Шпаргалка по "Географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 19:41, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет, задачи и место политической и экономической географии зарубежных стран в системе наук.
Объектом исследования экономической географии является географическая среда, т.е. вовлеченная в жизнь человеческого общества часть географической оболочки земли и общество в его взаимодействии с природой.

Файлы: 1 файл

Шпоры по географии.docx

— 237.29 Кб (Скачать файл)

в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). Евро будет не просто расчетной единицей, но и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование4.

В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в  год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный  орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией  в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий  правильную интерпретацию и реализацию  нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. ФЕОГА, на который приходится  большая часть бюджета ЕС (о  нем было сказано выше).

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

7. Европейский фонд регионального  развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС безусловно является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире. Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы может во многом потеснить доллар США в качестве международного платежно-расчетного средства.

 

26. Роль НАТО в обеспечении системы европейской безопасности.

17 марта 1948 г. пять западноевропейских  стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция подписали Брюссельский пакт, оформивший создание Западного союза. В нем предусматривалось оказание помощи и содействия любому участнику соглашения всеми средствами, в том числе и военными, если одна из договаривающихся сторон подвергнется нападению в Европе.

Т.о., был сделан большой шаг на пути создания военно-политического союза западноевропейских стран, положивший начало процессу оформления противостоящих друг другу военных блоков.

 Затем последовали переговоры  с США и Канадой о создании  единого Североатлантического союза. В него планировалось включить не только все страны, расположенные на побережье Атлантического океана, но и другие государства, вплоть до Ирана. Предполагалось также унифицировать армии и стандартизировать по американскому образцу их вооружения. В период формирования блока США потребовали, чтобы непременным условием его создания было предоставление Вашингтону широких возможностей для строительства военных, военно-воздушных и военно-морских баз на территории стран-участниц блока.

18 марта 1949 года был опубликован  проект Североатлантического договора. В его тексте прежде всего  говорится о приверженности Уставу  ООН, международному миру и справедливости, коллективной безопасности, а также содержится обязательство государств-участников воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения, если это противоречит целям ООН.

4 апреля 1949 г. Договор был подписан  в Вашингтоне министрами иностранных  дел 12 стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов,  Норвегии, Португалии, США и Франции. Вступил в силу 4 августа 1949 г.

 В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания.

В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО.

Окончание "холодной войны" и все те преобразования, которые произошли в Европе, не могли не оказать влияния на внешнеполитическую стратегию НАТО, организация должна была отвечать новым политическим реалиям. Североатлантический альянс столкнулся с серьезнейшей задачей адаптации к новой политической ситуации, развития новых отношений со странами Центральной и Восточной Европы, а также переосмысления своей роли в новых условиях. Начало процесса адаптации НАТО к новым политическим реалиям было положено Лондонской сессией Совета НАТО на высшем уровне летом 1990 года. Там была принята Декларация, в которой главы государств и правительств объявили о серьезных мерах по преобразованию Североатлантического Союза с учетом новой обстановки в сфере безопасности и прекращения конфронтации между Востоком и Западом. В ней констатировалось начало новой, многообещающей эры для Европы, в которой НАТО должна стать институтом, "в котором европейцы, канадцы и американцы прилагали бы общие усилия не только в целях обеспечения общей обороны, но и для создания нового партнерства со всеми государствами Европы".

В ноябре 1991 года принята Римская декларация о мире и кооперации (Стратегическая концепция-91), в основу которой положен вывод, что подготовка к отражению крупномасштабного нападения более не является центральной задачей альянса. Наиболее вероятной угрозой для безопасности стран НАТО являются межэтнические конфликты и территориальные споры. Главными задачами альянса стали урегулирование кризисных ситуаций, расширение диалога со странами не входящими в НАТО (страны Восточной Европы и бывшего СССР), совместное с ними решение возникающих проблем безопасности на основе сотрудничества.

Первая волна: в июле 1997 г. в Мадриде на сессии совета НАТО Польша, Венгрия и Чехия были официально приглашены в альянс, и в марте 1999 г. они официально стали его членами (Вашингтонский саммит, где страны вновь подтвердили свою приверженность к открытости Североатлантического Союза, приняв " Плана действий по подготовке к членству в НАТО" (ПДПЧ) - программу мероприятий, направленную на содействие странам-кандидатам.).

Вторая волна: 21-22 ноября 2002 года на Саммите в Праге принято решение о приглашении в НАТО еще 7 стран: Болгарии, Румынии, Латвии, Литвы, Эстонии, Словакии и Словении и созданию объединенных сил реагирования а также совершенствованию командной структуры альянса. (Примечательно, что спустя 3 недели – 14 декабря 2002 года в Копенгагене на очередном саммите ЕС принято решение о принятии в ЕС еще 10 новых членов: Венгрии, Кипра, Мальты,Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Чехии, Словакии и  Словении.)

Организация Североатлантического договора (НАТО) включает в настоящее время 26 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Характеристика населения стран Западной Европы.

Население. В регионе проживает свыше 390 млн. человек. Средняя плотность - около 100 человек на 1 кв.км. В числе густонаселенных стран - Бельгия, Дания, Великобритания, Нидерланды, редконаселенные - Скандинавские страны, Исландия. Для многих стран характерен высокий уровень урбанизации. Это родина городских агломераций, самые крупные – Рейнско - Рурская, Лондонская, Парижская, Голландская. Самой высокой степенью урбанизации выделяется Великобритания, где 4/5 населения проживает в городах, из них - половина в крупных (св. 100 тыс. чел.).

Средняя продолжительность жизни выше в странах Северной и Средней Европы, нежели в Южной Европе, и составляет 72 - 74 года у мужчин и 78 - 81 год у женщин.

Население Западной Европы стареет, предполагают, что в 2050 году 10 % жителей стран ЕС составят люди старше 80 лет. Одной из проблем становится задача приспособления экономики к старению активного населения (20 - 59 лет), т. к. большинство работающих будут составлять люди старших возрастов. С серьезными демографическими проблемами западноевропейские страны столкнулись в 60-е - 70-е годы. Численность большинства из них перестала возрастать, а в ФРГ, Бельгии, Швеции, Люксембурге начался процесс депопуляции. В настоящее время во всех странах существует система мер демографической политики, которая различается размерами выплат и различных льгот. Уже сегодня на социальные нужды Швеция, Франция, Германия тратят 23 % от ВВП, больше, чем другие европейские страны. Но, несмотря на предпринимаемы меры, в некоторых странах, население увеличивается за счет мигрантов.

Сегодня в регионе официально проживает св. 15 млн. иностранных рабочих. В 80 - 90-е гг. большое распространение получили меры как по ограничению доступа в индустриально развитые страны иммигрантов из государств, ставших экспортерами рабочей силы, так и депортации иностранных рабочих. Тем не менее доля этнорасовых меньшинств продолжала увеличиваться вследствие более высокой рождаемости в семьях иммигрантов. Постепенно росло понимание того, что, во-первых, пренебрежение к интересам меньшинств может усугубить этнорасовые конфликты, во- вторых, голоса жителей с небелым цветом кожи могут влиять на ход любой выборной кампании; н., в Великобритании численность иммигрантов составляет 4,4 % населения, но они сконцентрированы в крупных городах, а в Лондоне - это 15 % населения, по оценке специалистов, они влияют на результаты выборов в 85 из 650 избирательных округов.

В 70-е - 80-е гг. страны Западной Европы столкнулись с обострением этнических проблем. В регионе около половины стран однонациональные, к странам с резким преобладанием одной нации при наличии национальных меньшинств относятся Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Бельгия - двунациональное государство, многонациональна Швейцария. Но даже в тех странах, где основная национальная группа составляет более 90 % населения, есть области со смешанным составом. В каждой стране периодически обостряются межнациональные проблемы, но в Северной Ирландии, Стране Басков в Испании национальные конфликты носят постоянный перманентный характер. В каждой стране эти проблемы решают по-разному, н., в Великобритании еще в 1979 г. была предоставлена автономия Шотландии и Уэльсу, во Франции в 1980 г. социалисты приняли концепцию культурного плюрализма. Однако с начала 90-х гг. наблюдается оживление этнических движений почти во всех странах. Наиболее благополучными являются ФРГ, Австрия, Швейцария. Постоянные распри между фламандской и валлонской общинами привели к преобразованию традиционно унитарного государства Бельгии в федерацию в 1993 г. Стремление к независимости Шотландии и Уэльса способствовали тому, что с 1998 г. функционируют свой парламент в Шотландии и национальная ассамблея в Уэльсе. „

Помимо этих проблем важнейшей является проблема безработицы, 80 % безработных сосредоточено в странах ЕС, что составляет 8,4 % экономически активного населения от 11 % в Испании до 2,2 % в Люксембурге. И хотя безработица носит структурный характер, это важнейшее направление внутренней политики европейских стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Национальные, демографические проблемы стран Западной Европы.

Население Западной Европы стареет, предполагают, что в 2050 году 10 % жителей стран ЕС составят люди старше 80 лет. Одной из проблем становится задача приспособления экономики к старению активного населения (20 - 59 лет), т. к. большинство работающих будут составлять люди старших возрастов. С серьезными демографическими проблемами западноевропейские страны столкнулись в 60-е - 70-е годы. Численность большинства из них перестала возрастать, а в ФРГ, Бельгии, Швеции, Люксембурге начался процесс депопуляции. В настоящее время во всех странах существует система мер демографической политики, которая различается размерами выплат и различных льгот. Уже сегодня на социальные нужды Швеция, Франция, Германия тратят 23 % от ВВП, больше, чем другие европейские страны. Но, несмотря на предпринимаемы меры, в некоторых странах, население увеличивается за счет мигрантов.

Информация о работе Шпаргалка по "Географии"