Актуальные проблемы современной детской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

В данной работе актуальные проблемы современной детской литературы, периодики и критики; перспективы развития литературы для детей рассмотрены через изучение и анализ специальной литературы, критических статей литературоведов А. Ананичева, Е. Датновой, Л.Звонарёвой; результатов исследования Российской государственной детской библиотеки «Дети и периодика в начале XXI века»; аналитической статьи В. Чудиновой, предоставленной на выставке «ПРЕССА-2006» по итогам круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики
Кризис детской литературы в 80-е годы
Специфика современного детского чтения
Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя
4. Обращение детских поэтов к прозе
5. Низкий уровень качества современных книг и периодических изданий для детей
6. Коммерциализация книжного рынка
7. Проблема комплектования библиотек детской литературой
Глава 2. Перспективы развития детской литературы и периодики
Заключение
Литература.

Файлы: 1 файл

Leontyeva K;P 2.docx

— 91.18 Кб (Скачать файл)

В детской периодике сейчас наблюдается очень много журналов, которые исчезают так же быстро, как и появляются. Это связано, прежде всего, с коммерческим аспектом издательского дела. Авторам же связываться  с такими журналами-однодневками, которых  сейчас  множество, опасно и невыгодно  – есть риск увидеть свои творения под фамилиями совершенно  неизвестных  людей.

В конце 90-х годов перестали  существовать вполне достойные периодические  издания: «Трамвай», «Вместе», «Очаг», «Стригунок» и др. Качество того, что осталось на долю современного ребёнка, зачастую вызывает сомнение. Результаты исследований показывают, что сегодня дети и подростки  ориентируются далеко не на лучшую, но «модную» в их среде продукцию; увеличивается ориентация детей  и подростков на периодику с большим  количеством картинок, несущих информацию, легкую для восприятия: не столько  познавательного, сколько развлекательного характера. [15]

 

А качественные по подбору  психологического, педагогического, литературного, изобразительного и др. материала  журналы («Семья и школа», «Детская литература», «Литература в школе», «Первое сентября», «Муравейник», «Жили-были»  и др.) выходят ничтожным для  такой огромной страны как Россия тиражом в одну-две тысячи экземпляров. К примеру, тираж «Детской литературы»  за последние 10-15 лет упал с восьмидесяти тысяч до трёх тысяч. Некоторые издания  пережили серьёзную трансформацию, поддавшись современным веяниям. Например, журнал «Сельская молодёжь», создававшийся  когда-то как сельский вариант городской  «Юности», сейчас в корне поменял  своё направление и тематику, публикует  интервью со звёздами эстрады, заметки  о молодёжных тусовках, постеры, немудрёные советы в личной жизни. От когда-то широко известного в России журнала сохранилось  только название.

 

Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детской литературы и  картине детского чтения. Начало развития рыночных отношений привело к  ряду кризисных процессов, в частности  к резному спаду показателей  издания детской литературы. В  последние годы ее выпуск заметно  увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской  литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем издание  детской книги требует больших  по сравнению с многими другими  видами литературы затрат, и детские  книги дорожают, оказываются недоступными населению. Экономические трудности  и резкое снижение уровня жизни большей  части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские потребности в книгах. Согласно данным опросов, часть населения воздерживается от покупки книг, в том числе  и детских.

 

Проблема комплектования библиотек детской литературой

 

Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей  к чтению остается библиотека. С  удорожанием книг и периодики, с  изменениями в школьных программах, обусловленными реформой образования, а также с ростом потребностей детей в разнообразной детской  литературе и школьных учебниках, ежегодно растет число юных читателей в  библиотеках. В условиях постоянного  снижения финансирования и разрушения старой системы книгоснабжения (и  отсутствия ряда звеньев в выстраивающейся  новой системе) ухудшилось комплектование библиотек детской литературой. Таким образом, по-прежнему сохраняется  ситуация "книжного голода" для  многих детей, лишенных возможности  реализовать свое право на чтение.

 

Глава 2. Перспективы  развития детской литературы и периодики

 

На заседании круглого стола «Детская пресса: государственная  политика, реалии, перспективы», организованном Исполкомом выставки «ПРЕССА-2006», была поставлена цель — выработать конкретные действенные шаги по привлечению  внимания государства и общества к проблемам детских изданий, воспитывающих у ребенка любовь к чтению и формирующих нравственные основы личности. [14, с.3]

Были высказаны конкретные предложения по поддержке детской  литературы, пропагандирующей высокие  этические и нравственные принципы:

    • отмена НДС на детскую периодику;
    • обеспечение правовой защищенности отечественных детских изданий;
    • вход детской литературы в киосковые сети бесплатно;
    • проведение анализа состояния фондов школьных и детских библиотек и разработка программы их пополнения;
    • предоставление дотаций библиотекам для подписки на социально значимые издания;
    • проведение Всероссийского фестиваля школьных библиотек;
    • проведение конференций  и семинаров по проблемам детского чтения в регионах;
    • возобновление проведения ежегодной Всероссийской недели детской и юношеской книги;
    • учреждение знаков отличия для социально значимых изданий, которые будут вручаться на выставке «ПРЕССА» по итогам работы независимых общественных экспертных советов. Эта идея получила развитие в ряде предложений по проведению творческих конкурсов в рамках выставки «ПРЕССА-2006». Участникам круглого стола была предложена директором по развитию издательского дома «Веселые картинки» Олегом Ждановым концепция конкурса с разнообразными номинациями в области детской литературы — конкурса «Маленький принц» — в рамках «ПРЕССЫ-2006»;

  Заключение

 

Литература развивает  многие способности детей: учит искать, понимать, любить — всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир  ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики  для детей и подростков  стали  еще острей.

Подводя итоги сказанному, сформулируем выводы, такие же  во многом неутешительные и серьёзные, как и проблемы современной литературы для детей:

    •  Начинающие писатели сетуют на невозможность публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы. В результате в литературе для детей образовался пробел длиной почти в пятнадцать лет.
    • Детские поэты переходят на прозу или начинают творить во множестве жанров. Полифония творчества – тоже своеобразная примета излишней насыщенности времени.
    • Тиражи детской периодики падают с невероятным ускорением. И чтобы этого избежать, редакторы часто прибегают к помощи информационной «текучки», поддаваясь «злобе дня» в худшем смысле этого выражения.
    • Коммерциализация книжного рынка  отрицательно  сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения:  произошел     резкий спад показателей издания детской литературы; с расширением  тематики детских книг, улучшением их качества значительно  повысились цены на детские книги, которые оказываются недоступными населению. 
    •  Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего.  В этом проявляется ещё одна проблема детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком.
    • Школьные и детские библиотеки содержат в основном литературу, еще изданную в советские времена. То, что приобретено после 90-х годов, содержится в библиотеках малыми тиражами и выдается для чтения только в читальных залах. 

Закрывать глаза на нынешнее состояние детской литературы —  значит отнимать у детей важную часть  их жизни, потворствовать безвкусице, развитию равнодушия и бездуховности  среди молодежи.

Получается, что у детской  литературы сейчас далеко не детские  проблемы.

 

Литература:

 

1. Ананичев А., Звонарёва Л. …А у нас мастер-класс. А у вас?.. //Детская литература. 2003, №3, С. 28

2. В комнате за сценой. Литературный альманах. М., 2003. – 224 с. – С.4

3. Гиппиус З. Дневники. Кн.1, М., 1999. - С.239

4. Датнова Е. Возвращение на кухню… // Пролог. – М.: «Вагриус», 2002, 432 с. – С. 336

5. Детская литература и воспитание // Сб. тр. международной научной конференции. – Тверь: ТвГУ, 2004

6. Детская литература и воспитание // Сборник научных трудов Международной научной конференции. Вып. 2. – Тверь: ТвГУ, 2005

7. Звонарёва Л. Принципиальная смена нравственных ориентиров: заметки о современной детской литературе и периодике. //Польско-российский литературный семинар, Варшава – Хлевиска, 13-16 марта 2002г. – «Grant», Warszawa, 2002, с.92

8. Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике  // Детская литература. - 2002. - N 3. - с. 10-14

9. Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике: Часть II // Детская литература. - 2002. - N 4. - с. 16-21

10. Кутейникова Н.Е. «К вопросу о современных книгах для детей», "Русская словесность", 2001, №4

11. Полозова Т.Д. Русская литература для детей: Учеб. Пособие.-М.: Academia, 1997. С.23—38

12. Современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей: наш взгляд. - Книжная палата, 2003


Информация о работе Актуальные проблемы современной детской литературы