Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:29, реферат
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
I.Вступление………………………………………………………………………………………………………………………………… 3
II.Краткая биография……………………………………………………………………………………………………………………. 3
III.Часть первая……………………………………………………………………………………………………………………………… 5
IV.Часть вторая…………………………………………………………………………………………………………………………… 10
V.Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………… 13
VI.Список используемой литературы……………………………………………………………………………………….. 14
Московский Государственный Открытый Университет им. Черномырдина
Факультет «Отраслевая экономика и управление»
Заочное отделение
Реферат
по учебной дисциплине «Теория менеджмента»
по теме: « Абрахам Маслоу и иерархия потребностей»
шифр : 2412224
Микрюков А.В.
Москва 2013г.
ПЛАН:
I.Вступление………………………………………………
II.Краткая биография………………………………………………………
III.Часть первая………………………………………………………………
IV.Часть вторая………………………………………………………………
V.Заключение………………………………………………
VI.Список используемой литературы……………………………………………………
I. Вступление
С точки зрения гуманистической
психологии люди - в высшей степени
сознательные и разумные создания без
доминирующих бессознательных потребностей
и конфликтов. В этом гуманистическое
направление существенно
Сторонниками гуманистических
взглядов, Рассматривающих людей, как
активных творцов собственной жизни,
обладающих свободой выбирать и развивать
стиль жизни, который ограничен
только физическими или социальными
воздействиями можно назвать
таких видных теоретиков, как Фром,
Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно
Абрахам Маслоу получил всеобщее
признание как выдающийся представитель
гуманистической теории личности. Его
теория самоактуализации личности, основанная
на изучении здоровых и зрелых людей,
ясно показывает основные темы и положения,
характерные для
II. Краткая биография
Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.
Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян!
Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу , он сказал: “Жизнь фактически не начиналась для меня , пока я не женился и не уехал в Висконсин”.
После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.
В 1951 году Маслоу был назначен
заведующим кафедры психологии в
Университете Брандеис. Он оставался
на этом посту до 1961 года, а затем
был там профессором
В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.
Его работы :
“Религии , ценности и вершинные переживания”(1964)
“Эупсихея : дневник” (1965)
“Психология науки: рекогносцировка” (1966)
“Мотивация и личность” (1967)
“По направлению к психологии бытия” (1968)
“Новые измерения человеческой природы” (1971, сборник статей, опубликованных раннее)
“Памяти Абрахама Маслоу”(1972,опубликован посмертно, при участии его жены)
III. Часть первая.
Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов , либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.
Следовательно, гуманистическая
психология в качестве основной модели
принимает ответственного человека,
свободно делающего выбор среди
предоставляемых возможностей. Основная
концепция этого направления - это
концепция становления. Человек
никогда на бывает статичен, он всегда
находится в процессе становления.
Этому свидетельствует
Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.
Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или “здесь и сейчас”. В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.
Маслоу чувствовал, что
слишком долго психологи
Основное место в его
концепции занимает вопрос о мотивации.
Маслоу говорил, что люди мотивированы
для поиска личных целей, и это
делает их жизнь значительной и осмысленной.
Он описывал человека, как “желающее
существо”, который редко достигает
состояния полного
Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:
В основе этой схемы
лежит правило, что
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу “все или ничего”. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:
физиологические - 85%,
безопасность и защита - 70%,
любовь и принадлежность - 50%,
самоуважение - 40%,
самоактуализация - 10%.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:
Физиологические потребности
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.
Потребности безопасности и защиты.
Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.
Другое проявление потребности
в безопасности и защите можно
видеть, когда люди сталкиваются с
реальными чрезвычайными
Потребности принадлежности и любви.
На этом уровне люди стремятся
установить отношения привязанности
с другими в своей семье
или в группе. Ребенок хочет
жить в атмосфере любви и заботы,
в которой все его потребности
удовлетворяются и он получает много
ласки. Подростки, стремящиеся найти
любовь в форме уважения и признания
своей независимости и
Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти.
Потребности самоуважения.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, признается и оценивается.
Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.
Потребности самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал
самоактуализацию как желание человека
стать тем, кем он может быть. Человек,
достигший этого высшего
Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно “способствующее” общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно.
Еще одно препятствие для
самоактуализации, упоминаемое Маслоу,
- сильное негативное влияние оказываемое
потребностями безопасности. Дети воспитанные
в безопасной, дружеской обстановке,
более склонны к приобретению
здорового представления о