Узбекистан накануне 20-летия независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

Накануне 20-летия независимости в издательстве «Ўзбекистан» вышла книга Президента Ислама Каримова «Ўзбекистон мустакилликка эришиш остонасида» («Узбекистан на пороге достижения независимости») на узбекском языке. Это история чрезвычайно сложной и тяжелой борьбы в 1989-1991 годах за обретение Узбекистаном независимости. Когда говорят об Узбекистане, перед мысленным взором невольно предстает многогранная деятельность руководителя страны - Президента Ислама Каримова, а когда говорят о Президенте - закономерно возникает образ свободного и динамично развивающегося Узбекистана. Поэтому каждый желающий иметь полное представление о новейшей истории Узбекистана, становлении его независимости, естественно, обращается к жизни и деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.77 Кб (Скачать файл)

 

 

  

     Реферат     

На тему: Узбекистан накануне 20-летия  независимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

                                     Сделал: Ким Дмитрий ученик 9 «Б» класса

Накануне 20-летия  независимости в издательстве «Ўзбекистан» вышла книга Президента Ислама Каримова «Ўзбекистон мустакилликка эришиш остонасида» («Узбекистан на пороге достижения независимости») на узбекском языке. Это история чрезвычайно сложной и тяжелой борьбы в 1989-1991 годах за обретение Узбекистаном независимости. Когда говорят об Узбекистане, перед мысленным взором невольно предстает многогранная деятельность руководителя страны - Президента Ислама Каримова, а когда говорят о Президенте - закономерно возникает образ свободного и динамично развивающегося Узбекистана. Поэтому каждый желающий иметь полное представление о новейшей истории Узбекистана, становлении его независимости, естественно, обращается к жизни и деятельности. Ислама Каримова, чье глубокое государственное мышление, умение не только предвидеть, но и просчитать будущие шаги на многие годы, десятилетия вперед, получили достойное признание в Узбекистане и далеко за его пределами многих выдающихся государственных и общественных деятелей. С этой точки зрения всесторонний интерес  представляют его мнения и взгляды, изложенные в работах, выступлениях, беседах и интервью, в основе которых - большие теоретические знания и практический опыт, сочетающиеся с даром видеть перспективы развития ситуации. Вне всякого сомнения, самую правдивую и объективную картину того или иного события дают не суждения посторонних авторов и наблюдателей, а мнение человека, который находился в самом эпицентре сложнейших событий, пропустил их через сердце и душу. Чтобы в полной мере ощутить, в какой обстановке пришел к высокой должности руководитель Узбекистана - государства, сегодня занимающего лидирующие позиции в Центрально-азиатском регионе, сошлемся на слова самого Ислама Каримова: «Вспомним 1989 год, когда еще господствовала советская коммунистическая система. В конце мая - начале июня произошли зловещие события, получившие название «ферганской трагедии», которые потрясли весь бывший Союз и могли взорвать ситуацию не только в Узбекистане, но и во всей Средней  Азии.                                                                                                              Именно в эти дни конца июня 1989 года, когда обстановка в республике была предельно накалена, а в Ферганской долине и в некоторых регионах Ташкентской, Сырдарьинской и других областей земля буквально горела под ногами, я был назначен на должность руководителя Узбекистана. Должен сказать, что в тот сложнейший период эти, без всякого сомнения, чрезвычайно опасные события нельзя было остановить, не вникнув, не поняв и не раскрыв истинные причины все более расширяющейся трагедии. Многие помнят, как тогда этим событиям на самых высоких уровнях политического руководства бывшего СССР давались односторонние и привычные для того времени оценки, распространялись ложь и клевета, делались попытки обвинить наш народ в национализме. А кое-кто, для того чтобы увести общественное мнение от истинных причин трагедии, сочинял версии о том, что причиной этих событий якобы стал скандал на рынке вокруг тарелки клубники. В действительности же в основе всего этого лежали обанкротившаяся административно-командная система, политика игнорирования национальных, экономических и социальных интересов республики, политика диктата и унижения народа, катастрофическое ухудшение экономической ситуации, в первую очередь из-за монокультуры хлопка. В республике, в особенности в густонаселенной Ферганской долине, чаша терпения людей, недовольных своим социально-экономическим положением, была переполнена Подумайте сами, как можно было терпеть положение, когда в сельской местности по 4-5 семей жили в маленьких тесных двориках, в то же время в Узбекистане практически до 80-90 процентов земель засевалось хлопком, и не находилось руководителя, который бы прислушался к людям и взялся за решение их насущных проблем. Наряду с другими кардинальными мерами в республике было принято беспрецедентное решение - выделить порядка 400 тысяч гектаров орошаемых земель под приусадебные участки почти для 2,5 миллиона семей, что, несомненно, стало важнейшим шагом в решении острых социальных проблем, сохранении мира и стабильности в стране в целом. Для сравнения уместно привести один факт: за все годы советской власти сельскому населению Узбекистана было выделено всего около 300 тысяч гектаров земли». Без сомнения, приведенные выше цифры и факты, отражающие реальную действительность того непростого времени, убедительнее многих слов и не требуют комментариев. В средствах массовой информации, в частности, в недавнем цикле передач телеканала «Узбекистан», известные историки и философы, политологи, представители литературы и искусства, журналисты уже высказали свои первые мнения и впечатления о важности этой книги. Вполне естественно, что обмен мнениями по данной животрепещущей теме продолжится в научных и творческих организациях, учреждениях культуры и просвещения, среди широкой общественности и в их ходе будут  высказываться различные оценки и суждения. Однако все, кто уже успел ознакомиться с этой книгой, несомненно, единодушны в одном: данная работа очень важна для глубокого понимания значения нынешней свободной жизни, возможностей, предоставленных независимостью, воспитания чувств любви и преданности Родине.  Содержащиеся в книге тексты выступлений и речей Ислама Каримова отличают глубоко жизненная и логическая основа, аналитический дух, свидетельствующий о высоком интеллекте автора, и его принципиальная позиция - в любой ситуации неизменно и последовательно отстаивать интересы Узбекистана. Многие исторические свидетельства, особенно фотоснимки и видеозаписи, связанные с этими впервые публикуемыми в виде книги выступлениями, к сожалению, не сохранились. Поэтому тексты некоторых выступлений и речей были восстановлены по архивным документам, о чем указано в примечаниях. Иными словами, составление сборника на основе первичных, оригинальных источников еще больше повышает его историческую и научную ценность. Необходимо отметить, что в книге в целях глубокого анализа сложившейся в республике накануне независимости непростой политической, социально-экономической ситуации цепь выпавших на долю нашего народа чрезвычайно опасных событий тех лет дается не в хронологическом порядке, а отражает логику изменения политической картины того времени. В ней также детально излагаются важные стратегические взгляды на ближнюю и дальнюю перспективу, концептуальные подходы и выводы. Идея суверенитета и независимости Узбекистана проходит красной нитью во всех выступлениях. Поэтому книга читается с большим волнением и интересом как целостное произведение. Если учесть, что ряды людей, видевших собственными глазами события тех лет, ставших их свидетелями, редеют, а подрастающее поколение недостаточно знакомо с этой недавней историей, становится очевидным, что данная книга востребована как самый достоверный документ того тревожного времени, отражающий все устремления и  сложную борьбу нашего народа на пути обретения независимости. Этот масштабный труд воплощает в себе политико-экономические, идеологические и историко-духовные методы анализа и мышления, воссоздает страницы истории нашего народа и тем самым создает условия для всестороннего и объективного изучения и понимания истории нашей независимости нынешними и будущими поколениями. В этом смысле книга, безусловно, послужит бесценным источником укрепления уз преемственности между прошлым и будущим, между поколениями.

Необходимо подчеркнуть, что содержащиеся в книге тексты привлекают внимание своим аналитическим  и прагматическим духом, абсолютным отсутствием присущей тому времени коммунистической риторики, высокопарности и пустословия. Автор убедителен в каждой своей мысли и слове, подтверждаемых конкретными фактами и цифрами, логикой изложения и выводами. Жизненные события в сочетании с проницательными, глубокими суждениями, личными переживаниями, самое главное, личной смелостью и мужеством позволяют читателю ярко представить очень непростую общественно-политическую ситуацию того времени во всей ее противоречивости. В этой связи будет уместным привести один пример: «Мы всегда с гордостью говорили, что сегодня у нас в республике действуют 1500 крупных производственных объединений и предприятий, каждые четыре дня вырабатывается столько электроэнергии, сколько вырабатывалось до революции за целый год. Мы занимаем четвертое место в стране по добыче газа. Аграрный сектор производит две трети хлопка-сырца в стране, свыше трети каракуля, более 60 процентов шелковичных коконов, большие объемы кенафа, фруктов, винограда, овощей и бахчевых. По числу студентов на тысячу жителей Узбекская ССР опережает многие развитые страны. Эти выводы неоднократно повторялись с высоких трибун, в диссертациях, в рапортах и сводках. А если задуматься, что стоит за этими фразами? Приходится констатировать, что наша экономика приобрела однобокий, гипертрофированный сырьевой характер и не была сориентирована на комплексное развитие, на нужды населения. Доля готовой продукции в промышленности составляет всего 50 процентов, более 80 процентов продукции сельского хозяйства вывозится за пределы республики без какой-либо переработки. О глубоких диспропорциях в структуре общественного производства говорит то, что в составе вывозимой из республики продукции две трети приходится на сырье, материалы и полуфабрикаты. А в ввозе в республику 60 процентов приходится на машины, оборудование, продукцию легкой и пищевой промышленности. Складывается парадоксальная ситуация. Республика производит ценнейшее сырье - хлопок, нитрон, капролактам и в то же время из-за низкой глубины их переработки, незавершенности технологической цепи вынуждена завозить ткани, ацетатное волокно, готовые изделия, производимые из этого же сырья». («Ўзбекистон мустакилликка эришиш остонасида», Ташкент, «Ўзбекистан», 2011 год, с.169-170). Обратим внимание еще на одну характерную цитату: «Как показывает статистика, сегодня в Узбекистане проживает около 8,8 млн. человек, или 45% населения, доходы которых в расчете на душу населения не превышают 75 рублей. А если учесть, что прожиточный минимум составляет, по расчетам специалистов, около 85 рублей, то можете судить сами, как трудно этим людям сегодня сводить концы с концами.

…Нельзя считать нормальным положение, когда только 5% сельских жителей обеспечены канализацией и водопроводом, около 50% - нормальной питьевой водой, 17% -природным газом и т.д.» (47-49 с.). Знакомясь с приводимыми в книге материалами, мы постепенно проникаемся пониманием того, как имперские силы бывшего центра, беспощадный репрессивный аппарат тоталитарной системы усиливал давление на Узбекистан и его нового руководителя, проявлял растущее недовольство и злобу. С возмущением и болью читаем мы о целенаправленных политических кампаниях, вылившихся в массовые репрессии по так называемым «хлопковым делам», «узбекскому делу», когда центральная печать  оскорбляла честь нашего народа, оговаривала и, не утруждая себя доказательствами, уличала его в различного рода «приписках», «хищениях», «очковтирательстве»,  «иждивенчестве». В этих непростых обстоятельствах проявился, прямо скажем, бойцовский характер Ислама Каримова. Он решительно противостоял не только мощному напору центра, но и давал отпор лицам, радикальным политическим группам и религиозным течениям, которые в такое тревожное время вместо поддержки своей республики плясали под дудку бывшего центра, якобы стремясь к независимости, на самом деле фактически выступали против этой священной для нашего народа идеи. Ислам Каримов с огромным политическим мужеством боролся против них, опираясь на свой народ, сумев найти путь к его сердцу. Были предприняты решительные меры по улучшению ситуации, проведению реформ и выведению страны из пучины губительного кризиса и достижению независимости. И вот настал этот исторический день 31 августа 1991 года - Ислам Каримов провозгласил независимость Узбекистана. Самые драматические и волнующие страницы книги рассказывают об этом.

В этом мы еще раз убедились  благодаря недавней демонстрации по узбекскому телевидению фильма «На  пороге независимости, или последняя агония советской власти». Разумеется, монополия хлопка, губительные последствия присущей колониальному строю односторонне развитой экономики прежде всего негативно отражались на жизни людей, проявлялись в крайне низком уровне доходов на душу населения, резком уменьшении приусадебных участков, усилении отрицательного воздействия на здоровье и генофонд нации, ухудшении показателей материнской и детской смертности, экологии нашей республики и региона в целом, во многом другом. Однако до сего времени не был создан всеобъемлющий труд, который раскрывал бы всю эту трагедию на основе конкретных примеров и цифр, в сопоставлении с общими показателями в бывшем СССР и их глубокого анализа. Необходимо с полным удовлетворением отметить, что вакуум в общественно-политическом осознании истории сегодня восполнен благодаря этой во всех смыслах фундаментальной книге. Безусловно, во времена тоталитарного режима широкомасштабные исследования, раскрывающие истинные причины и отрицательные последствия вышеприведенных социальных  проблем, не проводились и не могли быть проведены ни в одном научном учреждении. Ведь это однозначно было бы расценено как попытка нанести удар по огромной империи под названием «СССР», так как подобные цифры и факты ясно доказывали бесправие народов, живших на территории бывшего Союза в окружении железных стен, раскрывали истинное лицо существующего строя. Следовательно, человек, посмевший бы провести научную работу на эту тему, безоговорочно объявлялся врагом народа. Поэтому реальные цифры и факты по Узбекистану, свидетельствующие о его истинном социально-экономическом положении, как и по другим республикам, не печатались ни в одном издании, наоборот, держались в строгом секрете от общественности. Работники же научно-исследовательских институтов, журналисты, агитаторы и пропагандисты привыкли работать на основе ложных сведений и источников, утвержденных Центральным Комитетом КПСС и его подразделениями в союзных республиках. Делая выводы из всего сказанного, глава нашего государства подчеркивает: "Независимость следует наполнять не лозунгами о свободе, а политическим, экономическим, духовным содержанием" (с.355) и считает подобную точку зрения главным критерием в своей деятельности. Поэтому, комплексно рассматривая каждый вопрос, касающийся жизни Узбекистана, автор приходит к естественному и логическому выводу о том, что единственно правильным и кардинальным решением является независимость страны, и только независимость. Ислам Каримов с самых высоких трибун бывшего Союза открыто обосновывал свои идеи, требующие смелости и мужества. В частности, четко и ясно заявлял о необходимости получения нашим народом достойного вознаграждения за кропотливый и нелегкий труд по выращиванию хлопка-сырца, что в период тоталитарного режима было самым болезненным вопросом для нас. Обратим внимание на мысли автора, изложенные в интервью издаваемой в Москве газете «Рабочая трибуна»: «Хлопковое волокно по низким фиксированным ценам шло и идет за пределы Узбекистана, а что навстречу? Нам достается 84% трудоемкости от выращивания хлопка и лишь 16% дохода от его первичной переработки. У других республик, его получающих, обратная пропорция: готовая рубашка, сотканная и сшитая, скажем, в России, приносит колоссальную прибыль. Трудоемкость - нам, деньги - другим. Вот что значит быть «хлопковым цехом» страны» (с.353-354). У читателей может возникнуть естественный вопрос: откуда, из каких источников взяты эти не встречающиеся в других работах цифры и факты? Известно, что глава нашего государства в течение многих лет работал на ответственных должностях в Государственном плановом комитете (Госплан) республики, затем был его председателем, министром финансов, заместителем Председателя Совета Министров Узбекистана. В процессе работы он имел доступ к тысячам официальных документов, анализировал, сопоставлял огромный объем статистических данных, в том числе закрытого характера.  Ислам Каримов до избрания руководителем Узбекистана, будучи председателем Госплана, долгое время на системной основе работал над этими сложными вопросами и настойчиво в письменном виде информировал руководство республики о своих научно обоснованных выводах, бил тревогу о том, что если экономика Узбекистана будет продолжать развиваться в таком однобоком направлении, то этот опасный процесс в конечном итоге неминуемо приведет к катастрофическим последствиям. Вместо того чтобы обратить внимание на глубоко продуманные, выстраданные предложения, высказанные исходя из интересов государства и народа, заботы о будущем, центр и его ставленники в республике решили наказать человека, выступающего с такими смелыми и решительными идеями, и, по сути, сослали его из столицы в отдаленную Кашкадарьинскую область, назначив руководить регионом, находящимся в самом тяжелом социально-экономическом положении. На следующий день после избрания руководителем Узбекистана, то есть 24 июня 1989 года, Ислам Каримов, преодолевший все испытания судьбы, сумевший за короткий срок коренным образом изменить положение дел в таком большом и сложном регионе, как Кашкадарьинская область, на заседании правительства решительно заявил: «Впредь мы не можем жить по-старому, и само время не позволит этого», что свидетельствует о том, с какой большой решимостью и ответственностью он приступил к реализации собственной глубоко продуманной программы развития республики. Книга "Узбекистан на пороге достижения независимости" особенно значительна тем, что всесторонне осветила на основе конкретных исторических документов ранее подробно не раскрытые периоды истории независимости. Практически эта книга не оставляет никаких шансов для различного рода вымыслов и ложных интерпретаций, попыток заполнить существовавший вакуум в корыстных целях, выполнения в данном вопросе чьих-либо планов и заказов, искаженного толкования пережитых нами исторических событий. Самое важное значение книги в том, что в ней автор раскрывает перед читателями страницы суровых испытаний и события нашей новейшей истории, опираясь на правду и еще раз на правду. Книга свидетельствует о проницательности, стратегическом мышлении, безграничной любви и преданности Президента своему народу и стране. Нельзя забывать, что и сегодня на постсоветском пространстве, к сожалению, есть силы, которые мечтают в какой-то новой форме возродить империю под названием «СССР», пытаются, совершенно исказив, а при необходимости и сфальсифицировав недавние исторические факты, вводить в заблуждение людей, особенно молодежь, которая недостаточно информирована о том времени. При этом на пути к своим подлым целям они готовы идти на все, вплоть до реализации самых худших сценариев. В этом смысле книга Президента Ислама Каримова «Узбекистан на пороге достижения независимости», обогатившая политическую мысль нашего народа, призывает всех нас в нынешнее очень неспокойное и тревожное время быть бдительными и внимательными, учит глубокому осмыслению новой истории нашей Родины, извлечению из этого необходимых уроков и выводов, обязывает быть достойными славы своих великих предков, героической истории нашей страны и укреплять ее мощь и потенциал, авторитет на мировой арене.


Информация о работе Узбекистан накануне 20-летия независимости