Алексей Николаевич Леонтьев: жизнь, деятельность,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979), один из основателей и лидер отечественной психологической науки в самые трудные для науки времена, отнюдь не входит в число «забытых» авторов: несмотря на неоднозначное отношение к его теоретическому наследию, что во многом связано с принятием им марксизма в качестве методологического основания психологической науки, его имя и идеи живут и активно работают не только в трудах его прямых учеников и учеников его учеников, но и во всем научном сообществе.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________3
I. Жизнь и деятельность А.Н.Леонтьева __________________________4
II. Основные положения учения А.Н.Леонтьева____________________12
Заключение___________________________________________________21
Список литературы____________________________________________22

Файлы: 1 файл

Курсовая общая и эксперемент психология.docx

— 46.96 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и педагогики

 

                

                                                                                      

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему:

«Алексей Николаевич Леонтьев: жизнь, деятельность,

научное наследие»

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  – 2012         

 

 

 

 

 

 

 

  Оглавление

 

Введение_____________________________________________________3    

 I. Жизнь и деятельность А.Н.Леонтьева  __________________________4

II. Основные положения учения А.Н.Леонтьева____________________12

Заключение___________________________________________________21

Список  литературы____________________________________________22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979), один из основателей  и лидер отечественной психологической  науки в самые трудные для  науки времена, отнюдь не входит в  число «забытых» авторов: несмотря на неоднозначное отношение к  его теоретическому наследию, что  во многом связано с принятием  им марксизма в качестве методологического  основания психологической науки, его имя и идеи живут и активно  работают не только в трудах его прямых учеников и учеников его учеников, но и во всем научном сообществе. Более того, он — один из немногих создателей научных школ, ученики которых не ограничились перепевами и конкретизацией идей учителя, но в очень многих отношениях продвинулись далеко вперед, на новые теоретические рубежи.

Вместе  с тем публикация и анализ его  научного наследия далеки от завершения. Огромный архив А.Н. Леонтьева, хранящийся в его семье, до сих пор разобран лишь частично. После смерти Алексея  Николаевича было опубликовано и  продолжает публиковаться множество  его неопубликованных рукописей  и стенограмм; только книг, полностью  или частично основанных на архивных материалах, насчитывается уже четыре, что сопоставимо с числом его (разных) прижизненных книг! Работа же с другими биографическими источниками, проливающими свет на перипетии его  жизненного пути, занимает еще больше времени и намного кропотливее, чем работа с рукописями.

В данной работе изучим биографию А.Н. Леонтьева, его жизнь и деятельность, а  также рассмотрим и проанализируем его учения и то научное наследие, которое оставил он в психологической  науке.

 

 

 

 

I. Жизнь и деятельность А.Н. Леонтьева

 

Алексей Николаевич Леонтьев родился  в Москве 5 февраля 1903 г. в семье  служащего, умер 21 января 1979 г.

Научная биография Алексея Николаевича  начинается еще в студенческие годы. В 1924 г. он закончил факультет общественных наук Московского университета, который  был преобразован из историко-филологического. Своим обращением к психологии он был обязан Г. И. Челпанову, читавшему на отделении философии, где учился Алексей Николаевич, общий курс психологии. Г. И. Челпанов руководил в те годы Институтом психологии при МГУ, где его студенты вели исследовательскую работу и принимали участие в научных обсуждениях. Алексеем Николаевичем были написаны первые научные работы - реферат "Учение Джемса об идеомоторных актах" и работа о Спенсере. По окончании университета Алексей Николаевич стал аспирантом Института психологии. Здесь в 1924 г. и происходит встреча А. Н. Леонтьева с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией.

Обстоятельства, в которых она  произошла, имели характер драматический. Как известно на I Всероссийском  психоневрологическом съезде (1922) впервые  К. Н. Корнилов открыто выступил против Г. И. Челпанова, сформулировав точку  зрения марксистской психологии, как  он ее себе тогда представлял. Выдвигая свои реактологические позиции, он видел  в них путь к построению марксистской психологии. Борьба нового со старым, продолжалась в разных формах до конца 1923 г., когда  после II съезда психоневрологов Институт психологии был реорганизован, Г. И. Челпанова и его сторонников  сместили, и директором стал К. Н. Корнилов. Институт пополнился совсем новыми людьми, среди них была и значительная группа молодежи, пришедшая прямо  с университетской скамьи. Начались настойчивые поиски новых путей  в психологии, новых гипотез и  методов.

В скором времени в Институте  появился молодой человек, приглашенный K. Н. Корниловым по инициативе А. Р. Лурии из Гомеля - Лев Семенович Выготский. Он, Алексей Николаевич и Александр Романович Лурия быстро нашли общий язык, и вскоре началась совместная их работа, оборвавшаяся лишь из-за смерти Л. С. Выготского. Путь А. Н. Леонтьева не был столь стремительным, как взлет Л. С. Выготского, но все же достаточно впечатляющим. Его первая статья, написанная совместно с А. Р. Лурией и отражающая в основном его взгляды, позже развитые в монографии "Природа человеческого конфликта", стала классической: именно здесь впервые появилась известная методика "сопряженных моторных реакций", и именно здесь возникла идея овладения аффектом через речевой выход. А следующее, самостоятельное исследование Алексея Николаевича "Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов", напечатанное в "Русско-немецком медицинском журнале", представляет собой принципиальный шаг вперед: его основная идея заключается в том, что ассоциативные реакции определяются некоторой смысловой целостностью, лежащей "за" ассоциативным рядом, и не представляют собой простой - как мы бы сейчас сказали - "марковской цепи". Это самый первый подход к будущей идее личностного смысла и в то же время - принципиально новая концепция вербальных ассоциаций. Но статья прошла незамеченной, и в более поздних работах, посвященных ассоциациям, не учитывается и не цитируется, настолько она опередила свое время.

Во второй половине 1925 г. рождается "культурно-историческая школа" . До 1927 г. разработка ее концепции шла в известном смысле на реактологическом "языке": знаменитая формула Л. С. Выготского S-X-R, где Х - средство, S - цель деятельности (стимул), R - результат деятельности; здесь, правда, налицо только внешняя преемственность с классической формулой S - R. Расцвет "инструментальной психологии" приходится на 1927- 1929 гг., впрочем, уже к концу 1928 г. происходит созревание в рамках "инструментальной" концепции принципиально новой и весьма перспективной проблематики. Встреча с Выготским означала для Алексея Николаевича прежде всего определение собственного пути, - до этого внутренней перспективы развития у него не было. И Леонтьев приступил к реализации этой программы. Но ее было невозможно реализовать в Институте психологии, занятом совсем иными вопросами, - этот институт, начиная с К. Н. Корнилова, так и остался чужд идеям Л. С. Выготского. Поэтому А. Н. Леонтьев вместе с А. Р. Лурией постепенно перешел в Академию коммунистического воспитания, работая также во ВГИКе и в ГИТИСе, в Институте дефектологии, в клинике Г. И. Россолимо и в других местах.

В 1930 г. обстоятельства сложились так, что Алексей Николаевич был вынужден уйти как из АКВ, так и из ВГИКа. Примерно в то же время Наркомздрав Украины решил организовать в Украинском психоневрологическом институте, а позже, в 1932 г., во Всеукраинской психоневрологической академии (она помещалась в Харькове, который был тогда столицей республики) сектор психологии. Пост заведующего сектором был предложен А. Р. Лурии, пост заведующего отделом детской и генетической психологии  -  А. Н. Леонтьеву. Но А. Р. Лурия вскоре вернулся в Москву, и практически всю работу вел Алексей Николаевич. В Харькове основную группу составили А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и харьковский психолог П. Я. Гальперин. Вскоре на базе кафедры психологии Харьковского педагогического института, возглавлявшейся Алексеем Николаевичем, а также НИИ педагогики, возникла аспирантура. Так родилась харьковская группа психологов, вошедшая в историю советской и мировой психологии. Это произошло в 1931-1932 гг. С самого начала харьковчане сосредоточились на несколько иных проблемах, чем те, которые интересовали Л. С. Выготского в начале 30-х годов. Для них центральной стала проблема "практическая деятельность и сознание". Харьковская группа и стремилась уточнить "действительные связи с миром", понять общение через деятельность. А. Н. Леонтьев, бесспорно, был лидером харьковской группы. Именно ему принадлежит заслуга четкого теоретического осмысления научной концепции харьковчан, ему принадлежит идея психологического действия и психологической операции как единиц деятельности.

Параллельно А. Н. Леонтьев начинает работу по проблеме, которая впоследствии получила название «развитие психики», а именно: исследование экстраполяционных рефлексов у животных. В 1936 г. Алексей Николаевич перестает работать в ВИЭМ'е и осенью того же года возвращается в Институт психологии, где работает до самого перехода на Отделение психологии МГУ. В институте он занимается проблемой фоточувствительности кожи. Параллельно А. Н. Леонтьев преподает во ВГИКе и ГИТИСе. Он сотрудничает с С. М. Эйзенштейном и ведет, в частности, экспериментальное изучение восприятия кинофильмов. В последние предвоенные годы он также был заведующим кафедрой психологии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской.

А. Н. Леонтьев разработал следующие  проблемы во второй половине 30-х гг. Их три:

а) филогенетическое развитие психики, и, в частности, генезис чувствительности; б) «функциональное развитие» психики, т. е. проблема формирования и функционирования деятельности; в) проблема сознания. 
Разработка многих вопросов этих проблем была суммирована в докторской диссертации А. Н. Леонтьева «Развитие психики», защищенной в ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1940 г. В диссертацию вошла лишь небольшая доля всего труда. Но полностью этот труд Леонтьева не сохранился. Он содержал в себе много разделов, посвященных в частности памяти, восприятию, эмоциям, воле и произвольности. Там же есть часть под названием «деятельность—действие—операция», где дается вся основная концептуальная система деятельностной психологической теории. Деятельность неотделима от предмета своей потребности, и для овладения этим предметом необходимо ориентироваться на такие его свойства, которые сами по себе витально безразличны, но тесно связаны с другими жизненно значимыми свойствами объектов, т. е. «сигнализируют» о наличии или отсутствии последних. Таким образом, благодаря тому, что деятельность животного приобретает предметный характер, в зачаточном виде возникает специфическая для психики форма отражения — отражение предмета, обладающего, с одной стороны, свойствами, жизненно значимыми, а с другой стороны, свойствами, о них сигнализирующими. Чувствительность (способность к ощущению) А. Н. Леонтьев определяет соответственно как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям, которые соотносятся организмом с другими воздействиями, т. е. которые ориентируют живое существо в предметном содержании его деятельности, выполняя сигнальную функцию. Леонтьев предпринимает исследование, в целях проверки выдвинутой им гипотезы. Сначала в Харькове, а потом и в Москве, с помощью разработанной им методики эксперимента, он воспроизводит в искусственных условиях процесс превращения неощущаемых раздражителей в ощущаемые (процесс возникновения у человека ощущения цвета кожей руки). Подведя итоги своих теоретических и экспериментальных исследований, А. Н. Леонтьев впервые в истории мировой психологии сделал попытку определить объективный критерий элементарной психики, усматривая источники ее происхождения в процессе взаимодействия живого существа с окружающей средой. Анализируя накопленные в зоопсихологии данные и основываясь на собственных исследованиях, Леонтьев разработал новую периодизацию психического развития животных как развития психического отражения действительности, обусловленного изменениями условий существования и характера деятельности животных на разных стадиях филогенеза: стадии сенсорной, перцептивной и интеллектуальной психики». Данное направление работы А. Н. Леонтьева было связано с разработкой проблемы деятельности и проблемы сознания. В начале июля 1941 г., как и многие другие московские ученые, А. Н. Леонтьев вступает в ряды народного ополчения. Но в сентябре Генеральный штаб отзывает его, как и нескольких других ведущих психологов, для выполнения важных оборонных заданий. Перед Леонтьевым встала проблема, – как добиться быстрой адаптации летчиков, поднятых по тревоге, поскольку они не могли эффективно управлять самолетом, и процесс адаптации иногда занимал до 40 минут. В содружестве с К. Кечкеревым проблема была решена, опираясь на открытую С. В. Кравковым связь сильных ночных раздражителей со временем адаптации. Был создан препарат, состоящий из глюкозы и аскорбиновой кислоты, и в итоге нужный уровень адаптации достигался за 5 минут. В октябре 1941 г. А. Н. Леонтьев был утвержден директором Института психологии. Но в декабре Леонтьев вместе с другими психологами, забрав семью, переехал сначала в Ашхабад, а затем, когда МГУ был переведен в Свердловск, в небольшой поселок Кауровку, расположенный на берегу реки Чусовой. Там помещался Эвакуационный госпиталь, научным руководителем которого он был назначен. Начальником медицинской части этого госпиталя был П. Я. Гальперин, там же работал и А. В. Запорожец. В этом госпитале была проведена работа, описанная затем в книге А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца «Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения». Она продолжалась и после возвращения ученого в Москву на кафедре психологии МГУ совместно с Центральным институтом травматологии. По возвращении в Москву в 1943 г. А. Н. Леонтьев становится заведующим лабораторией детской психологии в Институте психологии, вскоре преобразованной в Отдел детской психологии, и одновременно преподает на кафедре психологии МГУ.

В 1947 г. им был опубликован «Очерк развития психики», и хотя это издание  было малотиражным, оно вызвало широкий  резонанс в среде психологов, так  как явилось первой монографической  публикацией, обобщавшей идеи деятельностной психологии. Основным оппонентом А. Н. Леонтьева стал С. Л. Рубинштейн. Критика велась по многим направлениям. Критиковалась теория развития психики и периодизация этого развития. Так же существенным пунктом расхождения выступило следующее: нельзя рассматривать саму деятельность как исходное понятие. С. Л. Рубинштейн говорил: «Поскольку деятельность выступает в качестве взаимодействия, взаимосвязи, взаимоотношения между субъектом этой деятельности и окружающим миром, то именно поэтому нельзя объявлять саму деятельность ведущей и определяющей». Противоположна позиция самого С. Л. Рубинштейна: определяющим являются включенные в деятельность материальные «условия жизни, которые через посредство деятельности определяют психику». Этот вопрос возникает в первую очередь «как вопрос о соотношении мотивов и задач, а именно целей и условий, в которых они возникают». Неправильно, по Рубинштейну, «определять действие и деятельность психологическими критериями» (соотношение мотива и задачи, или цели). Были также по разному расставлены акценты при решении проблемы строения сознания. По Рубинштейну, Леонтьев выводит все из сознания, из психики субъекта — и значения реализуют личностные смыслы, и задачи реализуют мотивы. Взгляды оппонентов на этот вопрос были диаметрально противоположны.

При создании АПН РСФСР Алексей  Николаевич стал ее членом-корреспондентом, а затем действительным членом. В  описываемый период, в начале 50-х  годов, он был академиком-секретарем, потом — вице-президентом Академии. Новый взлет творчества А. Н. Леонтьева  начинается в середине 50-х годов. В этот период в его работах  рассмотрены практически все  важные психологические проблемы, и  более того, все они были разработаны  в рамках единой научной концепции. Наряду с этой работой А.Н. Леонтьев занимается философско-методологической проблематикой, и, начиная с 60-х годов, публикует в журнале «Вопросы философии» 15 статей и других материалов. Первое издание работы «Проблемы  развития психики» было опубликовано в 1959 г., а в 1963 г. этот труд был удостоен Ленинской премии. Книга выдержала три переиздания, следует заметить, что между первым и вторым изданиями есть известное различие. К этим же годам относится окончательный переход А. Н. Леонтьева на факультет психологии Московского университета. Впрочем, факультетом он стал только с 1966 г. (раньше это было Отделение психологии философского факультета); с этого времени и до последнего дня своей жизни А. Н. Леонтьев был бессменным деканом и заведующим кафедрой общей психологии.

Информация о работе Алексей Николаевич Леонтьев: жизнь, деятельность,