Акцентуация и ее влияние на социальный статус в группе подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить взаимосвязь между акцентуациями характера подростков и их статусным положением в группе.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ таких понятий ,как «акцентуация характера» и «статусное положение».
2. Выявить наличия акцентуированных черт характера у подростков.
3. Выявить структуру взаимоотношений между подростками в группе.
4. Составить психолого – педагогические рекомендации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

                Для психодиагностического исследования  по выявлению акцентуаций характера у подростков использовалась методика «Чертова дюжина» Сиялова и Прутченкова (Прутченков Л.С., Сиялов Л.Л. «Эй ты, параноик! » М., Новая школа, 1994). Авторы дают подробное описание психотипов личности, основанных на классификации акцентуаций, предложенной и разработанной П.Б. Ганнушкиным, К. Леонгардом, а также Л.Е. Личко и Л.П. Егидесом. 
          Предлагается тест, позволяющий ориентировочно определять тип акцентуации характера подростка, и приводятся конкретные рекомендации по оказанию педагогической помощи школьникам различных психотипов. 
           Проводилось тестирование в групповой форме. Группе было зачитано вслух 104 утверждения , которые нужно было оценить, исходя из своего согласия или несогласия, и выставить балл в соответствующую номеру утверждения клеточку. Отвечая на утверждения теста, степень согласия или несогласия оценивалась следующими баллами: 
       +2 – совершенно верно, я, как правило, так и делаю; 
       +1 – верно, но все же бывают заметные исключения; 
         0 – трудно сказать; 
        -1 – не верно, но все же иногда бывают такие ситуации; 
        -2 –совершенно неверно, это несвойственно для моей обычной жизни. Показателем наличия акцентуации является величина более 10 баллов. 
Эта методика предлагает выделение 13 психотипов, таких как: 
параноик, эпилептоид, гипертим, истероид, шизоид, психостеноид, сензитив, гипотим, комфорный тип, неустойчивый тип, астеник, лабильный тип, циклоид, с соответствующими для каждого из них специфическими  качествами.

           Для выявления статуса подростка в учебной группе используют методику, называемую социометрией (выявление социометрической структуры группы для определения характера межличностных взаимоотношений в группе). Нами была апробирован социометрическая методика Дж. Морено "Выбор в действии". 
          Известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено предложил метод социометрии, который эффективно используется в психодиагностике для изучения социально психологического климата в трудовых и учебных коллективах. 
           Проведение социометрического исследования включает в себя несколько этапов.

1 этап. Определение целей исследования. Социометрия широко применяется для изучения: проблем лидерства и авторитета; социально - психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития). Целью же нашего исследования является определение положения объекта в системе взаимоотношений (статус).

2 этап. Определение вопросов.

Вопросы могут быть: 
         Формальные (направлены на изучение взаимоотношений учащихся в ведущем виде деятельности). В нашем случае: "Кого бы ты попросил/а помочь тебе подготовиться к важному экзамену?" 
        Неформальные (направлены на изучение взаимоотношений в сфере, не связанной с учебой). "Кого из класса ты бы пригласил/а с собой на интересную вечеринку?". Вопросы в нашем исследовании подобраны так, чтобы выявить стремление объекта к общению с товарищами в различных видах деятельности: труде, учении, досуге и т.д.

3 этап. Определение величины ограничения возможных выборов.

В нашем исследовании мы используем параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа  выборов. Во - первых, он является более  надежным, так как выше осмысленность  выбора. Во - вторых результаты параметрического метода значительно легче подвергнуть  математической обработке. Мы решили ограничиться тремя выборами.

4 этап. Разработка социометрической карточки.

Школьникам предлагались социометрические карточки с инструкцией  написать по три имени на каждый вопрос. 
     Вопросы подбирались с учётом различных сфер деятельности: личная сфера, внутри класса, общественная. В эксперименте применялись стандартные вопросы:

. "Кого из своих товарищей  из группы Вы попросили бы  в случае необходимости предоставить  помощь в подготовке к занятиям?»

. "Кого из класса Вы пригласили бы на день рождения?"

Результаты ответов переносили на матрицы выбора. Их число соответствует  числу вопросов (в нашем случае -10 ). Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного. Результаты экспериментов оформляли графически в виде таблицы. ( Приложение 1) . В итоге исследования нами были выявлены: «звезды», «предпочитаемые», «принимаемые», «непринимаемые», «отвергнутые».

      2.2  Анализ  результатов исследования.

2.2.1. Изучение  статусного положения ребенка

Для выявления статуса  подростка в учебной группе использовалась социометрия Дж. Морено.

При анализе результатов  была составлена таблица  (Приложение 1), в которой отражены положительные  ответы ( 1,3,5,7,9 – номера вопросов,ответы на которые здесь показаны) каждого  из испытуемых.

(

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1. Батурин

1

       

+1

 

+3

+2

         
 

3

       

+3

+1

   

+2

       
 

5

   

+3

+2

+1

               
 

7

   

+1

+2

 

+3

             
 

9

   

+1

+2

 

+3

             

2. Кузнецов

1

       

+1

   

+2

+3

       
 

3

     

+3

 

+1

   

+2

       
 

5

   

+1

 

+3

   

+2

         
 

7

   

+1

+2

 

+3

             
 

9

   

+1

+2

     

+3

         

3. Корявко

1

       

+1

   

+3

 

+2

     
 

3

 

+3

 

+1

 

+2

             
 

5

+3

+1

 

+2

                 
 

7

 

+1

       

+2

       

+3

 
 

9

+3

+1

 

+2

                 

4.Лапшиков

1

       

+1

   

+2

 

+3

     
 

3

+2

       

+3

     

+1

     
 

5

 

+2

+3

 

+1

               
 

7

+2

+1

+3

                   
 

9

+1

+3

+2

                   

5.Варганова

1

           

+2

+1

 

+3

     
 

3

         

+2

   

+3

+1

     
 

5

             

+2

+3

+1

     
 

7

         

+2

   

+1

+3

     
 

9

   

+2

   

+3

     

+1

     

6.Егоркина

1

       

+1

     

+2

+3

     
 

3

       

+2

     

+1

+3

     
 

5

       

+3

     

+1

+2

     
 

7

       

+1

     

+3

+2

     
 

9

       

+2

     

+1

+3

     

7.Коновалова

1

             

+3

     

+1

+2

 

3

+1

       

+3

           

+2

 

5

         

+2

 

+3

       

+1

 

7

                   

+1

+2

+3

 

9

         

+2

       

+3

+1

 

8.Москалева

1

       

+1

           

+3

+2

 

3

+1

                   

+3

+2

 

5

           

+1

     

+3

 

+2

 

7

       

+3

           

+1

+2

 

9

   

+3

               

+1

+2

9.Москаленко

1

       

+3

           

+2

+1

 

3

       

+3

+1

     

+2

     
 

5

       

+1

+2

     

+3

     
 

7

       

+3

+2

     

+1

     
 

9

   

+1

 

+3

       

+2

     

10.Оликова

1

       

+2

     

+1

     

+3

 

3

       

+2

+3

   

+1

       
 

5

       

+2

+1

   

+3

       
 

7

       

+1

+2

   

+3

       
 

9

       

+2

+3

   

+1

       

11.Фетисова

1

             

+1

 

+3

 

+2

 
 

3

+3

 

+1

     

+2

           
 

5

       

+2

+1

+3

           
 

7

           

+1

   

+2

 

+3

 
 

9

           

+1

   

+2

 

+3

 

12.Черкасова

1

       

+1

   

+3

       

+2

 

3

+1

       

+1

           

+3

 

5

       

+1

   

+3

       

+2

 

7

             

+1

   

+3

 

+2

 

9

             

+1

   

+3

 

+2

13.Чиглякова

1

       

+3

   

+2

     

+1

 
 

3

         

+3

   

+2

+1

     
 

5

       

+2

   

+3

     

+1

 
 

7

             

+2

   

+3

+1

 
 

9

       

+3

   

+2

     

+1

 

Получено выборов

 

9

7

13

9

30

25

8

19

15

21

6

16

16

Получено взаимно выборов

 

1

1

1

1

1

5

0

2

3

4

0

0

2


 

Социальный статус подростка  вычислялся по формуле :

С= M/(n-1)

C – социальный статус подростка;

M – общее число полученных испытуемым положительных выборов;

n – число испытуемых.

С= 9:( 13-1 ) = 0,75 – Батурин

С= 7:( 13-1) = 0,6 – Кузнецов

С= 13:( 13-1) = 1,08 – Корявко

С= 9:( 13-1 ) = 0,75 – Лапшиков

С= 30:( 13-1 ) = 2,5 – Варганова

С=25:( 13-1 ) =  2,08 – Егоркина

С=8:( 13-1 ) = 0,6 – Коновалова

С=19:( 13-1 )= 1,6 – Москалева

С=15:( 13-1 )=  1,25 – Москаленко

С=21:( 13-1 )= 1,75 – Оликова

С=6:( 13-1 )= 0,5 – Фетисова

С=16:( 13-1 )= 1,3 – Черкасова

С=16:( 13-1 )=1,3 – Чиглякова

Исходя из полученных показатлей, средний социальный статус равен 1,2.

Cогласно классификации социального статуса, предложенной Дж. Морено, группа испытуемых делится на : «звезд», «предпочитаемых», «принимаемых», «непринимаемых», «отвергнутых» по следующему критерию:

 

Статус группы

Колличество полученых выборов

«Звезды»

В 2 раза больше выборов,чем  среднее

число полученых выборов  одним испытуемым

«Предпочитаемые

В 1,5 раза больше выборов,чем  средне число полученых выборов  одним испытуемым

«Принимаемые»

 

«Непринимаемые»

В 1,5 раза выборов,чем средне число полученых выборов одним  испытуемым

«Отвергнутые»

Число выборов равно нулю,либо в 2 раза выборов,чем средне число  полученых выборов одним испытуемым


 

Согласно предложеной  классификации мы можем сделать  вывод :

«звезды» - Варганова, Егоркина

«предпочитаемые» - Москалева, Оликова

«принимаемые» - Москаленко, Черкасова, Чиглякова, Корявко

«непринимаемые» - Батурин, Лапшиков

«отвергнутые» - Кузнецов, Коновалова, Фетисова.

 

2.2.2. Анализ результатов  психодиагностического исследования  акцентуации подростков по методике  «Чертова дюжина»

 

 

 


Информация о работе Акцентуация и ее влияние на социальный статус в группе подростков