Актуальные вопросы психологии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:07, лабораторная работа

Описание работы

А. Развитие как рост - Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.

Файлы: 1 файл

модуль2.docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Модуль 2. Актуальные вопросы психологии личности.

Задание 1.1.

Возрастной период

Ведущая деятельность

Социальная ситуация развития

Основные новообразования

Новорожденный (0-3 мес.)

------

Полная физическая и психическая  зависимость от взрослого

Комплекс оживления- это эмоционально-двигательная реакция ребенка на появление взрослого

Младенец (3 мес. – 1 год)

Эмоциональное общение

Развитие системы «ребенок –  общественный взрослый»

Язык. Эмоциональное ощущение собственного тела.

Развитие потребностей и мотивов.

Раннее детство (1-3 года)

Предметная манипулятивная деятельность

Общение с взрослым, отношение и  действий с предметами

Язык. Наглядно-действенное мышление. Стремление к самостоятельности (Я  сам)

Дошкольный возраст (3-6-7 лет)

Ролевая игра

Дальнейшее развитие системы «ребенок – общественный взрослый». Постижение мира взрослых отношений.

Эмоциональное оформление социальных потребностей, мотивов.

Развитие образного мышления, воображения.Формирование произвольного поведения. Формирование морали.

Младший возраст (6-7-11 лет)

Учебная деятельность

Ребенок-учитель. Отношения в детском  коллективе. Отношения с родителями.

Внутренний план действий. Рефлексия. Развитие познавательных процессов. Развитие произвольного поведения.

Подростковый возраст (11-15 лет)

Общение

Отношения  со взрослыми (с конфликтами или без). Отношения со сверстниками.

Развитие потребностей и мотивов. Рефлексия в моральной сфере. Чувство взрослости. Критическое  отношение к взрослым. Самооценка.

юность (15-17 лет)

Профессиональное самоопределение

Двойственность социальной ситуации: самостоятельность, получение гражданских  прав- зависимость от взрослых

Обобщенное представление о  «Я». Моральная сфера. Профессиональное самоопределение. Развитие интимно-личностной сферы. Теоретическая форма мышления.

Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

Баланс между развитием  и стагнацией

Стремление к контактам  с людьми, желание посвятить себя людям

Рождение и воспитание детей, любовь и работа. Удовлетворенность  личной жизнью.

Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

Продуктивная и творческая работа над собой и с другими  людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная  жизнь 

Профессия, родной дом

Удовлетворенность семейными  отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения

Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. 

Человечество, близкие люди.

Принятие прожитой жизни  такой, как она есть. Ощущение полноты  и полезности прожитой жизни. Способность  примирится с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.


 

Задание 2.1.

А. Развитие как  рост - Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.

Б. Развитие как  созревание - развитие как созревание. Такое определение развития используется преимущественно в повседневном мышлении. Под созреванием понимается редукция, свертывание развития к морфологическим изменениям, протекающим под непосредственным управлением генетического аппарата. Это значит, что в таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и соответственно преуменьшается значение других сторон развития.

В. Развитие как  совершенствование - развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т.е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. самая лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае, во-первых, непонятно, кто такую цель может поставить: является ли она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат). И, во-вторых, не ясно, почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая (кто задает критерии «совершенства»?).

Г. Развитие как  универсальное изменение - В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. При понятной очевидности данного требования оно оказывается не выполнимым. Во-первых, невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные. И, во-вторых, большой массе частных изменений при таком подходе вообще будет отказано в том, чтобы считаться предметом психологии развития.

Д.Развитие как  качественное, структурное изменение  - Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. Если за основу определения берется существенное улучшение (ухудшение) его структуры, то мы тем самым возвращаемся к определению развития через совершенствование, сохраняя его недостатки. Разница лишь в том, что сужается предмет совершенствования. Если же вопрос об улучшении (ухудшении) не стоит, тогда непонятно, куда направлено развитие. И наконец, если раньше речь шла о совершенствовании объекта в целом, то теперь — лишь о совершенствовании только его структуры. Иначе говоря, исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.

Задание 2.3.

  1. Собственно возрастные факторы психического развития – связаны с сензитивностью и периодизацией психического развития. Психическое развитие всегда подчиняется закону сензитивности, т.е., каждый период психического развития является сензитивным. Сензитивные периоды:

- для развития речи  – от 1 года до  3 лет;

- для освоения иностранных  языков – 4-5 лет;

- для освоения этических  представлений и норм – дошкольный  возраст;

- для формирования самооценки  - от 3 до 9 лет;

-для освоения основ  наук – младший школьный возраст.

Значение воспитания и  образования для психического развития – не упустить сензитивный период, важный для развития тех или иных функций, так как в другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными.

  1. Внутренние факторы психического развития  - биологические факторы (генотип) и индивидуальные особенности личности. Биологические факторы включают в себя наследственность, особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка и сам процесс рождения. Индивидуальные особенности  - особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным, т.е., отличают данную личность от всех других. На их формирование указывают существенное влияние природные свойства человека, направленность личности, характер, взаимоотношения различных свойств и качеств.
  2. Внешние факторы психического развития включают в себя все то биологическое и социальное, которое образует так называемый биокультурный контекст. Это природная и социальная среда, в которой развивается личность.

Задание 1.4.

    1. А
    2. Б.

 

Тема 2. Темперамент  как базовая характеристика личности.

            Задание 2.1.

Лептосоматик . Тип темперамента – шизотимик. Проявления: замкнут, упрям, с трудом приспосабливается к окружению

Пикник. Тип темперамента – циклотимик. Проявления: эмоции колеблются между радостью и печалью, легко идет на контакт с малознакомыми людьми.

Атлетик. Тип темперамента – иксотимик. Проявления: спокойствие, сдержанные жесты и мимика, мелочность.

Дипластик. Тип темперамента  - шизотимик. Проявления: деформация телосложения, замкнутость, упрямство.

 

 

Задание 2.2.

Эндоморфный. Тип темперамента: висцеротонический. Проявления: внешняя расслабленность движений и осанки, любит комфорт, испытывает удовольствие от еды, общителен.

Мезоморфный. Тип темперамента: соматотонический. Проявления: энергичен, физически крепок, храбрый, психологически нечувствителен.

Эктоморфный. Тип темперамента: церебротонический. Проявления: заторможенность в движениях, скованность в осанке.

Задание 2.3.

Эргичность.

Предметная – Жизненный  тонус, активность, жажда деятельности.

Социальная эргичность – проявляется в характеристиках контактов и особенностях их общительности.

Пластичность

Предметная – особенность  мышления, внимания, склонности к переходам  в другие виды деятельности.

Социальная – контактное поведение, коммуникация, переключаемость  в общении

Скорость, темп

Предметная - Характеристики скорости и легкости выполнения действий

Социальная – Речевая  активность, особенности вербализации

Эмоциональность

Предметная - Отношение к  задуманному и реальному, уверенность  при выполнении действий

Социальная – проявляется по этим показателям в социальных контактах личности.

 

 

Задание 2.4.

Холерик.

Поведение: легко выходит  из себя, агрессивен, нетерпелив.

Эмоциональное переживание: неуравновешен, легко возбудим, выразительная мимика

Общительность: Не имеет  возможности объективно оценивать  свои поступки, поведение. Сложно вливается  в коллектив

Отношение к критике: К  критике относится крайне негативно  и агрессивно ее воспринимает

Отношение к опасности: слишком  самоуверен, из за чего может не почувствовать реальной угрозы

Стремление к цели: за новое дело берется с энтузиазмом, но быстро к нему остывает, из за чего бросает достижение цели на полпути.

Сангвиник.

Поведение: хорошо контролирует выражение чувств, трезво оценивает  внешнюю действительность, энергичен

Эмоциональное переживание: легко контролирует эмоции, активно  вступает в контакт.

Общительность: Легко вступает в контакт с новыми людьми

Отношение к критике: довольно трезво оценивает критику в свой адрес, задумывается об этом

Отношение к деятельности: легко переключается с одной  работы на другую; может долго работать, не утомляясь

Отношение к опасности: чувствителен к колебаниям внешнего мира, обладает хорошей интуиуцией

Стремление к цели: всё  новое его увлекает до тех пор, пока не наступит рутинная, однообразная деятельность.

Флегматик

Поведение: внешне спокоен и серьезен. Планирует свои действия. Доброжелателен и благоразумен.

Эмоциональное переживание: мало эмоционален. Невозмутим. Чувства выражает слабо.

Общительность: ровен в общении, вежлив.

Отношение к критике: его  трудно чем-либо задеть или вывести  из себя.

Отношение к деятельности: работоспособен, энергичен, терпелив и выдержан.

Отношение к опасности: уверен в своих действиях

Стремление к цели: к  цели будет идти долго и упорно, но своего добьется.

Меланхолик

Поведение: Легко уязвим, нервозен, все «новое» его тормозит.

Эмоциональное переживание: Повышенная чувствительность, болезненно обидчив. Невыразительная мимика

Общительность: избегает общения  с малознакомыми людьми.

Отношение к критике: равнодушно выслушивает критику.

Отношение к деятельности: сравнительно пассивен в работе, малозаинтересован. В привычной обстановке спокойно работает.

Отношение к опасности: из – за своей пассивности и равнодушия не может трезво оценить реальную угрозу

Стремление к цели: будет  медленно идти к цели, но если на его  пути встретится препятствие, для которого необходимо будет приложить усилия, скорее всего, развернется и прекратит  путь к достижению цели.

Задание 2.5.

Медлительность, впечатлительность, общительность, благородство, трудолюбие, скупость, агрессивность, выспыльчивость, оптимизм, решительность, дружелюбие, инициативность, ранимость, энергичность, жизнерадостность, самоуверенность, осторожность, тревожность.

 

 

Задание 2.6.

По порядку:

Флегматик

Сангвиник

Холерик

Меланхолик

Меланхолик

Тема 3.

Задание 3.1.

1-В

2-А

3-Б

Задание 3.2.

Положительные эмоции: удовольствие, радость, симпатия, восторг, любовь, умиление, благодарность, нежность, блаженство, предвкушение

Отрицательные эмоции: неудовольствие, горе, тоска, печаль, тревога, обида, боязнь, испуг, страх, жалость, сочувствие, сострадание, ревность, ужас, недоверие, стыд, отвращение, угрызения совести, нетерпение.

Задание 3.3.

Тревога – эпизодические  проявления беспокойства и волнения. Это чувство неосознаваемое, смутное, характеризуется ожиданием неблагоприятного развития событий, дурного предчувствия.

Страх, как правило, предполагает ту или иную физическую угрозу. Связан с болью, опасностью, угрозой жизни человека. В основе страха лежат примитивные человеческие инстинкты.

Задание 3.4.

  1. Группа перцептивных защит (отсутствие переработки и содержания информации
  2. Защиты, направленные на преобразование и искажение информации
  3. Защиты, направленные на разрядку отрицательного эмоционального напряжения
  4. Манипулятивный тип защит

Задание 3.5.

Развитие механизмов защиты и совладания, овладение необходимыми навыками для преодоления трудных жизненных ситуаций – важная и необходимая часть развития личности ребенка. Существенной стороной понимания любого личностного феномена является представление о законах его формирования в онтогенезе. В процессе онтогенеза у каждого ребенка формируется индивидуальный уникальный стиль адаптивного или защитного поведения, управляющий состоянием и преодолевающий стрессы повседневной жизни. Изучение совладающего поведения личности ведется в возрастном диапазоне от преддошкольного детства до старости. Известно, что развитие стилевых защитных механизмов определяют следующие факторы: динамические особенности психики; личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей; опыт отношений в родительской семье как пример разрешения жизненных ситуаций; хроническая психотравматизация. Разные исследователи, выделяют и исследуют разнообразные факторы, сосредотачивая свое внимание либо на индивидуальных, либо на средовых факторах, определяющих развитие и становление адаптивного поведения. Однако. до настоящего времени отсутствует систематичность и последовательность в анализе основных факторов, участвующих в становлении стиля защитного поведения у детей.

Информация о работе Актуальные вопросы психологии личности