Великие географические открытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Одной из самых заманчивых перспектив великих географических открытий для первых путешественников являлось обогащение. Думали ли они, что внесут бесценный вклад в мировую торговлю, всемирную историю, окажут решающее влияние на судьбы континентов и на века установят определенный мировой порядок, обеспечат главенство Европы в его иерархии? Открытия настолько изменили судьбы наций и государств, что их последствия поражают и поныне. Поэтому в данной работе мы рассмотрим предпосылки великих географических открытий, их последовательность и масштаб, а также последствия и значения. Мы также проследим связь великих географических открытий с сегодняшним днем и попробуем определить угрозы нынешнему миропорядку от бывших колоний.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3 стр.
1. Предпосылки великих географических открытий…………………..4 стр.
2. Первооткрыватели и значение их экспедиций для всемирной истории……………………………………………………………………...7 стр.
2.1 Португалия………………………………………………………...7 стр.
2.2 Испания…………………………………………………………..11 стр.
3. Политические и экономические последствия великих географических открытий…………………………………………………………………..17 стр.
Заключение……………………………………………………………….21 стр.
Список использованной литературы…………………………………..23 стр.

Файлы: 1 файл

Великие географические открытия.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3 стр.

1.    Предпосылки великих географических открытий…………………..4 стр.

2. Первооткрыватели и значение их экспедиций для всемирной истории……………………………………………………………………...7 стр.

2.1 Португалия………………………………………………………...7 стр.

2.2 Испания…………………………………………………………..11 стр.

3.  Политические и экономические последствия великих географических открытий…………………………………………………………………..17 стр.

Заключение……………………………………………………………….21 стр.

Список использованной литературы…………………………………..23 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Великие географические открытия –  завоевания европейцев в начале 15 – середине 17 вв. в Африке, Азии, Америке и Океании. Термин «географические открытия» применительно к комплексу заморских экспедиций европейцев в 15–17 вв. достаточно условен, ибо охватывает два разных исторических явления: во-первых, собственно открытие новых земель, до 15 в. не известных европейцам, и, во-вторых, установление постоянных контактов или экономического и политического контроля над известными европейцам заморскими территориями (Азия). Речь идет об освоении и включении в орбиту влияния европейских государств земель в других частях света. Естественно, что термин «открытия» верен только по отношению к европейцам: для «открываемых» народов речь шла о внешней агрессии и завоевании.

Одной из самых заманчивых перспектив великих географических открытий для первых путешественников  являлось обогащение. Думали ли они, что внесут бесценный вклад в мировую торговлю, всемирную историю, окажут решающее влияние на судьбы континентов и на века установят определенный мировой порядок, обеспечат главенство Европы в его иерархии? Открытия настолько изменили судьбы наций и государств, что

их последствия поражают и поныне.

Поэтому в данной работе мы рассмотрим предпосылки великих географических открытий, их последовательность и масштаб, а также последствия и значения. Мы также проследим связь великих географических открытий с сегодняшним днем и попробуем определить угрозы нынешнему миропорядку от бывших колоний.

 

 

 

  1. Предпосылки великих географических открытий

 

Непосредственной причиной открытий были поиски новых морских путей в Индию и Китай. Традиционные ранее пути на Восток были захвачены турками (через Ближний Восток), арабами (через Северную Африку) и татаро-монголами (через Русь). Если монополия арабов на поставку восточных товаров была крайне невыгодна для европейцев, поскольку арабские купцы продавали товары с 8-10 кратной наценкой, то произвол и грабеж турок ставил под угрозу сам факт товарообмена. Однако венецианцы и генуэзцы могли как-то перекрыть потери, связанные с турецкими завоеваниями, еще более повысив цены. Потребители же восточных товаров — тканей, украшений, драгоценностей, пряностей стали сами искать пути избавления не только от турецкого грабежа, но и от посредничества итальянцев в торговле. Найти новый морской путь в обход турок и арабов стало настоятельной задачей западноевропейских мореплавателей.

Масштабная заморская экспансия европейского мира стала возможной, поскольку для нее возникли экономические, социально-демографические, технические и психологические предпосылки. Основным стимулом поисков путей в сказочно богатые страны Востока была ненасытная «жажда золота». Развитие европейской торговли вызвало острую потребность в благородных металлах. Добыча их в Европе была ограничена. В то же время за дорогие восточные товары приходилось расплачиваться во многих случаях серебром и золотом. Баланс торговли европейских стран с Востоком был отрицателен;  товары, в ходе их движения через цепь многочисленных посредников (индийские раджи, арабские торговцы, египетский султан, генуэзские и венецианские купцы) резко дорожали, порождая необходимость установления прямых связей со странами-производителями. Начавшийся в середине 15 в. рост народонаселения давал Западу возможность использовать для заморской экспансии значительные человеческие ресурсы, тем самым снимая демографическую напряженность внутри самих европейских стран.

В 15 в. португальцами был создан новый вид судна, позволявший совершать путешествия на дальние расстояния, – быстроходная и легкая однопалубная каравелла с большим трюмом и системой прямых и косых парусов, благодаря которым можно было плыть против ветра; усовершенствованы морские карты (портоланы) и навигационные приборы (компас, астролябия), что облегчало определение координат корабля в открытом море. Важное значение имело усовершенствование огнестрельного оружия.

И, наконец, Европа созрела для столь решительного выхода за свои собственные пределы и психологически: к концу классического средневековья распространяется «открытый» тип сознания; европеец преодолевает традиционный страх перед непонятным и неизведанным, он готов проникать в «чужое» пространство и активно его осваивать (успех культуры Возрождения).

Религиозным фактором в организации экспедиций была эскалация идей католицизма.

Среди факторов политического характера, способствовавших великим географическим открытиям, необходимо отметить, что только мощные централизованные монархии были в состоянии пойти на затраты по финансированию крупных морских экспедиций. Кроме того, увеличились потребности абсолютизма в денежных средствах для оплаты наемной армии, чиновников, и расходов по содержанию двора. Требовалось восстановить в условиях аграрного общества жизнеспособность европейского дворянства, подорванную бесконечными войнами на континенте в XIV—XV вв.; нейтрализовать перенаселенность районов Средиземноморья и некоторых других с помощью заселения вновь открытых земель.

Но никакие научно-технические новшества, экономические, идеологические предпосылки не могли бы сыграть своей роли, если бы не было теории, обосновавшей принципиальную возможность трансатлантического плавания. В конце XV в. в Европе возрождаются античные представления о шарообразности Земли, и предположение флорентийского астронома и космографа Паоло Тосканелли о возможности доплыть до Индии, двигаясь на запад, воспринимается как реалистичное.

Все эти предпосылки чудесным образом совпали именно в Европе.

Многие ученые  задавались вопросом, почему именно европейцы первыми отправились в неизведанные дали. Ведь, например, Китай на тот момент был более развит в научно-техническом плане, а компас – вообще китайское изобретение. Но дело в том, что Китай никогда и не стремился в мировому господству, даже пытался закрыться от внешнего мира. А, возможно, не считает нужным что-то доказывать остальным, ведь, по представлениям китайцев, их государство и так находится в центре мира.

Л. Н. Гумилев  объясняет колониальные захваты по своей теории пассионарности – европейцы вошли в стадию инерции, когда накопленная жизненная энергия уже не умещалась в конкретных границах (устали воевать друг с другом) и требовала выхода наружу.

Необходимо отметить также, что многие европейские страны расположены на берегах морей, что дало им возможность быстрее континентальных государств нарастить свою мощь. Этому способствовали и благоприятный климат, и удобные коммуникации.

 
 

 

 

 

2. Первооткрыватели и значение их экспедиций для всемирной истории

 

2.1 Португалия

 

Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей в Африку и в Индию. С окончанием реконкисты масса мелкопоместных дворян — идальго, для которых война с маврами была единственным занятием,— осталась без дела. Эти дворяне презирали все виды деятельности, кроме войны, и, когда вследствие развития товарно-денежного хозяйства увеличилась их нужда в деньгах, многие из них очень скоро оказались в долгу у городских ростовщиков. Поэтому идея разбогатеть в Африке или и восточных странах представлялась этим рыцарям особенно увлекательной. Умение воевать, жажда военной добычи и славы вполне годились для нового трудного и опасного дела — открытия и завоевания неизвестных торговых путей, стран и земель. Именно из среды небогатых португальских и испанских дворян вышли в XV—XVI вв. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели-конкистадоры. Богатые горожане Португалии и Испании охотно давали деньги на морские экспедиции, которые сулили им обладание важнейшими торговыми путями, быстрое обогащение и главенствующее положение в европейской торговле. Католическое духовенство освящало религиозным знаменем кровавые дела конкистадоров, так как благодаря последним оно приобретало новую паству за счёт новообращённых в католичество племен и народов и увеличивало свои земельные владения и доходы. В открытии новых стран и торговых путей была не менее заинтересована и королевская власть Португалии и Испании. Нищее, испытывавшее тяжёлый феодальный гнёт крестьянство и малоразвитые города не могли дать королям достаточно денег, чтобы покрыть те расходы, которых требовал абсолютистский режим; в обладании важнейшими торговыми путями и колониями короли видели выход из денежных затруднений. Кроме того, многочисленные воинственные дворяне, оставшиеся без дела после реконкисты, представляли серьёзную опасность для короля.

Экспансия Португалии и Испании была возможна только в сторону неведомого Атлантического океана, потому что торговля по Средиземному морю уже ранее была захвачена могущественными морскими городами-республиками Италии, а торговля по Северному и Балтийскому морям — союзом немецких городов — Ганзой. Географическое положение Пиренейского полуострова, выдвинутого далеко на запад в Атлантический океан, благоприятствовало такому направлению экспансии Португалии и Испании.

Первыми на океанические пути вышли португальцы. С завоевания в 1415 г. марокканского порта Сеуты началось продвижение португальцев на юг, вдоль западного побережья Африки к Западному Судану. Сильные арабские государства в Северо-Западной Африке не позволяли португальцам осуществить экспансию на восток, вдоль средиземноморского побережья Африки. Западная часть Средиземного моря фактически была в руках арабских пиратов.

Португальцы овладели в 1432 г. Азорскими островами. В середине 40-х гг. обогнули Зелёный Мыс. Вслед за этим они проникли вглубь материка. В 60-70-х гг. португальские моряки достигли побережья Гвинейского залива и пересекли экватор.

  Наконец, Бартоломеу Диаш в начале августа 1487 г. с двумя пятидесятитонными каравеллами покинул Лиссабон. Корабли плыли вдоль западного побережья Африки, уже знакомого португальцам. Но случился шторм, который длился 2 недели. По его окончании Диаш, не сумев определить место своего нахождения, повел корабли на восток, но экипаж потребовал повернуть назад. На обратном пути корабли обогнули мыс, за которым берег круто поворачивал на север. Диаш понял, что он уже побывал в Индийском океане, а теперь, обогнув Африку, находится снова в Атлантическом. В память о перенесенных испытаниях Диаш назвал южную оконечность Африки мысом Бурь, но король Жуан переименовал его в мыс Доброй Надежды - надежды, что сбудется его мечта и португальские моряки откроют путь в Индию. В Португалию экспедиция вернулась в декабре 1488 года. Диаш был первым европейцем, побывавшим в Индийском океане и обогнувшим Африку с юга. Берегов Индии он не достиг, но утверждал, что от Южной Африки можно пройти до нее морем.

Для завершения поисков морского пути в Индию португальский король отправил экспедицию во главе с одним из своих придворных, Васко да Гамой. Летом 1497 г. четыре корабля под его начальством вышли из Лиссабона и, обогнув Африку, прошли вдоль её восточного побережья. 20 мая 1498 г. корабли Васко да Гамы бросили якорь у индийского города Каликут, одного из крупнейших торговых центров Азии. С разрешения местного раджи они начали скупать в городе пряности. Арабские купцы, державшие в своих руках всю заморскую торговлю города, увидели в этом угрозу своей монополии и стали настропалять раджу и население города против португальцев. Португальцам пришлось спешно покинуть Каликут и отправиться в обратный путь. В сентябре 1499 г. Васко да Гама вернулся в Лиссабон.

Со времен путешествия Васко да Гамы вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х годах XIX в. морской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и происходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

С открытием морского пути в Индию Португалия начала овладевать всей морской торговлей Южной и Восточной Азии. Португальцы повели жестокую борьбу с арабской торговлей и судоходством в Индийском океане и стали захватывать важнейшие торговые и стратегические пункты Южной Азии. Вскоре португальцы захватили о. Сокотру, у входа в Аденский залив, и крепость Диу на северо-западном побережье Индии и установили, таким образом, свой контроль над морскими путями, соединяющими Красное море и Южную Азию. Они овладели крепостью Гоа на западном побережье Индии, ставшей центром португальской колониальной империи на Востоке, и иранским портом Ормуз, а в 1511 г. взяли Малакку, богатый торговый город в Малаккском проливе, запирающий вход в Индийский океан с востока. С взятием Малакки португальцы перерезали главный путь, связывающий страны Передней Азии с основным поставщиком пряностей — Молуккскими островами, и вышли в Тихий океан. Ещё через несколько лет они захватывают эти острова и завязывают морскую торговлю с Южным Китаем. Наконец, в 1542 г. они достигают берегов далёкой Японии и основывают там первую европейскую факторию. Посредством захватов была создана огромная колониальная империя Португалии, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива. Португальцы подчинили своему влиянию также крупнейшие города Восточной Африки.

Важнейшее в истории человечества открытие морского пути, связавшего Европу с Азией, было использовано феодальной Португалией для собственного обогащения, для грабежа и угнетения народов Африки и Азии. Португальцы захватили на Востоке громадные богатства как путем пиратства на морях, так и путем ограбления городов и феодальных владетелей Южной Азии. Наконец, громадные барыши они получали от торговли с азиатскими и африканскими странами. На Востоке торговля с самого начала является объектом королевской монополии. Все главные предметы вывоза — перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный орех, шёлк, лаки — были монополизированы короной.

В Индии португальцам пришлось иметь дело с народами древней высокой культуры, находившимися на стадии развитого феодализма, прекрасно знакомыми с огнестрельным оружием. Завоевать Индию, Индо-Китай, Индонезию было невозможно. Но португальцы сумели воспользоваться одним важным преимуществом: они обладали более сильным флотом, чем местные мелкие феодальные властители.

Информация о работе Великие географические открытия