Социальная характеристика Дальневосточного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

Цель работы: раскрыть комплексные социально-экономические характеристики и особенности Дальневосточного экономического района.
Задачи работы:
Дать характеристику Дальневосточного экономического района.
Описать его экономико-географическое положение, демографическую ситуацию, хозяйство,
Рассмотреть основные экономические связи района,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РАЙОНА
1.1 Особенности географического положения и его влияние на развитие района……………………………………………………………………………...4
1.2 Природно-ресурсный потенциал…………………………………………….6
2. СТРУКТУРА И РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИЛ РАЙОНА
2.1 Территориальная организация и структура производственных сил Дальнего Востока…………………………………………………………….….10
2.2 Значение транспорта и экономических связей в хозяйстве Дальнего Востока…………………………………………………………………………...15
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА…………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………….…..22

Файлы: 1 файл

Реферат социальная характеристика дальневосточного района (1) (5).doc

— 829.00 Кб (Скачать файл)

Область в целом развивается  благодаря природным богатствам. А их наличие дает возможность развивать промышленность, так как горнодобывающую, металлообработку, выработка электроэнергии. Постепенно развиваются  легкая  и пищевая промышленность. Что более характерно для этого района - это горнодобывающий и металлургический комплекс. Цветные металлы, черный металл, драгоценные металлы пользуются спросом во всем мире.

На Дальнем Востоке распространены, добывают и обогащают  оловосодержащие руды. Особенно ими  богат  Хабаровский край. Оловосодержащие руды добываются  на западе Еврейской автономной области и возле Комсомольска. Но огромна их добыча, а на юге Сихотэ-Алиня, в районе Дальнегорска-Кавалерово.

В Приморском крае производятся  свинцово-цинковые концентраты и свинец. Найдены и  осваиваются новые большие  месторождения свинцово-цинковых руд - Вознесенское и Николаевское. Вольфрам, довольно редкий металл добывают  в Магаданской области и Приморском крае.

Горнорудная промышленность по добыче алмазов работает в Верхневилюйском районе Якутии.  Уже есть город Мирный, автомобильная дорога  и построена Вилюйская ГЭС. Осваивается добыча  алмазов на месторождениях «Айхал» и «Удачное», уже есть транспортное сообщение. Дальневосточные моря дают 60 % рыбы и морепродуктов. Идет промысел крабов в Беринговом  море и на Камчатке, дорогого морепродукта и деликатеса. Также промышляют тюленем, нерпой, белухой. Особую ценность представляют лососевые рыбы - кета, горбуша, нерка, чавыча. В заливе Посьет Японского моря работает единственное в стране предприятие по выращиванию моллюсков в естественных условиях. Дальнем Востоке созданы мукомольная, (Хабаровский мелькомбинат); мясная, маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя) промышленность.

  Развито машиностроение в Приморском и Хабаровском краях и в Амурской области. В остальных областях и Якутии налажены ремонтное дело и производство некоторых запасных частей для машин и техники местного хозяйства.  Развиваются судостроительные и судоремонтные предприятия. В Биробиджане выпускают сельхозтехнику, приспособленную под условия региона.

В настоящее время  стала развиваться  электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в некоторых  других городах.  Эта тенденция позволяет этому региону постепенно избавиться от зависимости  иностранных инвесторов, перейти от продажи сырья к продаже товаров, произведенных с этого сырья, что гораздо выгоднее, а заодно защищает государственные полезные ископаемые от иностранного посягательства.

Сельскохозяйственное  машиностроение размещается в городе Свободном (Амурская область). В Благовещенске  построен завод "Амурэлектроприбор", во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы, в Хабаровске работает завод "Дальдизель", в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане - "Дальсельмаш". Развитие  производства сельскохозяйственных машин позволит региону пользоваться техникой местного производства, не закупать дорогую зарубежную, которая еще кроме всего дорога в обслуживании.

В Хабаровске и Приморском крае  развивается швейная, трикотажная  и обувная промышленность. Топливно-энергетический комплекс района развивается опережающими темпами. Энергетическое хозяйство основывается главным образом на использовании бурых и каменных углей. Более половины добычи бурых углей дают месторождения Приморского края, значительную часть - Амурской и в меньшей степени Сахалинской областей.

На северо-востоке  Сахалина - от Охи до Катангли - добывается нефть. Отсюда по двум нефтепроводам она поступает на нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове невелики и далеко не удовлетворяют потребности района. Поэтому много нефти и нефтепродуктов на Дальний Восток завозится из Западной Сибири.

 Лесные богатства  дали возможность для развития  лесозаготовительной, деревоперерабатывающей  и целлюлозной промышленности.

Больше всего древесины - свыше 40 % - заготовляет Хабаровский  край. Среди лесных товаров, вывозимых  из Хабаровского края, нужно, прежде всего, назвать стандартные дома, фанеру, тару, паркет, хвойно-витаминную муку, кормовые дрожжи, этиловый спирт и углекислоту. Уровень развития лесной и деревообрабатывающей промышленности пока еще не в полной мере соответствует имеющимся здесь возможностям. Много широколиственной древесины остается невывезенной, в то время как хвойные породы вывозятся полностью.

Несмотря на эти богатства  нужно уже заниматься  развитием  лесопроизводственной промышленности, а точнее заниматься восстановлением вырубленных лесов, так как они  являются источником дохода региона и  очищают воздух, так называемые легкие планеты особенно нужны этому региону, потому что там  развито очень много отраслей промышленности, вредных для окружающей среды.

Климат не позволяет выращивать  очень большой ассортимент в открытом грунте, но можно выращивать зерно, сою и рис. Это морозоустойчивые культуры, которым не противопоказана влажность. Соя – это выгодная культура, так  как позволяет  производить  продукты питания, не содержащие животных жиров. Такие продукты подойдут вегетарианцам и людям с низким достатком, так как союсодержащие продукты стоят дешевле.

Овощи в принципе выращивать можно, но в теплицах с обогревом, поэтому  овощи и зелень в том  регионе дорогие.

 Особенно неплохо практикуется на Камчатке выращивание в закрытом грунте, для обогрева используются термальные источники. Выращиваются кормовые культуры, и уже можно развивать животноводство. Оно развито на юге. В основном разводят оленей. Ввиду того, что многие животные стали входить в красную книгу, некоторые промысловые виды стали выращивать на специализированных фермах. Это не дает животным  исчезнуть как виду и приносит деньги региону. Кроме пушных животных разводят крупный рогатый скот молочно-мясного направления. Легкая промышленность имеет внутрирайонное значение. Хлопчатобумажные, швейные, трикотажные и кожевеннобувные предприятия находятся в Благовещенске, Биробиджане, Хабаровске, Белогорске, Райчихинске, Артеме и других городах. Пищевая промышленность (овощеконсервная, мясомолочная и маслобойная) размещена в основном в южной зоне района.

 

2.2 Значение  транспорта и экономических связей  в хозяйстве Дальнего Востока

 

Так как в  районе развивается промышленность, то для перевозки, людей, сырья, товара нужен транспорт. Сейчас в регионе есть  все разновидности транспорта, но основные перевозки приходятся на железнодорожный. Транспорт появился  в этом регионе в 19 веке после прокладки Транссибирской магистрали, по ней перевозят грузы страны Тихоокеанского побережья в европейские страны. Дополнительные ветви  предназначены для доступа к лесозаготовительным базам.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано  с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

Морским транспортом  возят лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыбу и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.  В районе мало автомобильных дорог, но огромное значение имеет автомобильный транспорт. Воздушный транспорт перевозит пассажиров  с этого  района в другие. Очень многие районы этого региона труднодоступны для других видов транспорта. До сих пор сохранился олений  транспорт. Товары в этом регионе дороже чем в других регионах России, потому что часто привозится издалека и не всегда железнодорожным транспортом. Срочные грузы могут привозиться на самолете.

 С Дальнего  Востока  вывозятся на продажу   рыба, лес, концентраты руд цветных  металлов. Однако район постепенно развивается и появляются новые производства. Так как развивается торговля рыбой, то начала работать отрасль судостроения, а потом начало развиваться машиностроение, энергетическая промышленность, упор делается на усвоение своих  энергетических ресурсов.

Внешнеэкономическая деятельность  региона  развивается с Японией, Китаем, Бразилией, Индией. Эти шаги не столько выгода, сколько  возможность  выживания. Россия должна давать инвестиции на разработку месторождений, а не  иностранцы.  Это чревато в  будущем огромными убытками для всех граждан целом.

РОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ РАЙОНА

 

 

 

 

Заключение

Промышленность  в анализируемом регионе  расположена  неравномерно и в связи с этим  можно увидеть неравномерность  экономического развития  по всей территории. В целом этот регион-это не просто сырьевой придаток России, поставляющий  алмазы, золото, олово, вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец, он еще является и хорошим промышленным районом, так как там выращивается  соя, ловится рыба, заготавливается лес.   Там начинает развиваться  судостроительная промышленность, рыбная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность. Расширяется внешнеэкономическая деятельность района. Поэтому улучшается транспортное сообщение, становятся лучше экономические показатели. Уже объем вывезенных грузов увеличивается, так как развивается промышленность.

Анализируемый регион-это база для экономического развития. Потихоньку начинают создаваться  совместные промышленные предприятия  по производству продуктов питания и электроники. Начинает развиваться сфера туризма, а следовательно, транспортная сеть.

Список используемой литературы

  1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. - М., 1996.
  2. Бусыгина И. Российский Дальний Восток//Мировая экономика и международные отношения. 2002г. №7.
  3. Гранберг А., Ишев В. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья: первые шаги//Экономист. 2000г. №9.
  4. Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ. - М, 2005.- 312с.
  5. Даринский А.В. и др. География России. - М.,
  6. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. - М., 1996.
  7. Размещение производственных сил: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. - 3-е изд., - М.: Экономика, 2001. - 588 с.
  8. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 472с.
  9. Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. - М., 1975-1985.
  10. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. – 533 с. – (Серия «Высшее образование»).
  11. Экономическая география РФ: Учебник для экон. спец. Вузов / Под ред. А.Д. Данилова, В.В. Кистанова и С.И. Ледовских. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2003, 504 с.

 

 

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

 

РЕФЕРАТ:

 

по дисциплине «Экономическая география и регионалистика»

 

 

Студентки 3 курса заочного отделения 

Факультета экономики  и управления

Ивановой Оксаны Николаевны

 

 

На тему: «Социальная характеристика Дальневосточного района»

 

 

 

Руководитель-консультант

Емельянов А.С.

                                                      

 

 

Защищен               Оценка

«___» __________2011 г.                                      «_____________»

 

 

 

Ярославль 2013

 

1  Экономическая география РФ: Учебник для экон. спец. Вузов / Под ред. А.Д. Данилова, В.В. Кистанова и С.И. Ледовских. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2003, 504 с.

 


Информация о работе Социальная характеристика Дальневосточного региона