Современная география черной металлургии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Металлургический комплекс - это основа индустрии. Он является фундаментом машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью развитие научно-технического прогресса во всех звеньях народного хозяйства страны. Металлургия относится к числу базовых отраслей народного хозяйства и отличается высокой материалоемкостью и капиталоемкостью производства. В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия охватывающие все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. На долю черных и цветных металлов приходится более 90% всего объема конструкционных материалов, применяемых в машиностроении России.

Содержание работы

Введение
Основной вид сырья для производства черным металлов
Проблема черной металлургии
Причины ухудшения финансового состояния
Факторы
Производственная база черной металлургии
Основные запасы железных руд
Современная география черной металлургии
Заключение

Файлы: 1 файл

эптттс света.docx

— 137.07 Кб (Скачать файл)

Однако руды КМА перекрыты мощным слоем сильно обводненных пород, что ухудшает горно- и гидрогеологические условия их разработки. Тем не менее по сравнению с месторождениями Урала и Восточной Сибири приведенные затраты на 1 т товарной руды на предприятиях КМА на 20—35% ниже. Но разработка месторождений железной руды в этом регионе, особенно открытым способом, ведет к безвозвратной потере плодородных земель. Бесследно исчезают уникальные богатые черноземы с содержанием гумуса 10—13%.

Белгородское НПО «Гидроруда» и научно-исследовательские институты Белгородской области разработали и опробовали в промышленных условиях новый нетрадиционный и экологически безопасный способ скважинной гидродобычи твердых полезных ископаемых. Добыча руды этим способом обходится в 5—7 раз дешевле, чем шахтным, и в 2—3 раза дешевле, чем открытым. Строительство таких рудников требует на порядок меньше времени и в 10—20 раз меньше капиталовложений, гарантирует более щадящее отношение к окружающей среде.

 

Основные запасы железных

 

Основные запасы железных руд КМА  сосредоточены в семи наиболее разведанных месторождениях — Лебединском, Стойленском, Чернянском, Погромецком, Яковлевском, Гостищевском и Михайловском.

На Кольском полуострове и в  Карелии эксплуатируются менее  значительные месторождения железных руд с невысоким (28—32%) содержанием железа: Ковдорское, Оленегорское, Костомукшское.

Значительны ресурсы железных руд  Урала; месторождения тянутся широкой полосой с севера на юг параллельно Уральскому хребту. Это Качканарская (запасы составляют 6,1 млрд т), Тагило-Кушвенская, Бакальская и Орско-Халиловская группы месторождений. Добыча железных руд здесь ведется открытым способом.

В восточных районах также выявлены месторождения железных руд. В Западной Сибири — руды Горной Шории и Рудного Алтая (запасы составляют более 1 млрд т); в Восточной Сибири — Ангаро-Питский, Ангаро-Илимский бассейны и др., расположенные в Приангарье, Кузнецком Алатау и Забайкалье (балансовые запасы — более 4 млрд т).

На Дальнем Востоке перспективны Алданская железорудная провинция, Олекмо-Амгуньский район в Республике Саха (Якутия), тяготеющие к трассе Байкало-Амурской магистрали. Основная часть железных руд региона (80%) сосредоточена в Якутии.

Месторождения марганцевых руд  представлены Усинским в Западной Сибири, Полуночным на Урале и небольшими слабо изученными месторождениями в Хабаровском крае.

При общей достаточно крупной сырьевой базе железных руд районами, испытывающими их дефицит, являются Урал и Западная Сибирь, где необходимо продолжать геологоразведочные работы, чтобы укрепить сырьевую базу действующих предприятий.

Весьма дефицитны руды марганца и хрома. Разведанные запасы этих металлов на территории России составляют соответственно 5 и 3% общих запасов СНГ, при потребностях 40 и 38%. В настоящее время потребности в этих рудах покрываются за счет импорта с Украины и из Казахстана. За счет ввоза из других государств Российская Федерация удовлетворяет около 15% своих потребностей в железной руде и черных металлах.

В количественном соотношении в  европейской части разведанные  руды черных металлов значительно преобладают  над запасами угля, в восточных  районах топлива больше, чем сырьевых ресурсов. Благоприятное сочетание железных руд и коксующихся углей характерно для Западной Сибири (Горная Шория — Кузбасс) и Дальнего Востока (Алданский бассейн — Южно-Якутский бассейн).

Черная металлургия полного  цикла, передельная и малая металлургия отличаются по условиям размещения. Черная металлургия полного цикла располагается по территории Российской Федерации: 1) вблизи источников сырья (Уральская металлургическая база, металлургическая база центральных районов европейской части); 2) вблизи топливных ресурсов (Западно-Сибирская металлургическая база); 3) между источниками сырья и топливными ресурсами (Череповецкий металлургический завод).

В передельной металлургии сырьем в основном является металлический лом (отходы металлургического производства, машиностроительных предприятий, амортизационный лом). Поэтому такие предприятия ориентируются на районы с развитым машиностроением и места потребления готовой продукции. Это позволяет выплавлять стали больше, чем чугуна, что дешевле в 12—15 раз. Еще теснее связана с машиностроительными заводами малая металлургия.

Особыми факторами размещения отличается производство электросталей и ферросплавов. Электростали производят вблизи источников электроэнергии и металлического лома (г. Электросталь Московской обл.). Ферросплавы — сплавы железа с легирующими металлами (марганец, вольфрам, хром) — получают в доменных печах или электротермическим способом на металлургических предприятиях или на специализированных заводах (Челябинск).

 

Современная география  черной металлургии

 

Современная география черной металлургии  характеризуется продолжающимся процессом территориального разобщения центров добычи металлургического сырья и топлива и районов размещения металлургических предприятий. Так, например, железная руда, добываемая в Курской магнитной аномалии или на Кольском полуострове, полностью вывозится в другие районы страны. Такие крупные металлургические предприятия, как Череповецкий и Липецкий, полностью работают на привозном сырье и топливе.

Производители и потребители черных металлов также разобщены территориально. Это связано с тем, что основные потребители продукции черной металлургии — машиностроение и строительство — размещены по стране повсеместно.

Крупнейшим производителем чугуна и стали в России с XVIII в. остается Урал. Сейчас он дает 46% производимых в стране черных металлов. Черная металлургия Урала работает на привозном топливе — кузнецком и карагандинских (Казахстан) углях. Угли местного Кизеловского бассейна могут быть использованы только в смеси. Сырье поступает частично из Казахстана (Соколовско-Сорбайские руды), частично с Курской магнитной аномалии. Местная сырьевая база представлена перспективным Качканарским (Качканарский ГОК) и Бакальским месторождениями.

На Урале действуют различные  типы предприятий и производств: полного цикла (Магнитогорск, Нижний Тагил, Новотроицк, Челябинск), передельные (Екатеринбург, Ижевск, Златоуст, Лысьва, Серов, Чусовой), по производству доменных ферросплавов (Серов, Челябинск), по выпуску трубопроката (Первоуральск, Каменск-Уральский, Челябинск, Северск). Это единственный регион в стране, где выплавляются природно-легированные металлы (Новотроицк, Верхний Уфалей) и чугун на древесном угле.

Передельная металлургия заняла здесь главенствующее положение, однако основу составляют все же предприятия с полным циклом, расположенные вдоль восточных склонов Уральских гор. На западных склонах в большей мере представлены предприятия неполного цикла.

На Урале проводится широкая  реконструкция металлургического  производства. С целью повышения  технического уровня и рентабельности старые металлургические производства перепрофилируются в передельные, специализирующиеся на производстве высококачественных видов проката; перестают эксплуатироваться устаревшие домны и мартены, блюминги и слябинги. Им на смену придут кислородно-конвертерные цеха, интенсивное кислородное дутье, продувка аргоном, очистка металла в вакууме, установки по непрерывной разливке стали. Увеличивается процент перерабатываемого металла в шихте, что позволит сократить производство жидкого чугуна.

Второй по значению является Центральная  металлургическая база, охватывающая Центрально-Черноземный, Центральный, Волго-Вятский, Северный, Северо-Западный экономические районы, а также  Верхнее и Среднее Поволжье. Центральная  металлургическая база полностью работает на привозном топливе (донецкий уголь или кокс). Однако по себестоимости коксующиеся угли Воргашорского и Усинского месторождений (Северный экономический район) могут конкурировать с углями Донбасса. Их использование в смеси с кузнецкими дает на Новолипецком металлургическом заводе в расчете на 1 т чугуна значительную экономию при одновременном повышении качества металла. Поэтому целесообразно расширять поставки печорских коксующихся углей на заводы Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов.

Ядро базы составляет ТПК КМА, специализирующийся на железорудной промышленности, создавшей мощную сырьевую основу для развития черной металлургии европейской части страны. Этому в немалой степени способствует выгодное экономико-географическое положение ТПК, его хорошая транспортная связь с Центральным, Северо-Кавказским, Поволжским, Волго-Вятским экономическими районами и Украиной. Большая часть руды КМА добывается открытым способом. Здесь построены крупнейшие не только у нас в стране, но и в мире Лебединский, а также Михайловский, Стойленский ГОК, действует комбинат «КМА-руда». Для вовлечения в народнохозяйственный оборот глубокозалегающих запасов богатых железных руд на уникальном Яковлевском месторождении сооружается Яковлевский рудник. Экономические показатели развития железорудной промышленности комплекса также благоприятны. Железная руда КМА поступает на предприятия Центрального, Северного, Уральского экономических районов, а также на экспорт.

Черная металлургия Центрального района развивается в двух направлениях: производство стали и проката из металлического лома и выплавка литейного чугуна и доменных ферросплавов. Значительное развитие получила малая металлургия. Уровень комбинирования здесь довольно низкий, но его можно повысить путем строительства и расширения предприятий полного цикла (Новотульский и Новолипецкий заводы).

На территории Центральной металлургической базы расположен ряд основных предприятий  и производств. В Центрально-Черноземном районе осуществляется выплавка чугуна и доменных ферросплавов (Липецк). Здесь находятся Новолипецкий завод полного цикла, завод «Свободный Сокол» в Старом Осколе с циклом чугун — трубы, Оскольский электрометаллургический комбинат с технологией прямого восстановления железа из руд, построенный совместно с ФРГ на компенсационной основе; в Центральном районе — Новотульский комбинат полного цикла, завод по выплавке литейного чугуна и доменных ферросплавов (Тула), Орловский сталепрокатный завод с производством холоднокатаной ленты, Московский передельный завод «Серп и молот», комбинат «Электросталь» (г. Электросталь). Крупный центр черной металлургии расположен в Северном экономическом районе: Череповецкий завод, использующий железную руду Кольского полуострова и Карелии (Ковдорский, Оленегорский, Костомукшский ГОК) и каменный уголь Печорского бассейна. В Волго-Вятском районе находятся металлургические заводы Выксы и Кулебак. В Верхнем и Среднем Поволжье передельная металлургия развивается во всех крупных машиностроительных центрах — Набережных Челнах, Тольятти, Ульяновске, Энгельсе и др.

Передовые металлургические предприятия  России в 1991—1992 гг. провели сертификацию отдельных видов металлопродукции с привлечением зарубежных сертификационных обществ. На металлургических Магнитогорском, Новолипецком, Череповецком, Нижнетагильском комбинатах, а также на заводах спецсталей — «Электросталь», Оскольском электрометаллургическом комбинате, Челябинском меткомбинате проведена сертификация ряда массовых видов металлопродукции. Выданы заключения специализированной сертификационной организации, доказывающие, что производители данной продукции обеспечивают ее соответствие требованиям нормативных документов — стандартов, технических условий, контрактов.

Металлургические предприятия  Северного Кавказа (сталеплавильные  заводы передельной металлургии в Красном Сулине, Белой Калитве, Таганроге) и Нижнего Поволжья (Волгоградский и Волжский трубопрокатные) по сырью и топливу тяготеют к Донецко-Приднепровскому экономическому району Украины.

Новая металлургическая база формируется  на территории Сибири и Дальнего Востока. Сырьем здесь являются руды Горной Шории, Хакасии и Ангаро-Илимского бассейна, топливом служат угли Кузбасса. Производство представлено Кузнецким металлургическим комбинатом полного цикла, а также Западно-Сибирским заводом полного цикла (Новокузнецк), который специализируется на выпуске сортового проката. Это создает благоприятные условия для обеспечения металлом машиностроения восточных районов Российской Федерации. В перспективе на этом заводе предполагается выпускать бесшовные и сварные трубы для нефте- и газопроводов, а также оси и колеса для вагоностроения. В Новокузнецке работает завод по производству ферросплавов, а в Новосибирске, Петровске-Забайкальском, Гурьевске, Красноярске, Комсомольске-на-Амуре — передельные заводы. Перспективы развития черной металлургии в Сибири связаны с дальнейшим совершенствованием Заринского коксохимического завода и созданием на его базе металлургического передела, а также со строительством Тайшетского металлургического завода на базе использования железных руд Ангаро-Илимского бассейна (Коршуновский ГОК) и кузнецкого угля.

На Дальнем Востоке черная металлургия  будет развиваться в направлении  создания заводов полного цикла. Сравнительно недалеко от месторождений  якутских углей располагаются крупнейшие высококачественные железорудные месторождения  Алданской провинции. Такое сочетание основных компонентов создает предпосылки для формирования на Дальнем Востоке новой мощной металлургической базы. Она смогла бы обеспечить металлом быстро развивающиеся отрасли машиностроения и строительства и позволила бы отказаться от перевозок на большие расстояния миллионов тонн металла.

После отказа России от государственной  монополии во внешней торговле предложение  черных металлов на мировом рынке  резко повысилось, что привело к снижению цен, а также возбуждению антидемпинговых процессов против российских поставщиков. Товарная структура российского экспорта и импорта черных металлов различна. Если в экспорте большую роль играют полуфабрикаты, чугун, ферросплавы, стальные полуфабрикаты, лом и отходы черных металлов, то в импорте основная доля приходится на листовой прокат и особенно на холоднокатаный лист. Структура экспорта и импорта черных металлов отражает основные проблемы развития российской черной металлургии: недостаточное качество конечных видов металлопродукции; дефицит качественной металлопродукции, прежде всего холоднокатаного листа. Эта структура — следствие недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с изделиями металлургических заводов Европы, Северной Америки, Японии и Южной Кореи.

Информация о работе Современная география черной металлургии