Учение Вернадского и биосфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:48, реферат

Описание работы

Способность видеть необычное в обычном, удивляться и сознавать ограниченность своих знаний – подобные качества, необходимые настоящему исследователю природы, натуралисту, приобрел В. И. Вернадский в детстве в немалой степени благодаря Е.М.Короленко. Евграф Максимович пробуждал в нем чувство благоговения перед окружающим миром, будил фантазию, открывая неожиданные тайны в таких привычных созданиях, как звезды и небо, Луна и Земля. И еще одно качество, тоже необходимое настоящему ученому, – умение сомневаться, не поддаваться слепо влиянию авторитетов и общепринятых истин.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Биосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Проблемы познания биосферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Переход биосферы в ноосферу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Файлы: 1 файл

vern_osn.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

ПРОБЛЕМЫ  ПОЗНАНИЯ

БИОСФЕРЫ

 

По Вернадскому, научная  мысль есть часть структуры –  организованности – биосферы и ее в ней проявления, ее создание в  эволюционном процессе жизни является величайшей важности событием в истории биосферы, в истории планет.

Поскольку человек развивается, то количество информации об окружающем его мире растет, научное знание становится более глубоким и разнообразным. Растет и количество гуманитарных наук, т.к. наука – создание человека.

Человек живет в биосфере, от нее  неотделим. Он только может ее непосредственно  исследовать всеми своими органами чувств, может ощущать ее – ее и ее объекты.

Человек очень мало знает  о том, что находится за пределами  биосферы, т.е. в космосе. Он может только догадываться о многих фактах, анализируя небесный свод при помощи своего зрения или исследую попавшее на Землю внеземное вещество.

Хотя количество знаний о космосе постоянно растет, оно  ничтожно мало по сравнению с тем, что мы знаем о биосфере. Наше знание о космосе резко отлично от знания наук, построенных на объектах биосферы. Оно дает нам только основные общие контуры его строения.

Но и в другой стороне  от биосферы – в земных недрах, в  глубине планеты мы сталкиваемся с аналогичными условиями – с ограниченностью точного знания. Поэтому человек может лишь делать заключения об этой среде, о ее строении и особенностях. Здесь человек лишен одного из главных органов чувств – глаз. Поэтому он не может охватить своим разумом то, что скрыто под слоем земной коры.

С другой стороны, человек имеет  возможность более подробно изучать  эту область, так как он может:

  1. постепенно в ходе времени углублять область, непосредственно доступную его органам чувств, и предел этого углубления зайдет далеко за пределы биосферы;
  2. он может связывать глуби планеты – земную кору ниже биосферы и, может быть, ближайшие закорковые более глубокие области, неразрывно материально с биосферой связанные, с тем разнообразным и глубоким научно охватываемым фактическим материалом, который вытекает из наук, изучающих биосферу.

Следует отметить, что  прогноз в изучении геосферы более  благоприятен, нежели в научном построении космоса.

ПЕРЕХОД БИОСФЕРЫ

В НООСФЕРУ

 

Научное знание – проявление ноосферы, которая, в свою очередь, является геологически новым состоянием биосферы, вызванным знанием. В ходе истории Homo Sapiens создает новую форму культурной биогеохимической энергии и связанную с ней ноосферу.

 

Все науки (гуманитарные, естественные и пр.) являются областями  знания, максимально доступного научному мышлению человека. Здесь сосредотачивается огромное количество научно устанавливаемых и систематизируемых фактов, число которых растет с каждым днем.

В частности, научные  дисциплины о строении орудия научного познания неразрывно связаны с биосферой, могут быть научно рассматриваемы как геологический фактор, как проявление ее организованности. Они обусловливают поиск основных законов человеческого научного познания, той силы, которая превратила в нашу геологическую эпоху, охваченную человеком биосферу в естественное тело, новое по своим геологическим и биологическим процессам – в новое ее состояние, в ноосферу.

Таким образом, биосфера является основной областью научного знания, хотя только теперь мы подходим к ее научному выделению из окружающей нас реальности.

Натуралисты, к которым  относится и Вернадский, считали, что природа не бесформенна, как  это веками считалось, а имеет  определенное, очень точно ограниченное строение. Вернадский считал, что это  «строение» не есть механизм и не есть что-нибудь неподвижное. Это – динамическое, вечно изменчивое, подвижное, в каждый момент меняющееся и никогда не возвращающееся к прежнему образу равновесия. Ближе всего к нему живой организм, отличающийся, однако, от него физико-геометрическим состоянием своего пространства. Пространство биосферы физико-геометрически неоднородно. Вернадский считал, что удобно определить это строение особым понятием «организованность».

Живая природа является основной чертой проявления биосферы, она резко отличает ее тем самым  от других земных оболочек. Строение биосферы прежде всего и больше всего характеризуется жизнью.

Культурная биогеохимическая энергия, определение которой было дано выше, создает в настоящее  время ноосферу. Она связана с  психической деятельностью организмов, с развитием мозга в высших проявлениях жизни и сказывается в форме, производящей переход биосферы в ноосферу только с появлением разума. Его проявление у предков человека вырабатывалось в течение многих сотен лет, но стать геологической силой смогло только сейчас, когда человек охватил своею жизнью и культурой всю биосферу.

Как любой натуралист, Вернадский считает, что войны следует  рассматривать как единый большой  земной геологический, а не только исторический процесс. Следует отметить, что первая мировая война 1914-1918 гг. сыграла очень важную роль в научной работе Вернадского. Она в корне изменила его геологическое миропонимание. Вернадский подошел в геологии к новому пониманию природы – к геохимическому и биогеохимическому, охватывающему и косную и живую природу с одной и той же точки зрения.

Человек и все человечество неразрывно связаны с биосферой  – с определенной частью планеты, на которой они живут. Они геологически закономерно связаны с ее материально-энергетической структурой. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны – прежде всего питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать не могут.

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетарное явление космического характера.

Для биогеохимии особый интерес  представляет проблема о космической  жизни. Ее впервые выдвинул Христиан Гюйгенс (1629-1695) в своей книге «Космотеорос». По Гюйгенсу, жизнь есть космическое явление, в чем-то резко отличное от косной материи.

Вернадский полагал жизнь космическим  явлением. На этом основании его  иногда считают сторонником гипотезы панспермии С.Аррениуса, тем более  что он состоял с ним в переписке. Это утверждение ошибочно. Из всего учения Вернадского следует, что феномен жизни, возникновение живого вещества он считал естественным этапом развития материи. «Жизнь... – писал Вернадский, – является не случайным явлением в мировой эволюции, но тесно с ним связанным следствием».

Гипотеза о том, что жизнь  явление  космическое, имеет очевидное  подтверждение: жизнь существует на космическом теле –планете Земля. Вернадский был первым из ученых-естественников, который понял космическое, может  быть, даже космогоническое значение факта возникновения жизни на Земле и начал систематическое исследование ее влияния на развитие планеты, представляя жизнь «буфером» между космосом и «косным», то есть неживым веществом Земли, буфером, способным использовать космическую энергию для преобразования планетарного вещества. Таким образом, жизнь становится катализатором процесса развития! Он не ставил вопроса о том, каким образом на Земле возникла жизнь. Механизм панспермии мог быть лишь одной из возможных причин ее появления.

По Вернадскому, наша планета и  космос представляются ныне как единая система, в которой жизнь, живое  вещество связывают в единое целое  процессы, протекающие на Земле, с  процессами космического происхождения. На протяжении всей истории Земли  количество живого вещества в биосфере согласно оценкам Вернадского было практически постоянным. За счет энергии Солнца возникли так называемые геохимические циклы, или круговорот веществ в природе, в который вовлекались все новые и новые массы первичной материи. Начали возникать толщи осадочных пород, которые преобразовывались затем геологическими и геохимическими процессами.

Эта грандиозная картина общепланетарного развития включала в себя и появление  человека – носителя Разума, который  еще раз многократно ускорил все процессы, протекающие на планете. Породив Человека, Природа «избрала» еще один могучий катализатор мирового процесса развития.

Живое вещество по весу составляет ничтожную  часть планеты. По-видимому, это наблюдается  в течение всего геологического времени, т.е. геологически вечно. Вне биосферы его нет. Оно закономерно изменяется морфологически. История живого вещества в ходе времени выражается в медленном изменении форм жизни, форм живых организмов, генетически между собой непрерывно связанных, от одного поколения к другому без перерыва. В конце концов, эта мысль вылилась в учение об эволюции видов – растений и животных, в том числе и человека. Автором этого учения был всем известный Ч.Дарвин (1809-1882).

Эволюционный процесс присущ только живому веществу. В косном веществе нашей планеты нет его проявления.

Младшие современники Ч.Дарвина –  Д.Дана (1813-1895) и Д.Ле-Конт (1823-1901), оба  геологи, еще до 1859 г. выявили эмпирическое обобщение, которое показывало, что  эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было названо Дана «цефализацией», а Ле-Контом «психозойской эрой».

Однако, представления о направленности эволюционного процесса были высказаны  еще раньше Бюффоном (1707-1788), который  говорил о царстве человека, в  котором он живет, основываясь на геологическом знании человека. Но эволюционная идея была ему чужда. Той же точки зрения придерживался и Л.Агассиц (1807-1873), введший в науку идею о ледниковом периоде. Он считал, что геологически наступило царство человека, но высказывался против эволюционной теории из-за религиозных предрассудков.

К концу своей жизни Дана пришел к дарвиновскому пониманию эволюции и разница между «цефализацией» и «психозойской эрой» исчезла.

Дана указал, что в ходе геологического времени (на протяжении примерно двух миллиардов лет) наблюдается скачкообразное усовершенствование (рост) центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных и моллюсков и кончая человеком. Это явление и названо им цефализацией. Эволюция имеет только одно направление – вперед.

Исходя из геологической роли человека, А.П.Павлов (1854-1929) в последние годы своей жизни говорил об антропогенной  эре, нами теперь переживаемой. Человек  является могучей геологической  силой, все растущей. Можно сказать, что в ХХ веке закончилось «освоение» биосферы человеком. Не осталось ни одного уголка на Земле, где бы не смог поселиться человек, если бы это было ему нужно. Человечество своей жизнью стало единым целым.

Все это – результат цефализации  Дана, роста человеческого мозга  и направляемого им его труда.

Если взять все население  планеты, то его масса будет во много раз меньше массы вещества планеты. Человек силен не материей, а его мозгом, разумом и направляемым этим разумом трудом. В геологической  истории биосферы перед человеком  открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление.

Геологический эволюционный процесс  отвечает биологическому единству и  равенству всех людей. Это – закон  природы. Все расы между собой  скрещиваются и дают плодовитое потомство.

Исторический процесс на наших  глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и  каждого – и свободной мысли  личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества, как единого целого.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

Заметим, что сам термин «ноосфера» Вернадскому не принадлежит. Он возник, по-видимому, в 1924 году на семинаре Бергсона в Париже во время обсуждения доклада  Вернадского, в котором он излагал свою концепцию развития биосферы. Его предложил французский исследователь Э.Леруа. Впоследствии он широко использовался П.Тейяр-де-Шарденом. Сам  Вернадский стал употреблять термин «ноосфера» только в последние годы своей жизни. По Вернадскому, ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах Человека, его будущего.

Как говорилось выше, Вернадский за основу биосферы принял биогеохимические явления. В 1927 г. Э.Леруа на основе этого факта ввел понятие ноосферы, как современной стадии, геологически переживаемой биосферой.

Ноосфера есть новое геологическое  явление на нашей планете. В ней  впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше.

Но тут возникает закономерный вопрос. Является ли мысль формой энергии? Ответ на этот вопрос пока не найден. Как сказал Гёте, в науке мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего. Зато результаты такого «непонятного» процесса мы видим кругом нас на каждом шагу. В настоящее время человек активно использует полезные ископаемые. Научно-технический прогресс существенно упростил процесс их добычи и переработки. Но большинство минералов ограничено. Человек меняет облик планеты: атмосферу, моря и океаны  и т.д. Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нами выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах.

Информация о работе Учение Вернадского и биосфера