Аддиктивное поведение как предмет исследований в современной психологической науке и смежных областях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков, и проявляющаяся зависимостью от этих веществ - психической, а иногда и физической.
Токсикомания - болезнь, проявляющаяся подобной же психической, а иногда и физической зависимостью от веществ, не включенных в официальный список наркотиков.

Файлы: 1 файл

Аддиктивное поведение как предмет исследований в современной психологической науке и смежных областях.docx

— 42.30 Кб (Скачать файл)

 

 Удалось вычленить  такой мировоззренческий аспект, как представление о друзьях.  Группы сравнивались по этому  параметру, и различия оказались  не значимы: 25% среди юношей и  девушек, склонных к аддиктивному  поведению, и 20% среди не склонных  не уверены в своих друзьях. 

 

 Также мнения групп  совпадали по отношению к подчиненным,  к начальству – по этим параметрам  различия не значимы.

 

 Отношение к себе  в обоих групп абсолютно совпало: 46% молодых людей и в группе  склонных, и в группе не склонных  к аддиктивному поведению, не  уверены в себе, противопоставляют  себя окружающему миру, обладают  низкой самооценкой.

 

 Также в тесте имелся  такой параметр, как «Страхи и  опасения».

 

В обеих группах указывалось  на следующие страхи и опасения: смерть, здоровье, оценочное отношение  к себе; темнота, крысы, замкнутое  пространство, тараканы; одиночество; ответственность; люди, начальство; будущее, ошибки. Все эти страхи и опасения свойственны для людей в принципе. Каких-либо тенденций относительно преобладания каких-либо страхов для  каждой группы испытуемых выделено не было. Подвергнуть их количественной обработке также не представлялось возможным.

 

 Таким образом, выраженные  различия выявились по отношению  к родителям отцу и матери, к семье, к будущему. По перечисленным  выше параметрам у юношей и  девушек, склонных к аддиктивному  поведению, более выражено отрицательное  отношение. Следовательно, гипотеза  получила свое подтверждение.

 

 Также выявились различия  по отношению к сексу –неудовлетворенность  своими сексуальными отношениями  показали молодые люди, склонные  к аддиктивному поведению. Зато  по отношению к браку они  отличаются большим оптимизмом, нежели их сверстники, не склонные  к аддиктивному поведению.

 

 Для использования  в профилактической и коррекционно-психологической  работе мы считаем более перспективными  такие мировоззренческие предпосылки,  как отношение к родителям,  к семье в целом и отношение  к своему будущему, а также  отношения в разнополой диаде. 

 

 Большое внимание следует  уделять в развитии способности  видеть перспективу своей будущей  жизни, способности определять  цели своей жизни и добиваться  их. В частности, мы предлагаем  ориентировать молодых людей  на такую позитивную цель как  создание брака и гармонизацию  межполовых отношений. Для этого  мы предлагаем обучать молодых  людей конструктивному взаимодействию  в разнополой диаде. Это поможет  молодым людям самореализоваться  в браке, приобрести точку опоры  и в настоящем, и в будущем,  которого они пока так боятся.

 

 И конечно, следует  уделить внимание уменьшению  негативной окраски взаимоотношений  с родителями, в идеале – гармонизация  этих отношений. Необходимо работать  как с самими молодыми людьми, так и со всей семьей.

 

 Выводы

 

1.Гипотезы следствия получили  свое подтверждение. Действительно,  юноши и девушки, имеющие склонность  к аддиктивному поведению, более  пессимистично воспринимают свое  будущее по сравнению с юношами  и девушками, не склонными к  аддиктивному поведению, - уровень  значимости 0,001. Будущее представляется  преимущественно в негативных  тонах - мрачным, бесперспективным, скучным, они не видят себя  в своем будущем, не уверены  в нем. Видимо, это связано с  тем, что они не верят в  будущее и не видят его, т.  к. цель – немедленное удовлетворение  потребностей сейчас, в настоящем.  Также, что не менее важно,  отсутствует программа построения  этого будущего, умение ставить  и достигать цели.

 

2.Получила подтверждение  и вторая гипотеза. Молодые люди, склонные к аддиктивному поведению,  значительно чаще не удовлетворены  своими отношениями с родителями  по сравнению с юношами и  девушками, не склонными к аддиктивному  поведению.

 

 Наиболее значимые  различия выявились по отношению  испытуемых к отцу – на уровне 0,001. Отношение к отцу оказалось  одной из самых проблемных  тем юношей и девушек, склонных  к аддиктивному поведению (61%). Эти данные показывают нам,  сколь значима роль отца в  формировании личности молодого  человека, а также вовлечения  его в наркотическую зависимость.

 

 Различия выражены  и по отношению к матери - на  уровне 0,01. Отрицательное отношение  к матери у юношей и девушек,  склонных к аддиктивному поведению  (49%), связано, прежде всего, с  отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений.

 

 Полученные данные  подтверждают тот факт, что химическая  зависимость – заболевание семейное, и неблагополучие в семье имеет  большое значение в формировании  аддиктивного поведения.

 

3. Значимыми оказались  различия по отношению к браку  (уровень значимости 0,001). Юноши и  девушки, склонные к аддиктивному  поведению, имеют более положительное  отношение к браку по сравнению  с юношами и девушками, не  склонными к аддиктивному поведению  (55% против 31%). У них чаще наблюдается  стремление к браку, а также  идеализация его.

 

 Мы считаем, что стремление  к браку выступает у молодых  людей, склонных к аддиктивному  поведению, как компенсационный  механизм неудовлетворенности отношениями  в своей семье. Не получая  любви, заботы, тепла от своих  родителей, молодые люди мечтают  создать свою семью, идеализируя  ее образ.

 

 При этом отношения  в разнополой диаде удаются  им не очень хорошо - они реже  удовлетворены своими сексуальными  отношениями по сравнению с  молодыми людьми, не склонными  к аддиктивному поведению (уровень  значимости 0,01). Естественно, при  наличии негативного примера  в качестве своей семьи, им  нелегко строить позитивные межполовые  отношения.

 

4. Различия по отношению  к остальным мировоззренческим  факторам, а именно: отношение к  прошлому, к себе, к друзьям, к  начальству , к подчиненными, а также  нереализованные возможности –  оказались не значимы.

 

 

Заключение.

 

 Итак, мы проанализировали  различия между молодыми людьми, склонными к аддиктивному поведению,  и молодыми людьми, не склонными  к аддиктивному поведению, по  следующим мировоззренческим параметрам: отношение отцу, матери, своей семье,  отношение к прошлому, к будущему, , к себе, к друзьям, к начальству, к подчиненными, а также нереализованные  возможности.

 

 Были выявлены следующие  различия: более отрицательное отношение  к будущему, к отцу, матери, к своей  семье, а также неудовлетворенность  своими сексуальными отношениями  показали юноши и девушки, склонные  к аддиктивному поведению, при  этом продемонстрировав более  положительное отношение к браку  с его идеализацией.

 

 Полученные данные  позволяют сделать следующие  рекомендации по профилактике  и терапии аддиктивного поведения.

 

 

Гармонизация, оптимизация  семейных отношений, отношений с  родителями – необходимый атрибут  профилактической работы. Уменьшение чрезвычайно эмоционального, болезненного, негативного отношения детей  к своим родителям поможет  снизить риск наркотизации среди  юношества.

 

 

Необходимо работать с  построением и осознанием жизненных  целей, развивать способность строить  жизнь, видеть свое будущее и не бояться  его. В частности, мы предлагаем ориентировать  молодых людей на такую позитивную цель, как создание брака и гармонизацию межполовых отношений.

 

 

Нам видится новый приоритетный путь профилактики - мы предлагаем обучать  молодых людей конструктивному  взаимодействию в разнополой диаде. Это поможет молодым людям  самореализоваться в браке. Удачное  конструктивное взаимодействие с противоположным  полом станет для них точкой опоры  и в настоящем, и в будущем, которого пока они так боятся.

 

 

Библиография.

 

1.Баярд Д., Баярд Р. Ваш  беспокойный подросток. – М.  – 1992.

 

2. Белогуров С.Б. Популярно  о наркотиках и наркоманиях.  Книга для всех. СПб.;М.-1998.

 

3.. Березин С.В. и др. Психология ранней наркомании.-Самара.-1997.

 

4. Березин С.В., Лисецкий  К.С., Мотынга И.А. Психология ранней  наркомании. – Самара. – 1997.

 

5. Березин Ф.Б. Психология  и психофизиологическая адаптация  человека. Л.-1998.

 

6.Битенский В.С., Херсонский  Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомании  у подростков.-Киев.-1989.

 

7. Братусь В.С., Сидоров  П.И. Психология, клиника и профилактика  раннего алкоголизма. – М. –  1984.

 

8. Васильева О.С., Андрущенко  И.Е. Смысл жизни и отношение  к смерти в старшем школьном  возрасте.//Школа здоровья. – 2000. - №1 – с.48-62.

 

9. Вострокнутов Н.В. Семья  и проблемы отклоняющегося поведения  в современном обществе.//Cборник  тезисов международной конференции:  подросток и молодежь в меняющемся  обществе (проблемы девиантного  поведения). –М. – 2001. – с.109-124.

 

10.Дольто Франсуаза. На  стороне подростка.-СПб.-1997.

 

11. Дьяченко М.И., Кандыбович  Л.А. Краткий психологический  словарь. – Мн. -1998.

 

12. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика  личности подростка с отклоняющимся  поведением. Вопросы психологии-№4-1990-с.83-90.

 

13. Зыков О.В. Состояние  и перспективы развития детско-подростковой  наркологической службы в г.  Москве //Вопросы наркологии. – 1997. - №1. – с.27-32.

 

14. Ивченко Н.П., Ефимова  А.В., Аккузина О.П. Установки подростков  по отношению к началу половой  жизни.//Вопросы психологии. – 2001. - №3 – с.49-57.

 

15.Кон И.С. Психология  ранней юности. – М. – 1989.

 

16. Кулаков С.А. Диагностика  и психотерапия аддиктивного  поведения у подростков. М. –  1998.

 

17.Кулаков С.А. Психотерапия  и психопрофилактика аддиктивного  поведения у подростков.-М.;СПб.-1996.

 

18. Курек Н.С. Эмоциональное  общение матери и дочери как  фактор аддиктивного поведения  // Вопросы психологии. – 1997. - №2.

 

19.Левин Б.Н., Левин М.Б.  Наркомания и наркоманы. Книга  для учителей. -М. - 1991.

 

20. Лекции по клинической  наркологии / Под редакцией Иванца  Н.Н. – М. – 1995.

 

21. Лисецкий К.С., Мотынга  И.А. Психология и профилактика  ранней наркомании. – Самара. –  1996.

 

22.. Личко А.Е., Битенский  В.С. Подростковая наркология: руководство. - Л.- 1991.

 

23. Меньшикова Е.С. Программы  профилактики злоупотребления алкоголем  и наркотиками для подростков.//Семейная  психология и семейная терапия.  – 1997. - №2. – с.88-105.

 

24. Мирошниченко Л.Д., Гелипас  В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблема антинаркотической  профилактики в подростковой  среде. – 2000. - №3. –с.3-13.

 

25. Наш проблемный подросток:  Учебное пособие. – СПб. –  1998.

 

26. Ниссен Й.Ф. Невидимый  слон. - М. – 1998.

 

27. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.  Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара. -1998.

 

28.Практическая психология  образования: учебник для студентов 

 

ВУЗов. Дубровина И.В. - М. -1998.

 

29. Предупреждение подростковой  и юношеской наркомании./Под ред.  С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.Орешниковой.  – М. – 2000.

 

30.Проценко Е. Н. Наркотики  и наркомания. – М.- 1999.

 

31.Психологические особенности  наркоманов периода взросления (опыт  комплексного экспериментально-психологического  исследования)/Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого. – Самара. -1998.

 

33.Пятницкая И.Н. Наркомании. -М.- 1994.

 

34.Реабилитационно-профилактическая  программа клуб «Перекресток».  – М. – 2000.

 

35. Ремшмидт Х. Подростковый  и юношеский возраст: Проблемы  становления личности. – М. –  1999.

 

36.Соловов А.В. Варианты  психопатологии у подростков  при Джон А. начальных формах  клинической зависимости.//Школа  здоровья. – 2000. - №1. – с.79-82.

 

37. Соломзес Джон А., Вэнд  Чебурсон, Георгий Соколовский. Наркотики  и общество.-М., - 1998.

 

38.Сорокин В.М. наркотики  и подростковая субкультура. .//Cборник  тезисов международной конференции:  подросток и молодежь в меняющемся  обществе (проблемы девиантного  поведения). –М. – 2001. – с.104-106.

 

40. Терентьева А.В. Особенности  развития ребенка в алкогольной  семье и возможности реабилитационной  работы.//Семейная психология и  семейная терапия. – 1999.№3 –  с.90- 95.

 

41. Христофорова М.И., Шипицина  Л.М. Психологические особенности  созависимых семей подростков-наркоманов. .//Cборник тезисов международной  конференции: подросток и молодежь  в меняющемся обществе (проблемы  девиантного поведения). –М. – 2001. – с.165-174.

 

42. Шереги Ф.Э., Арефьева  А.Л. и др. Материалы международной  конференции «Подростки и молодежь  в меняющемся обществе»(проблемы  отклоняющегося поведения). – М.  – 2001.


Информация о работе Аддиктивное поведение как предмет исследований в современной психологической науке и смежных областях