Адатация леворуких детей в школе, особенности их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам зачастую не ограничивалось такими эмоциями. Оно было не одинаковым в разных странах и в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности и негативизма.
Во множестве языков, в том числе во всех индоевропейских, прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

Когда ребенок  пишет, то его деятельность состоит  из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети – левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.

Феномен зеркальных движений был впервые  описан Вестфалем в 1874 году. К наиболее характерным проявлениям его относится зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Для объяснения феномена зеркальных движений имеется  ряд концепций. Одни авторы видят  причину в нарушениях зрительно-пространственного  восприятия, право-левой ориентировки, в дефектах зрительно-моторной координации  и бинокулярного зрения. Другие рассматривают  феномен как один из компонентов  речевого расстройства. Но все исследователи  приводят много данных о связи  феномена зеркальных движений с наличием левшества.

Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает  своей функциональной зрелости.

Путем многочисленных исследований специалистами было выделено 7 основных видов феномена зеркальных движений у детей:

  1. реверсия формы (РФ) отдельных букв при нормальной лево-правой направленности письма и соблюдении заданного порядка букв;
  2. реверсия заданного порядка (РП) при нормальной лево-правой направленности письма;
  3. сочетание реверсии заданного порядка букв с реверсией их формы (РП+РФ) при нормальной лево-правой направленности письма;
  4. реверсия направленности письма с лево-правой на право-левую (РН);
  5. сочетание реверсии направленности с реверсией заданного порядка букв (РН+РП);
  6. сочетание реверсии направленности с реверсией формы букв (РН+РФ);
  7. сочетание реверсии направленности с реверсией заданного порядка букв и реверсией формы букв (РН+РП+РФ).

Наряду  с зеркальным письмом у детей  достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание  при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое  меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением  неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.

Необходимо  также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. В специальной  литературе для обозначения этого  явления используется термин «дислексия» – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.

Одно  из объяснений зрительно-пространственных затруднений, испытываемых некоторыми дислексиками, связывает эти трудности с нестабильной глазодоминантностью. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако я считаю необходимым еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения. Зависимость между левшеством и дислексией опосредованное.

Рассматривая  трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться  вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но тем не менее встречаются еще случаи насильственного или ненасильственного переучивания. Поэтому в обязанности психолога должна входить профилактическая работа, заключающаяся в объяснении учителям и родителям возможных последствий такого переучивания. Ведь переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. У левшей и правшей разная организация мозга. Например, у праворуких людей центр речи находится, как правило, в левом полушарии (90% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (70% случаев), но может быть и в левом и даже располагаться симметрично в обоих полушариях.

Поэтому следствиями переучивания могут  стать нарушения темпа и ритма  речи (заикание, быстрая речь). Согласно статистике, каждый третий ребенок  с заиканием – это переученный  левша.

Как следствие  переучивания могут также наблюдаться  серьезные перемены в эмоциональном  состоянии ребенка: он становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

Проявления  неврозов у леворуких детей специально изучались.

При астеническом неврозе заметны повышенная утомляемость, быстрая истощаемость нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем удержать их внимание очень сложно. Зато возникает  или усиливается двигательная расторможенность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего  неудовлетворительные. С особенным  трудом выполняются письменные задания, повторное переписывание только ухудшает результат. У мальчиков  и девочек невроз может проявляться  по-разному. Для мальчиков более  свойственны расторможенность, неусидчивость, а для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

У леворуких детей нередки школьные страхи – перед неудачами в школе, перед письменными работами.

У левши  при переучивании может также  возникнуть невроз навязчивых состояний  – как правило, в семьях, где  родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, он и обычно слушаются и стараются, но им это плохо удается. В случае отсутствия поддержки и похвалы за их старания у детей постепенно появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем – навязчивые мысли о своей неполноценности.

Известны, хотя и более редки в младшей  школе, проявления истерических неврозов, возникающих в результате насильственного  переучивания. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты, рвоты и психомоторных припадков.

Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что  нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход  – приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына / дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
  7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству. 
    Литература.

 

1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? – М., 1995.

2. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург, 1998.

3. Макарьев  И. Если ваш ребенок – левша.-СПб, 1995.

4. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., 1994.

5. «Школьный психолог» №7 1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

Ставропольский  государственный педагогический институт

Факультет специальной педагогики

 

 

 

Реферат

Тема: Леворукий ребенок в школе. Общая характеристика.

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 4 курса группы ИФ4Р

Галченко  Ольги Николаевны

Проверил: доцент кафедры спец.

и клинич. психологии

канд. псих. наук

Шеховцова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2013


Информация о работе Адатация леворуких детей в школе, особенности их развития