Создание национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:11, доклад

Описание работы

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и культурных целях и для регулируемого туризма.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальным паркам по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры

Файлы: 1 файл

Создание национальных парков.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Создание национальных парков 
 
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и культурных целях и для регулируемого туризма. 
 
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальным паркам по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. 
 
Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. 
 
В настоящее время из 32 национальных парков в составе 19 имеются земельные участки других собственников, владельцев и пользователей. Доля таких земель в ряде парков исключительно высока (75% – "Переславский", 58% – "Орловское Полесье", 54% – "Мещерский" и "Русский Север", 48% – "Самарская Лука", 41% – "Себежский").

Режим охраны территорий национальных парков 
 
На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: 
 
а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; 
 
б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение; 
 
в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; 
 
г) рекреационная, предназначенная для отдыха; 
 
д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; 
 
е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; 
 
ж) хозяйственного назначения, в пределах которой, осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка. 
 
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. 
 
В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охото-пользование на территориях национальных парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям. 
 
В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения (к которому, вне всяких сомнений, может относиться и русское), допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования, на специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность и связанные с ней виды пользования природными ресурсами. В этом случае осуществление промысловой охоты и рыболовства не будет противоречить закону, если эта деятельность будет оговорена в индивидуальном положении о парке и вестись по согласованию с его дирекцией. 
 
Организация обслуживания посетителей 
 
Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.  
 
Постановлением Правительства РФ, от 3 августа 1996 г. № 916 утверждено Положение о порядке предоставления, и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков. Согласно этому Положению, право на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха и условия их осуществления являются неотъемлемой частью правового статуса и режима территории национального парка и должны быть отражены в положении о нем.

ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об особо охраняемых природных  территориях Кировской области

Принят Законодательным Собранием  Кировской области  27 сентября 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кировской области регулирует отношения в области  создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения и устанавливает порядок определения особо охраняемых природных территорий местного значения в Кировской области.

Статья 2.  Категории и виды особо охраняемых природных территорий

1. С учетом особенностей режима  особо охраняемых природных территорий  и статуса находящихся на них  природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

1) государственные природные заказники;

2) природные парки;

3) памятники природы;

4) лечебно-оздоровительные местности  и курорты;

5) дендрологические парки и ботанические сады.

2. Правительство Кировской области, органы местного самоуправления муниципальных образований могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

3. Особо охраняемые  природные территории регионального  значения являются собственностью  Кировской области и находятся в ведении органов государственной власти области.

Особо охраняемые природные  территории местного значения являются собственностью муниципальных образований  и находятся в ведении органов  местного самоуправления.

4. Особо охраняемые  природные территории регионального  значения определяются Правительством  Кировской области.

Особо охраняемые природные  территории местного значения определяются в порядке, установленном настоящим Законом.

Решение об образовании  особо охраняемой природной территории может быть принято только при  наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

5. В целях защиты  особо охраняемых природных территорий  от неблагоприятных антропогенных  воздействий на прилегающих к  ним участках земли и водного  пространства могут создаваться  охранные зоны или округа с  регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Размеры охранной зоны определяются для каждой особо охраняемой природной территории индивидуально в зависимости от ее функционального назначения и конкретных объектов охраны.

6. Границы всех особо  охраняемых природных территорий и их охранных зон обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру.

7. Все особо охраняемые  природные территории и их  охранные зоны в обязательном  порядке учитываются при разработке  планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Создание особо охраняемой природной территории является основанием для корректировки текущих и перспективных планов лесохозяйственной, охотохозяйственной и иной деятельности в границах особо охраняемой природной территории.

8. Порядок создания, реорганизации  и снятия статуса особо охраняемых  природных территорий регионального значения определяется Правительством Кировской области.

9. В целях обеспечения сохранности природных комплексов и объектов на основании перспективной схемы развития особо охраняемых природных территорий регионального значения, Правительство Кировской области принимает решение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения с ограничением на них хозяйственной деятельности на период проведения обследований, оформления документации и принятия соответствующего решения о создании особо охраняемой природной территории.

Статья 3. Порядок определения особо охраняемых природных территорий местного значения

1. Особо охраняемые  природные территории местного  значения (далее в настоящей статье  – особо охраняемые территории) организуются по предложениям  органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и общественных объединений.

Граждане и юридические  лица, заинтересованные в организации  особо охраняемых территорий, подают в органы местного самоуправления муниципального образования соответствующее заявление с приложением пояснительной записки, обосновывающей необходимость образования особо охраняемой территории, схемы размещения предполагаемой особо охраняемой территории с указанием ее границ.

2. При решении вопроса организации особо охраняемой территории органами местного самоуправления муниципального образования определяется соответствие данной территории значениям, установленным федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, а также соответствие размещения особо охраняемой территории требованиям градостроительного законодательства.

Органы местного самоуправления готовят  финансово-экономическое заключение об организации особо охраняемой территории с указанием необходимых  затрат, в том числе размера компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

3. Финансирование деятельности  по проектированию особо охраняемой территории и оформлению документации осуществляется из соответствующих бюджетов муниципальных образований.

Статья 4. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий

Управление и контроль в области  организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются Правительством области, специально уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.

Статья 5. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий

Граждане и юридические  лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.

Глава 2.  Государственные природные заказники

Статья 6.  Общие положения

1. Государственный природный заказник – природная территория, имеющая особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

2. Государственные природные  заказники в зависимости от  объектов охраны могут иметь различный профиль (комплексные, биологические, палеонтологические, гидрологические, геологические).

3. Объявление территории  государственным природным заказником  допускается как с изъятием, так  и без изъятия земельных участков  у пользователей, владельцев и собственников.

4. Государственный контроль  за соблюдением установленного  режима охраны и природопользования  на территории государственного  природного заказника осуществляется  службой охраны государственного  природного заказника, если иное  не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Кировской области.

Статья 7. Порядок образования государственных природных заказников

1. Государственные природные  заказники регионального значения  образуются Правительством области  по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

2. При образовании  государственного природного заказника  с изъятием земельных участков  у пользователей, владельцев и  собственников эти земли предоставляются  в пользование государственному  природному заказнику в соответствии с федеральными законами.

Статья 8. Особенности правового положения государственных природных заказников

1. Государственные природные  заказники могут создаваться  в форме природоохранного учреждения.

2. Государственные природные  заказники находятся в ведении специально уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования, финансируются за счет средств областного бюджета и других не запрещенных законом источников.

3. Для обеспечения  функционирования двух и более государственных природных заказников может создаваться их дирекция со службами охраны конкретных государственных природных заказников.

Статья 9. Режим особой охраны государственных природных заказников

1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны  каждого государственного природного заказника устанавливаются Положением о нем.

2. Положение о государственном  природном заказнике утверждается  Правительством области по представлению  специально уполномоченного органа  исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

3. Собственники, владельцы  и пользователи земельных участков, расположенных в границах государственных  природных заказников, обязаны соблюдать  установленный на территории  конкретного государственного природного заказника режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законодательством ответственность.

Глава 3.   Природные парки

Статья 10. Общие положения

1. Природные парки  являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Кировской области, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Информация о работе Создание национальных парков