Аффективные реакции - это эмоциональные переживания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы являются эмоции человека и основные подходы к их изучению. Предмет исследования - эмоции, экспрессивность и внутренние переживания. Цель исследования - рассмотреть некоторые подходы в изучении эмоций человека.
Основные задачи курсовой - рассмотреть основные компоненты эмоций, их виды и некоторые подходы к их изучению.

Содержание работы

введение
1. ВНУТРЕННИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИЙ
2. РОЛЬ ЭМОЦИЙ, ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ ЧУВСТВ И АФФЕКТОВ
2.1 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ
2.2 РОЛЬ ЭМОЦИЙ
3. экспрессивность
4. Психологические теории эмоций
4.1 Теория эмоции как организмического возбуждения
4.2 Эволюционная теория Ч. Дарвина
4.3 Теория Джеймса - Ланге
4.4 Альтернатива к теории Джеймса - Ланге
4.5 Теория когнитивного диссонанса
4.6 Информационная теория П.В. Симонова
5. Психология эмоций в концепции Л.С. Выготского
заключение
список литературы

Файлы: 1 файл

Аффективные реакции.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

4.5 Теория когнитивного диссонанса

Отдельно стоит группа теорий, объясняющих  природу эмоций через интеллектуальные или, как их ещё называют, когнитивные  факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса, предложенную американским исследователем Л.Фестингером в 1957 г. Исходное положение: диссонанс есть отрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречивые друг другу сведения, мнения, знания об одном и том же объекте.

Так, когда о вашем лучшем друге  говорят плохо, вы испытываете отрицательные  эмоции и хотите доказать, что это  не так.

Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. И если вашего друга похвалили, вы испытываете чувство гордости за него. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, внутреннее неудобство, от которого человек стремится избавиться. Для этого у каждого человека есть только два выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новую информацию, которая устранила бы противоречие и согласовалась с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для  того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков.

 

4.6. Информационная теория П.В. Симонова

К подобному типу подходов можно отнести  и информационную концепцию эмоций психофизиолога П.В.Симонова. Согласно его теории, эмоциональные состояния определяются имеющимися у человека желанием или, как говорит Симонов. Силой актуальной потребности. С одной стороны, и оценкой, которую он даёт вероятности её удовлетворения. - с другой. Эту оценку вероятности человек производит на основе врождённого и ранее приобретённого опыта. Причём эмоция возникает тогда, когда имеется рассогласование между тем, что необходимо знать для удовлетворения желания, и тем, что на самом деле известно. То есть мы постоянно вольно или невольно сопоставляем необходимую нам информацию (о средствах, времени, ресурсах), которая потребуется для удовлетворения желания, с информацией, имеющейся у нас в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. На этой основе была разработана формула эмоций:

Э = - П (Ин - Ис)

где: Э - эмоция (её сила и качество);

П - потребность (в формуле она берётся  с отрицательным знаком «-»);

Ин - информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;

Ис - информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у  человека нет потребности (П = 0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает  и в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность удовлетворения потребности велика, то проявляются положительные чувства (И с > Ин).

Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0.

Таким образом, внутри нас как бы находится  манометр, показания которого зависят от того, какая информация имеется о том, что требуется для удовлетворения потребности, и о том, чем мы располагаем, и в зависимости от их соотношения мы испытываем различные эмоции. Однако не все эмоциональные проявления укладываются в эту концепцию. Например, к какой категории чувств - положительным или отрицательным - отнести удивление? Или представьте себе ситуацию, когда вы, проголодавшись, приходите в гости. Вы видите накрытый стол с большим количеством еды и у вас улучшается настроение. Хотя в данной ситуации вы вполне уверены, что и как будете есть, т.е. Ин = Ис и эмоция должна быть Э = 0.

Надо  так же отметить, что чисто психологических  теорий эмоций, не затрагивающих физиологические  и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических вопросов, например, вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решён без обращения к физиологическим составляющим эмоций. Как правило, теории эмоций мало что могут сказать о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследований эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

 

5. Психология эмоций в концепции  Л.С. Выготского

Л.С. Выготский не оставил завершенного учения об эмоциях. Вместе с тем в  ряде его работ можно встретить  довольно развернутые рассуждения  по данной проблеме. Будучи собраны  воедино, они демонстрируют достаточно полную картину представлений Выготского о природе и механизмах развития эмоций человека. В философском плане эти представления опираются на идеи Спинозы и, в частности, на заложенный им принцип единства аффекта и интеллекта. Предшественником Выготского в разработке этого принципа в психологической науке является Курт Левин. Основные положения подхода Выготского к проблеме эмоций сводятся к следующему.

Эмоции  развиваются. Исходя из этого, каждую эмоцию следует классифицировать не иначе, как с точки зрения ее развития. [6]

Существует  связь между аффектом и интеллектом. "Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта". [5] Развитие мышления и эмоций берет начало из единого корня - аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта идет: 1)по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания, с последующей дифференциацией в рамках самой этой сферы; 2) в направлении изменения характера динамических процессов. И то, и другое напрямую связано с развитием мышления.

Так, если в раннем детстве поведение  ребенка может быть охарактеризовано как "полевое", а сознание характеризуется единственном аффективного восприятия и действия , [6] то основным симптомом кризиса трех лет является нарушение единства аффекта и действия. "Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции" [4]. По мере того, как наглядно-действенное мышление ребенка уступает место образному мышлению, развивается и аффективная сторона сознания. Это находит отражение прежде всего в обобщении внутренних процессов, что составляет один из существенных аспектов изменений в дошкольном возрасте. В этот период происходит обобщение чувств: возникает аффективное образование, относящееся к единичному аффекту как понятие к единичному восприятию [4]. Наконец, в подростковом возрасте формирование мышления в понятиях приводит к более глубокому познанию и упорядочиванию мира собственных переживаний.

Другой  аспект изменений в аффективной  сфере человека связан с тем, что  каждому уровню развития мышления соответствует  определенный характер динамических процессов. Выготский указывает, что конкретному мышлению соответствует более костная и тугоподвижная динамика, абстрактному мышлению и воображению - более текучая и гибкая. В связи с вышесказанным становится объяснимым качественное своеобразие высших, или тонких эмоций. Дифференциация эмоций и более мягкий характер их протекания являются прямым следствием развития мышления.

Наряду  с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление. Это проявляется, в частности, в том, что: 1) "во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее" , 2) сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания. По Выготскому, отношение мысли к слову есть живой процесс, "движение через целый ряд внутренних планов" [3].

В патологии (например, при шизофрении), как правило, имеет место не столько  повреждение собственно интеллектуальных или эмоциональных аспектов сознания, сколько патологическое изменение  их соотношения.

Выготский выдвигает принцип активного  участия эмоций в общем развитии сознания [4]. Аффект не только оказывает  влияние на развитие мышления и поведения  ребенка, он является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску "обходных путей развития" в  случае наличия врожденного дефекта.

Важную  роль в развитии эмоциональной сферы  человека играет деятельность. Деятельность может оказывать влияние опосредованно (в деятельности развивается в  первую очередь мышление, что в  свою очередь вызывает изменения  в аффективной сфере) и непосредственно, как это происходит, например, в игровой деятельности ребенка.

Представления Л.С. Выготского о природе эмоций и их развитии составляют неотъемлемую часть его "конкретно-психологической  теории сознания".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека -- внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека.

 


Информация о работе Аффективные реакции - это эмоциональные переживания человека