Актуальная проблемы в работе педагога с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Аннотация. Статья посвящена описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе. Автором дана характеристика одаренности как психолого-педагогической категории, также описаны личностные и социально-психологические аспекты проблем одаренного ребенка, обозначена актуальность рассматриваемых вопросов для отечественной педагогической практики. В статье даются общие рекомендации, направленные на повышение эффективности работы с одаренными детьми в условиях школы.

Файлы: 1 файл

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.docx

— 27.82 Кб (Скачать файл)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В  РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.  

Э.А. Тухтубаева, учитель начальных классов, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 13                    города Сургута.

Аннотация. Статья посвящена  описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с  одаренными детьми в школе. Автором  дана характеристика одаренности как  психолого-педагогической категории, также описаны личностные и социально-психологические  аспекты проблем одаренного ребенка, обозначена актуальность рассматриваемых  вопросов для отечественной педагогической практики. В статье даются общие  рекомендации, направленные на повышение  эффективности работы с одаренными детьми в условиях школы.

Интерес общества к одаренным  детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку  становится очевидным, что процветание  и благосостояние общества зависит  от развития личностных ресурсов человека.  

Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности. 

Современное образование  в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика  основным субъектом образования. Такая  постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.

В целом, можно утверждать, что особое значение для современной  школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных  детей. Сегодня проблема обучения таких  детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного  образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той  или иной области деятельности.

По решению Всемирной  организации здравоохранения одарённые  дети входят в «группу риска» наряду с малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимы специальные  индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные  школы (школы, где знают и учитывают  особенности и проблемы одарённого ребёнка, где он будет развиваться  согласно своим задаткам и способностям) [4,10].

Одарённость можно представить  как особое сочетание трёх характеристик:

Интегративных личностных: любопытство (познавательная потребность) – чем более одарен ребенок, тем  более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и  проявляется это в поиске новой  информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.

Характеристик сферы умственного  развития: оригинальность мышления –  способность выдвигать новые, неожиданные  идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Характеристик сферы личностного  развития: увлеченность содержанием  задачи – ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает  эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется  не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь –  интересом к содержанию. Проявляется  в деятельности и поведении ребёнка; нонконформизм – стремление во чтобы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство – доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

Вслед за исследователями  одаренности школьников, мы выделяем в школе три группы таких обучающихся [7].

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Одаренность на современном  этапе развития психолого-педагогической мысли можно рассматривать как  своего рода девиацию, то есть одаренные  дети представляются во многих случаях  носителями отклонений, что создает  немало проблем при работе с ними.

Рассмотрим круг проблемных моментов, обусловленных общей одаренностью ребенка и являющихся обратной стороной несомненно присутствующих позитивных качеств оригинальной развивающейся личности.

Первая группа актуально  существующих проблем связана с  негативными личностно-поведенческими аспектами одаренного ребенка, среди  которых можно отметить следующие: эгоцентризм и неспособность  вставать на точку зрения другого  человека, особенно если он интеллектуально слабее, неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна, отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия, отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы, стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах, стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс, стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.

Данные проблемы, или, говоря другими словами, малопривлекательные  личностные черты одаренного ребенка  влекут за собой комплекс сложностей социально-психологического характера, что затрудняет работу педагога с  таким ребенком, приводя нередко  к дезадаптивной симптоматике. Социально-психологические, коммуникативные трудности можно типизировать следующим образом.

Социально-психологические  проблемы одарённых детей проявляются  очень часто в хорошо известных  педагогам и школьным психологам формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей – в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Достаточно часто в  школьной практике можно встретить  и противоположную социально-психологическую  реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в  мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать  и демонстративные черты.

Одну из серьёзных причин таких социально-психологических  проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических  проблем – это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Одной из проблем является то, что всё реальнее проявляется  противоречие между необходимостью в развитии и обучении одаренных  детей и недостаточной теоретической  и практической подготовкой педагогических кадров к работе с одарёнными детьми. Исходя из этого противоречия, возникает  проблема, заключающаяся в определении  психолого-педагогических условий  развития и обучения одарённых детей  в общеобразовательной школе.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности  дезадаптации одарённых детей. Это[8]:

  1. трудности в нахождении близких по духу друзей;
  2. проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;
  3. проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;
  4. очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;
  5. диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе.

Из всего сказанного может  создаться впечатление, что детская  одаренность – процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Это не так. Одаренный  ребенок – ребенок, который развивается  по-другому, он требует изменения  установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, что и  составляет содержание основного проблемного  поля при работе с данной категорией учащихся. 

Особенно трудно – своевременно «заметить» такого ребенка. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как  «неодаренного» на данный момент времени  – значит искусственно вмешаться  в его судьбу, заранее, предопределяя  его субъективные ожидания. Следует  помнить, что одаренность у разных детей может быть выражена в более  или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог должен иметь в виду, что  существуют дети, чью одаренность  они пока не смогли увидеть. Так же важно учитывать, что признаки одаренности, проявляющиеся в детстве, даже при  самых благоприятных условиях могут  постепенно исчезнуть. В детской  психологии существует термин «затухание одаренности», затухание может быть обусловлено разными причинами. Одна из них – отсутствие в структуре  одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана  с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего  развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать  способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей  и учителей. Если ребенку не помогли  выработать умение учиться, «затухание»  становится более вероятным, порождая многочисленные проблемы, среди которых  можно назвать: неприязнь к школе, снижение академической успеваемости, нереалистические цели, нетерпимость и т.д. [3].

Однако если по отношению  ко всем обычным детям – при  возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении –  педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление  их причин, то принципиально иначе  обстоит дело с одаренными.

Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим  анализ и выявление подлинных  механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность  – это не просто результат высоких  способностей ребенка, но в первую очередь  это проблема становления его  личности.

За проблемами в поведении, общении и обучении, сопровождающими  феномен детской одаренности, стоят  различные факторы. Это может  быть следствием: нарушений в онтогенетическом развитии – запаздывания или инверсии (нарушения последовательности) в  прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций (ВПФ), а также неадекватного проживания возрастных этапов и несформированности познавательной мотивации [2].

В целом, основной круг проблем  в работе с одаренными детьми в  среднестатистической школе можно  сформулировать следующим образом:

  1. Неумение диагностировать одаренность
  2. Отсутствие методической литературы
  3. Нехватка времени для работы с такими детьми
  4. Большая загруженность учащихся
  5. Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету

Все обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными учащимися. В связи с  этим можно обозначить следующие  моменты. Современная система образования  в России испытывает явный дефицит  педагогов, подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих  педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и  выстраивать индивидуальные планы  развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают  с повышением интеллектуально-творческого  потенциала страны.

С 60-х годов ХХ века в  нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более  высокого уровня способностей. В нашей стране существует всего 4 специальных школы-интерната для одаренных детей: в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге [6]. Все учреждения возникли по спеиальному постановлению правительства еще в 1963 году. Преподавательский состав школ образуют не только учителя, а профессора вузов, ученые.

Информация о работе Актуальная проблемы в работе педагога с одаренными детьми