Технологии, применяемые при обучении географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 06:22, контрольная работа

Описание работы

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знание реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Содержание работы

Введение
3
1. Педагогические технологии: понятие, и классификация
5
2. Технологии, применяемые при обучении географии
9
2.1. Технология личностно-ориентированного обучения
9
2.2. Технология организации дифференцированного обучения
12
2.3. Технология модульного обучения на уроках географии
15
2.4. Технология проектного обучения
18
2.5. Технология интегрированного обучения
20
2.6. Информационно-коммуникативные технологии
22
2.7. Игровые технологии на уроках географии
24
2.8. Технология критического мышления
26
Заключение
29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

география пед.техн..doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность и результативность проекта проверяются защитой  работы. Презентация проекта важна  как для учащихся, так и для учителя. Кроме того, в ней заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Подготовка к презентации – это важнейшая часть создания проекта. Полученный результат необходимо публично продемонстрировать, представить на всеобщее обозрение. Для подростка получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Ученик получает от сверстников и взрослых подтверждение своей значимости, успешности. Эти умения формируются при непосредственном участии и помощи учителя. Толерантность закладывается лишь тогда, когда учитель дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию. В традиционном обучении географии учитель не найдет столь благоприятную ситуацию для того, чтобы научить этому, воспитать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, самореализации личности.

 

 

 

 

2.5. Технология интегрированного обучения

 

Главной целью интегрированного обучения является формирование более  широкого и глубокого миропонимания  учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять  полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка.

Тема для проведения интегрированного урока подбирается таким образом, чтобы была возможность сближения материала двух или трех дисциплин, чтобы материал одной дисциплины логично увязывался с материалом другой дисциплины. Приведем несколько примеров по проведению интегрированных уроков. В 6 классе тема «Географические координаты» сложна для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки, дети ищут соответствие линий координатной плоскости и математической основы карты, сходство в способе определения координат и, тем самым, прослеживают взаимосвязь географии и математики. В ходе урока выполняются детьми практические задания игрового характера, словарные диктанты. При проведении интегрированного урока все учащиеся получают качественные оценки по математике и географии. Ученики получают возможность применить знания в нестандартной ситуации и узнают, как эти знания можно применить в жизни.

Аналогичного типа интегрированный урок проводится по теме «Масштаб». Ученики не только  закрепляют и углубляют свои знания, но и практически их применяют на уроке. В заданном масштабе девочки иогут делать выкройку фартука, мальчики по чертежу в заданном масштабе – разметку на деревянной заготовке для урока технологии.

В 7 классе по темам «Предпосылки и последствия Великих географических открытий» создаются благоприятные возможности для интегрирования географии и истории. Интегрированные уроки носят проблемный характер, что повышает мотивацию учеников, интерес.

Итак, интегрирование в  преподавании географии способствует расширению и углублению знаний. Повышает активность, интерес детей к предмету, нацеливает на практическое использование знаний сегодня и в перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Информационно-коммуникативные технологии

 

Стремительное развитие информационных технологий резко меняет структуру занятости и трудоустройства населения, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами этого информационного общества.

На своих уроках  по  технологии ИКТ можно применить:

– уроки-презентации;

– уроки с использованием учебника мультимедиа;

– уроки с использованием «Библиотеки  электронных наглядных пособий».

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение  положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Принцип наглядности, продолжая оставаться одним из главных в обучении, меняет свое качество, что приводит к пересмотру сочетаний различных средств наглядности. Восприятие натуральной, конкретной наглядности как первоначальной уступает место условной – схематичным изображениям, рисункам, картам и картосхемам, графикам, таблицам и.т.д.

Уроки с использованием учебника мультимедиа, дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся различных психологических типов, среди которых есть школьники с преобладанием того или иного типа мышления («художники», «мыслители», «смешанный тип»). Применение мультимедиа делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося.

Использование данной технологии позволило  превратить учебный материал каждого  раздела, темы, параграфа учебника в  информацию в виде ряда изображений, графиков, сопровождаемых дикторским текстом и музыкой.

Данная технология направлена на организацию  активной познавательной деятельности.

При использовании средств мультимедиа  у школьников формируется желание  и умение самостоятельно приобретать  знания, и проверять свои знания. 

Необходимо дать возможность учащемуся самостоятельно познакомиться с учебным материалом и выполнить все задания для закрепления информации. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и т.д.

На уроках географии  использование компьютера, электронных карт позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, проверка знаний с помощью электронных тестов – позволяет применять разные  и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические . Эта технология способствует развитию личности ребенка, росту профессионального мастерства учителя, ускоряет и обогащает учебный процесс. На уроках  с использованием компьютера обучающиеся овладевают способами получения  географической информации. При обучении географии используют информационные технологии при изучении нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), для самостоятельного изучения темы.

 

 

2.7. Игровые технологии на уроках географии

 

По доминирующему методу игровые технологии относятся к  группе развивающих, поисковых и творческих педагогических технологий.

В современной школе игровая деятельность используется как в качестве самостоятельной технологии для усвоения учащимися теоретических и эмпирических знаний, так и на отдельных этапах урока для более глубокого и прочного усвоения наиболее значимых единиц географических знаний и умений, заданных учебной программой.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, используют разнообразные творческие задания. При проведении игр осуществляется уровневая дифференциация знаний учащихся, а, следовательно, и реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. При работе в команде, группе,  ребята учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное мышление. Работа в команде создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут с ответом.

На уроках географии  чаще всего применяются обучающие игры, которые по технологии конструирования и игровой методике могут быть имитационными и неимитационными. Если при проведении дидактической игры моделируется изучаемый природный процесс, реальность происходящего явления или события, то такие обучающие игры относятся к группе имитационных игр. К неимитационным играм относятся настольные игры: географические ребусы, кроссворды, шарады, географическое лото, географическое домино, географические игровые кубики и игры-состязания: географические викторины, олимпиады, уроки-КВН, географические конкурсы «Что? Где? Когда?», географический Брейн-Ринг и т. д.

Имитационные игры в процессе обучения географии представлены довольно широким спектром игр. К ним обычно относят ролевые (игра-путешествие, уроки разыгрывания ролевых ситуаций), деловые (особенно учебные), театрализованные игры, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций. Основным признаком имитационных игр является деятельность учащихся, в результате которой осуществляется процесс познания, и наличие ролей, определяющих характер этой деятельности и, следовательно, характер процесса познания.

Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.

Ребят привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными  источниками знаний.

Игры  можно проводить  на уроках повторения и обобщения  знаний.

Таким образом, учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.8. Технология  критического мышления

 

Одна из основных целей  технологии критического мышления –  научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Технология развития критического мышления – это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.

Раскрывая особенности  технологии развития критического мышления как интегрированного способа учения, Е. О. Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

– оно содержит ситуацию выбора, которую делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;

– предполагает смену  ролевых позиций учащихся;

– настраивает на доверие  участников группы друг к другу;

– выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно( сравнение, систематизация, анализ, обобщение).

Выполняя групповое  задание, общаясь между собой, ученики  участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

– мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего что происходит с человеком;

– самостоятельное и  ответственное;

– аргументированное, поскольку  убедительные доводы позволяют принимать  продуманные решения;

– многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

– индивидуальное, ибо  оно формирует личностную культуру работы с информацией;

– социальное, поскольку  работа осуществляется в парах, группах, основной прием взаимодействия –  дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализоваться. Основу модели развития критического мышления составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернутся к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной стадии.

На стадии реализации смысла (осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию, и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.

На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении: определить область, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернутся к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы, то потребуется дополнительная учебная деятельность.

Информация о работе Технологии, применяемые при обучении географии