Загрязнение городской среды и вопросы экономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Поддержание благоприятного качества окружающей среды является одной из наиболее актуальных экономических, научно-технических и социальных проблем, которые прямо или косвенно затрагивают интересы каждого человека. В последние десятилетия загрязненная среда в крупных промышленных регионах и крупных городах реально снижает качество жизни населения, ограничивает возможности экономического и социального развития.

Содержание работы

Введение
1. Загрязнение городской среды и вопросы экономического регулирования: теоретический аспект
2. Российский и зарубежный опыт экономического регулирования загрязнения городской среды: анализ текущей ситуации
3. Перспективы экономического регулирования загрязнения городской среды
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

градоведение кон.раб.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Все эти чисто экономические инструменты обеспечивают соблюдение экологических стандартов наиболее эффективным способом. Хорошо известна точка зрения о незаконности любой деятельности, влекущей за собой загрязнение окружающей среды. Но такой подход экономически не только не оправдан, но и просто абсурден, так как любая деятельность приводит к загрязнению окружающей среды. В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых странах выступают налоги на использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так, в Германии законодательно введена налоговая система всех загрязняющих производств.

В Нидерландах эта система работает уже 10 лет, во Франции - с 60-х годов. Система налогов на загрязнение воздуха и воды очень сложна. Она представляет собой установление платы за единицу загрязнения из всех источников на уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов. Налоговая система имеет два главных преимущества по сравнению с системой администрирования достижения нормы ПДК или ПДВ. Во-первых, в результате предоставления налоговой льготы, каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные затраты на предотвращение загрязнения окажутся сбалансированными установленной плате за загрязнение. Во-вторых, налоговая система может функционировать при недостатке исходной информации. Можно просто установить размер налоговой ставки, наблюдать последствия, и затем поднять или опустить его до тех пор, пока не найдется правильный уровень.

В экологическом плане введение налогов, т.е. налогов на выбросы в атмосферу, размещение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению экологически вредных производственных процессов, изменению структуры производства в направлении его экологизации, внедрению более экологически ценных технологий производства, технологий сбережения ресурсов, переработки вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый «гнет», конечно, влияет на конечную цену готового продукта. Однако, после адаптации фирм к перечисленным изменениям, соотношение спроса и предложения нормализуется, и цены будут установлены на том же уровне. Альтернативные налоговые платежи могут быть установлены для любого из вышеуказанных источников выбросов и взиматься только в том случае, если выбросы превышают заданный уровень. Практика таких платежей существует с 1973 года в Японии. Применяя для осуществления экологической политики эмиссионные налоги или платежи надо учитывать следующие ограничения: 1) недоучет некоторых загрязняющих веществ ведет к занижению суммы платежей; 2) точный расчет стоимости ограничения выбросов для каждого загрязнителя весьма дороги и весьма ненадежны; 3) для каждого вида загрязнения должна быть предусмотрена система регулирования поэтапного повышения ставок налогов или платежей, отражающая рост затрат, чтобы достичь более высокого качества окружающей среды; 4) эмиссионный налог не применим к регулированию некоторых видов загрязнений (опасных отходов, шумового загрязнения в городе); 5) налог неэффективен для принятия экстренных мер в случае чрезвычайной экологической ситуации; 6) стимулирующий эффект налогов может быть снижен под действием количества объектов, объективных факторов (инфляции, быстрого экономического роста и некоторых других); первые три проблемы не носят принципиального характера и, по-видимому, могут быть решены технически. Другие проблемы в некоторой степени ограничивают сферу влияния налога на загрязнение воздуха и воды. Именно в этой зоне введение налогов и платежей нашло самое широкое применение в развитии искушенных западных стран. Налоги на использование ресурсов могут использоваться чтобы ограничить спрос, когда нет необходимости устанавливать предельный размер совокупного использования ресурсов. До введения налога должны быть ликвидированы субсидии и другие факторы, которые искажают цену ресурсов. Налоги и сборы должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие налоги и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуры потребления, но они должны вводиться постепенно, чтобы избежать экономических потрясений. В некоторых западных странах применяется схема обеспечения исков. Согласно этой схеме, что залог взимается с экологически грязных и нежелательных продуктов и, который возмещается, как только этот продукт надлежащим образом уничтожен. Путем залога на возмещение экологического ущерба можно избежать незаконных сбросов загрязняющих веществ, так как залог больше дополнительных расходов на утилизацию отходов. Экологические цели могут быть достигнуты за счет распределения расходов между фирмами. Примером тому могут служить ассоциации воды в Рурской области в Германии. В этих объединениях членство является обязательным для каждого загрязняющего производства. Экологические фонды обычно занимаются перераспределением средств: средства поступают от загрязнителей и они возвращаются к конкретным экологическим мероприятия, направленным на улучшение экологической ситуации в целом. Это позволяет координировать природоохранную деятельность и привести ее в соответствие с общими задачами экологической политики. Средства могут быть национальные, межрегиональные, государственные, региональные и местные [11, c. 55]. Первые три типа образуются для реализации крупных государственных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов. Местные экологические фонды состоят из следующих средств: эмиссионные налоги и платежи (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);  налоги и платежи за ресурсы; залоги-возмещения и облигации пользования; средства, взысканные в возмещение ущерба, причиненного нарушением условий законодательства в области безопасности окружающей среды; плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы); штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды. Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование: больших проектов компаний - строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта природоохранных объектов, исследований и разработок и создания новых видов природоохранной техники и технологии, мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения природоохранного законодательства (благоустройство территорий, борьбы с шумом и т.д.); создание специализированных предприятий по переработке отходов на территории района; частичное или полное погашение банковских кредитов, предоставляемые предприятиям для осуществления ими крупных капиталоемких мероприятий природоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.). Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться в страховой фонд, который будет направлен на устранение негативной энергии от непредвиденных последствий природных процессов и явлений, а также аварий, наносящих ущерб окружающей среде. Они включают в себя: охрану окружающей среды, предотвращение энергетической, сырьевой, продовольственной и демографической проблемы, ликвидация опасных болезней и др. При всем различии глобальные проблемы имеют несколько общих черт, позволяющих объединить их в единое, хотя и внутренне противоречивое целое. Во-первых, каждая, и все они, вместе взятые, имеют решающее значение для судеб человечества, и задержка с их решением грозит гибелью цивилизации или деградацией условий жизни и производственной деятельности на земле. Они характеризуются глубокой связью между ними и взаимозависимостью политических, экономических, научно-технических и других аспектов. Многие беды человечества, перечисленные выше, могли бы остаться в двадцатом веке, и исчезнуть до наступления XXI века. С научно-технической и чисто экономической точки зрения, многие из этих проблем теоретически полностью решаемы в обозримом будущем. Тормоз - это политическая сторона дела. Поэтому практическое решение этих глобальных проблем требует серьезных социальных изменений [6, c. 99].

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГОРОДСКОЙ  СРЕДЫ

 

Наиболее перспективной является концепция экономического развития с учетом экологических ограничений, наиболее очевидными из которых являются: способность среды принимать и поглощать различного рода отходы и загрязнения, производимые экономическими системами, и конечный характер невозобновимых природных ресурсов. Процессы управления качеством городской среды должны основываться на уважении принципов устойчивого развития [5, c. 48].

Научный анализ показывает, что подход к городу, как фрагментированным участкам, планировка многих из которых не отвечает в настоящее время необходимым требованиям, предполагает сохранение и устойчивое развитие городских систем разного иерархического и функционального состояния. Изменение этой ситуации возможно только при переходе на принципы проектирования и строительства, обеспечивающие развитие функций отдельных секций, и города как целостного образования.

Город определяется как территория, объединенная в единое пространство и время, то есть как функция, направленная на создание условий для проживающего на территории населения для производства несельскохозяйственной продукции с максимально возможной экономической эффективностью.

В этом случае экономическая эффективность определяется как функция между затратами на производство продукта за счет потребления природных ресурсов - земли, воды, воздуха и затрат, необходимых для воспроизводства качества окружающей среды, постоянного изменения в процессе строительства, производства. Для повышения экономической эффективности требуется, соответственно, вести планирование строительной деятельности с учетом природных особенностей территории и, в первую очередь, ее территориальной структуры [11, c. 88].

Экономическое развитие городских районов в настоящее время может быть определено как искусственное (техногенное). Это интенсивный тип развития, основанный на использовании искусственных (техногенных) средств производства без учета экологических ограничений. Характерные черты этого типа развития - быстрое и истощающее использование невозобновимых ресурсов (главным образом ископаемых видов топлива) и чрезмерная эксплуатация возобновляемых природных ресурсов (почва, леса, и т.д.), со скоростью большей, чем возможности их воспроизводства и восстановления. Для техногенного типа развития характерны значительные внешние эффекты (экстерналии). В природе их можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые обычно не учитываются хозяйствующими субъектами. В плане конкуренции, ужесточения финансовой ситуации предприятий (независимо от формы их организации и деятельности), их руководство пытается экономить на природоохранных мерах, приобретении экологического оборудования, так как экологические затраты не увеличивают выпуск основной продукции [7, c. 112].

Основные подходы к стратегии обеспечения экологического равновесия в больших мегаполисах могут быть сформулированы следующим образом:

1. Территориальное планирование городского развития следует начинать с уровня развития пространственного плана государства, региона, города, за которым следуют спецификации для отдельных районов города.

2. Финансовые ресурсы  городского экономического развития  должны стать общественным достоянием  посредством публичных слушаний  по проекту годового бюджета.

3. Территориальное развитие в городских районах должно иметь следующую последовательность строительства: транспорт (перевозки) - коммунальные услуги - здания и сооружения - озеленение и благоустройство.

4. Экологический мониторинг  должен осуществляться на всех  этапах строительства и существования здания: предпроектные работы, фактическое проектирование, строительство, реконструкция и ремонт [12, c. 90].

5. На всех уровнях  управления городской жизнью должны быть свои критерии ответственности экологически безопасного развития городов (правительство - точечная застройка, развитие отдельных территорий, направленность промышленных предприятий на сокращение выбросов, сточных вод и других воздействий на окружающую среду, благоустройство прилегающей территории; округ (регион) - комплексное экономическое и социальное развитие вкупе с ростом промышленности, транспорта, изменения инфраструктуры; город - перспективное экономическое и социальное развитие на основе прогнозируемых тенденций по управлению инвестициями, общегородские экологические программы с учетом интегрированных систем для экологической реконструкции, реновации территорий, создание городских зон отдыха) [9, c. 86].

Очевидно, в дальнейшем следует совершенствовать нормативно-правовую базу в области оценки экологического ущерба, что позволит более точно регулировать деятельность субъектов территории с точки зрения их экологической безопасности и инвестиционной привлекательности.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, динамическое развитие проблем экологии на высокоурбанизированных территориях изменяет представление об основных положениях строительной экологии и требует их уточнения и корректировок в части управления качеством городской среды.

Замена сложившегося техногенного уровня развития на устойчивый тип эколого - экономического развития требует экологизации экономики в следующих направлениях: инвестиции в альтернативные варианты решения экологических проблем; развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий; создание эффективной системы управления качеством городской среды; переход от природоохранного подхода к конструктивному с использованием искусственных инженерно – экологических городских систем и применением инновационных решений. Рациональное природопользование и нормализация экологической обстановки являются главными экологическими требованиями к перспективному градостроительному развитию мегаполисов [10, c. 99].

Природоохранная деятельность объединяет все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала. Это создание и внедрение малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий, строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, контроль за состоянием природной среды и т.д.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бронштейн А.М., Литвин В.А., Русин  И.Н. Экологизация экономики: методы регионального управления. М.: Наука, 2010. – 120 с.

2. Гирусов Э.В., Экология и экономика  природопользования. - М.: Юнити, 2007. – 308 с.

3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика  природопользования. - М.: Аспект прогресс, 2009. – 144 с.

4. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования. - М.: Оникс, 2007. – 261 с.

5. Гусев А.А. Политические принципы  формирования государственной системы  и регулирования социально - экономических  процессов в современной России. // Современные проблемы региональной политики, ГУ-ВШЭ, вып. № 1, М., 2014. – 56 с.

6. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова  С.А. и др. Региональная экономика  и управление: Учебное пособие  для ВУЗов. - СПб: «Питер», 2008.- 345 с.

7. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. - М.: Тройка, 2010. – 113 с.

8. Новоселов А.Л. Экономика природопользования.- М.: Финстатинформ, 2010. – 305 с.

9. Омельченко Е.В., Страхова Н.А. Экология и природопользование. - М.: Финансы и статистика 2007. – 99 с.

10. Протасов В.Ф. Экология, охрана природы. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 201 с.

11. Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономических  взаимодействий. - М.: Наука, 2010. - 278 с.

12. Экономика природопользования: Учеб. пособие/ Демакова В.Д., Фрейдкина  Е.М. - Сыктывкар, 2009.- 297 с.


Информация о работе Загрязнение городской среды и вопросы экономического регулирования