоянное место для сна, приема пищи, а позже - для личных вещей.

    Благоприятное влияние на психическое состояние  детей оказывает проведение специальных  музыкальных занятий. Музыка успокаивает  ребенка, вызывает у него положительные эмоции способствует развитию его речи.

    Основной  задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений  поведения, а также патологического  развития личности у данного контингента  детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.

    Необходимыми  условиями успешности всей психолого-педагогической работы является ее системность и  регулярность.

    Прежде  чем проводить психолого-педагогическую коррекцию, надо иметь представление  об особенностях физического и нервно-психического состояния каждого ребенка, его  семейного окружения. Кроме того, важно выявить возможности, склонности и интересы ребенка. Особое внимание уделяется определению уровня умственного  развития детей. Опыт работы показывает, что многие из детей, растущие и условиях семейного алкоголизма, особенно при наличии у них педагогической запущенности из-за недостатка общения с взрослыми, при первоначальном обследовании могут производить впечатление умственно отсталых.

    Однако  правильный педагогический подход к  этим детям, проведение специальных  коррекционных занятий в сочетании  с медикаментозным лечением дают положительные результаты, что говорит  об отсутствии у них умственной отсталости. Имеющиеся же трудности в обучении и поведении связаны с задержкой  психического развития по типу инфантилизма, но не с умственной отсталостью.

    Несмотря  на большую частоту олигофрении  у потомства при семейном алкоголизме, необходимо отметить сложность постановки подобного диагноза. Дифференциация умственной отсталости от других форм интеллектуальных нарушений у этих детей особенно сложна и требует  нередко длительного наблюдения в процессе проведения коррекционно-педагогических мероприятий. Крайне ответственным  является начало их обучения. Несформированность целого ряда предпосылок, составляющих готовность к школьному обучению, определяет изначальную несостоятельность многих из них. Это, с одной стороны, может способствовать постановке неправильного диагноза олигофрении. а с другой - сразу же вызывать у ребенка отрицательное отношение к школе н приводить к ухудшению его психического состояния в целом.

Информация о работе Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей