Алгоритм управления конфликтом. Методы разрешения конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить методы разрешения конфликтов в ресторане «Золотой Колос».
Задачи работы:
- определение сущности конфликта, как объекта управления на предприятиях и в организациях;
- рассмотрение методов разрешения конфликтов;
- анализ методов разрешения конфликтов на предприятии «Золотой Колос».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КОНФЛИКТ, КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Понятие конфликтов в организации, их классификация 5
1.2 Причины возникновения конфликтов 10
ГЛАВА 2 АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ: ВИДЫ, СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ, МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ
2.1 Виды конфликтов 15
2.2 Структура протекания конфликтов 19
2.3 Методы разрешения конфликтов 28
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «Золотой колос»
3.1 Краткая характеристика ресторана «Золотой Колос» 37
3.2 Методы разрешения конфликтов ресторана «Золотой Колос» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Курсовая алгоритм управления конфликтом. Методы разрешения конф-ов.docx

— 102.31 Кб (Скачать файл)

5. По степени открытости  конфликтных взаимодействий: открытые  и скрытые формы конфликта.

Открытые конфликты развиваются  в форме открытого противостояния. Здесь все взаимодействия противоборствующих сторон обозначены и предсказуемы. О таких конфликтах известно и  высшему руководству организации, и любому ее работнику. Конфликтные  взаимодействия проявляются при  этом в виде прямых протестов, косвенных  акций (подстрекательства), открытых взаимных обвинений, открытого пассивного сопротивления (невыполнение заданий или невыход  на работу) и т.д. В зависимости  от ситуации реакция соперника может  быть открытой или скрытой.

Скрытые конфликты составляют основную часть конфликтных взаимодействий. Это – тлеющие конфликты, они недоступны непосредственному наблюдению, поскольку соперники пытаются подавить друг друга или навязать свою волю, используя факторы неожиданности или неизвестности [25, с.88].

 

2.2 Структура протекания конфликтов

 

Конфликт можно рассматривать  в узком, и в широком смыслах. В узком – это непосредственное столкновение сторон, в широком - процесс, состоящий из несколько этапов, в рамках которого столкновения является лишь один из них. На первом этапе складывается конфликтная ситуация, т.е. такое положение дел, при котором ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в противоречие с друг другом, но открытого столкновения еще нет. Такая ситуация может возникнуть как «по инициативе» сторон, так и без их участия, в том числе и быть переданной им «по наследству» [24, с. 116].

Структура конфликта включает:

    • субъекты конфликта,
    • предмет конфликта,
    • конфликтные отношения,
    • конфликтные ситуации,
    • противоречия и причины конфликта.

Субъектами являются участники  взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, педагогической организацией.

Предмет конфликта – конкретные материальные и духовные ресурсы, неудовлетворенные потребности, желания, интересы субъектов взаимодействия, т.е. то, из-за чего возник конфликт.

Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта.

Конфликтная ситуация – развитие конфликта в конкретный временной период.

Конфликтные противоречия – основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противоположных интересов, устремлений, потребностей.

Причины конфликта – те условия, которые привели к обострению противоречий, возникновению конфликта.

Каждый конфликт имеет  пространственные и временные характеристики, которые представлены в таблице 1(Приложение 1).

Каждый конфликт имеет  свою динамику развития, которая включает следующие стадии:

1 стадия – предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженности в отношениях;

2 стадия – обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация;

3 стадия – конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;

4 стадия – разрешение конфликта;

5 стадия – постконфликтная стадия, ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта.

Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников.

Предконфликтная стадия — это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, престиж, связи и т.п. В то же время происходят консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте. Для предконфликтной стадии характерно также формирование каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. Под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта, формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника [22, с.113].

В свою очередь, в развитии предконфликтной ситуации выделяют несколько этапов и фаз. Рассмотрю их по очереди (этапы):

1. Определение причин  конфликта, когда члены организации  определяют, кто блокирует их  потребности и какова доля  их участия в этом процессе. Так, руководитель может определять, кто именно из подчиненных  противодействует его распоряжениям,  какова степень их сплоченности, имеются ли возможности совместных  действий.

2. Оценка ресурсов и  возможностей соперников (например, члены группы узнают, что их  соперники обладают прочными  связями с руководством своей  организации или с организацией  более высокого уровня). Оценка  имеет важное значение для развития всего конфликта, так как в случае неблагоприятной для себя оценки возможностей соперника социальная группа или индивид могут отказаться от конфронтации, отступить.

3. Поиск сторонников и  союзников в конфликте. В организации,  характеризуемой достаточно тесными  связями между структурными единицами,  поиск сторонников происходит  практически в любом конфликте.  Это объясняется тем, что вступивший в конфликт ищет у членов организации поддержки или сочувствия в отношении своего положения или своих действий.

4. Скрытые конфликтные  взаимодействия, которые включают  маскировки, провокации и другие  способы психологического воздействия  на соперников.

В предконфликтной стадии социологи выделяют две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации — накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

Вторая фаза начинается с  инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание  конфликтующими сторонами побудительных  мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т.д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в  открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.

Признаком перехода скрытой  стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению.

Конфликтное поведение (непосредственно  конфликт) характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное  поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Действия, составляющие инцидент, делятся на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы. Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение [26, с.95].

Разрешение конфликта. Внешним  признаком разрешения конфликта  может служить завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное  взаимодействие. Именно завершение, а  не временное прекращение. Разрешение конфликта осуществляется как через  изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую  перестройку, изменение субъективного  образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Возможно частичное  или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта  на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего  образа конфликтной ситуации. В этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны. Устранение, прекращение инцидента — необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

Разрешение конфликта  возможно лишь при изменении конфликтной  ситуации. Это изменение может  принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной  ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. При рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженности  устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его  участников или влияет, но очень  слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок  соперников друг относительно друга. Эмоциональный  конфликт полностью разрешается  только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага. Возможно также разрешение конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации [21, с.15].

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

1. Во время переговоров  приоритет должен отдаваться  обсуждению содержательных вопросов.

2. Стороны должны стремиться  к снятию психологической и  социальной напряженности.

3. Стороны должны демонстрировать  уважение друг к другу.

4. Участники переговоров  должны стремиться превратить  значительную и скрытую часть  конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями.

5.Все участники переговоров  должны проявлять склонность  к компромиссу.

Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны  реализуют свои интересы и цели путем  либо взаимных уступок, либо уступок  более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно  отказался от части своих притязаний.

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

Предвидение возможных вариантов  развития событий создает условия  для результативного управления индивидуальными социально-трудовыми  конфликтами, которое будет эффективно, если осуществляется на ранних этапах возникновения противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация, тем меньше усилий необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Основные превентивные управленческие воздействия на индивидуальные социально-трудовые конфликты в организациях, это их диагностика, прогнозирование, профилактика и предупреждение. Заблаговременное обнаружение конфликтных противоречий, развитие которых может привести к индивидуальным социально-трудовым конфликтам, обеспечивается прогнозированием, то есть обоснованным предположением об их возможном будущем возникновении или развитии. Оно основывается на исследованиях индивидуальных социально-трудовых конфликтов в организациях [19, с. 57].

Информация о работе Алгоритм управления конфликтом. Методы разрешения конфликта