Республика Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:14, реферат

Описание работы

Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, луговые реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года, — их неяркая красота трогает до слез. Этот край имеет свои достопримечательности — исторические, природные и культурные, которые в совокупности обогащают облик Мордовии многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных особенностей.

Файлы: 1 файл

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ


 

 

Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, луговые  реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года, — их неяркая красота трогает  до слез. Этот край имеет свои достопримечательности — исторические, природные и культурные, которые в совокупности обогащают облик Мордовии многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных особенностей.

Республика  Мордовия расположена в центре европейской части России в бассейне реки Волги, на перекрестке важнейших путей из Центра на Урал, в Сибирь, Поволжье, Казахстан и Среднюю Азию, граничит с Нижегородской,Ульяновской, на юге — с Пензенской, Рязанской областями иЧувашией.  
Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовия — республика многонациональная. На ее территории проживают русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы. Коренное население — мордва, состоит из двух групп:эрзи и мокши. Этноним «мордва» впервые упоминается в сочинении историка Иордана (VI в. н.э.). О стране «Мордии» было известно и в Х веке. Начиная с XI века этноним «мордва» упоминается в русских летописях: «…а по Оце реце, где потече в Волгу же, …Мордъва свой язык». («Повести временных лет», XI в.) Длительный процесс вхождения мордовских земель в состав Русского государства завершается с падением Казанского ханства. Адаптация мордвы к условиям России проходила достаточно сложно. В результате значительная часть мордвы была охвачена переселенческими процессами. На ранее обжитой территории мордва оказалась в этническом меньшинстве — преобладающей частью населения стали русские.

Ты трудной дорогой, Мордовия, шла, 
России держалась и голову гордо несла. 
Давали силы вольные Мокша и Сура, 
Ты духом была и осталась сильна и добра. 
С. Кинякин

История мокшан и эрзян в их песнях

Ой, село, село, красивое, село Сурское, 
На нижнем конце его гудит бор. 
Ой, в том бору звери — сурки да белки. 
На верхнем конце села — березовая роща. 
В той роще красивые птицы.

Издалека  слышны мордовские песни, потому что они всегда громко поются, даже печальные. Большинство песен народ сложил давным-давно. Жизнь у мордовского народа была очень тяжелой. Трудолюбивые мокшане и эрзяне жили на берегах больших рек — Суры и Мокши. Вырубали лес, на той земле распахивали поля, сеяли хлеб. Но не всегда им удавалось собрать свой урожай. Набегут враги, сожгут поля, людей в плен возьмут.

На берегу маленькой речушки  стояло маленькое мордовское село. И жил там мальчик, который очень любил слушать бабушкины сказки и мамины песни. Чуть подрос мальчик, услышал много других песен-сказок. И все они ему очень нравились. Год слушает, два слушает, переслушать не может: песен оказалось так много, что мальчик просто растерялся. И вот однажды проезжал через их село странный человек. Он тоже слушал песни. Но не просто слушал, а записывал. Увидел странный человек, что деревенский паренек слушает песни как зачарованный. И поведал он ему один секрет. Оказывается все песни можно записать со словами и мелодией. Только для этого надо знать особые знаки — ноты. А мальчик-то не только нот, — букв даже не знал. Но странный человек сказал, что всему можно научиться. Только надо ехать в большой город — Москву.  
Не испугался мальчик дальней дороги; когда немного подрос, попрощался с мамой и другими односельчанами и пошел. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Времени-то прошло много, и он так много разных музыкальных секретов узнал. И в Москве хорошо было. Однако верно говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше». Вспоминал он все время мамины песни, мордовские. И вот, поклонился он Москве, да и отправился домой в Мордовию. Стал записывать паренек песни, какие слышал. И вдруг заметил, что у него совсем не те песни получаются, какие от других слышит, а свои собственные. Да все разные: колыбельные и шуточные, праздничные и героические. И не удивительно, что паренек сам стал придумывать такую же красивую музыку, какую умеет сочинять народ. Ведь у людей-то он этому и научился. Только оказались песни его странными и называться они стали по-разному: музыкальная пьеса, прелюдия, кантата, сюита, опера. И теперь уже другие люди приходили к нему, чтобы послушать его добрую музыку. Он первым на мордовской земле научился волшебству сочинения музыки и заслужил от людей почетные звания: «Народный артист Мордовии», «Заслуженный деятель искусств России».

Это был Леонтий Петрович Кирюков — первый мордовский композитор. Леонтий Петрович родился в 1895 году в деревне Пичевка Зубово-Полянского района. Его мама была великой мастерицей петь мордовские народные песни, и за это ее любили все односельчане. Послушать замечательную певицу приезжал из Саранска известный ученый Макар Евсевьевич Евсеев. Это и был тот самый странный человек, направивший паренька учиться. Из Москвы в Мордовию он вернулся настоящим композитором. Сочинил оперы, концерт для скрипки с оркестром, фортепьянные пьесы, многопесен, пьесы для баяна. Л. П. Кирюков помог открыть в Саранске музыкальное училище, музыкальный театр. И сам он стал учителем для тех, кто любил музыку.

Ой, шумят сады вишневые, 
Лету ягодному быть. 
Сердцу близкую Мордовию  
Разве можно не любить.

Мой край родной — мордовская земля! 
Тебе слагаю песни я свои. 
Люблю твои раздольные поля. 
Суры и Мокши чистые струи, 
Люблю твоих нарядов простоту, 
Твои обряды, звучный твой язык, 
Твоих сказаний смелую мечту, 
Которой с детства я внимать привык. 
Петр Гайни

Родина  великих людей

Мордовия  богата и своей природой, где поля часто чередуются с тенистыми лесами и дубравами, где множество рек протекает по обширной территории, и своими талантами: писателями, краеведами, учеными, музыкантами и художниками.

Заслуженный писатель Мордовии Сергей Степанович Ларионов (1908—1991) родился в селе Анаево, в той местности, где полевой простор перемежается с бескрайними лесами, уходящими далеко за горизонт. Он рано познал тяжелый крестьянский труд. Писал рассказы и повести. По плечу был и сложнейший жанр романа. С большим интересом общественность республики встретила такие крупноплановые произведения, как «Теплыми руками», «Три ветра» и, конечно же, «Хрустальные колокола» — роман о заводских рабочих, о становлении промышленности в Мордовии.

******

Имя скульптора Эрьзи широко известно и в нашей стране и за рубежом. Мордвин Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа — эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений — в их национальной самобытности и исконной народности. Прошедший большую жизненную школу, хорошо знавший и талантливо, смело претворявший в своем творчестве традиции мирового и русского искусства, скульптор всегда при этом оставался сыном своего народа.

Будущий скульптор родился в 1876 году в деревне Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. С детства его окружала великолепная природа родного края — дремучие леса, живописная речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный стремительный поток, ее крутые скалистые берега, а также необозримые пространства полей и холмов. Одним из самых сильных впечатлений, оставшихся от детства стали произведения народного гения — добротные деревянные дома, украшенные затейливой резьбой, изумительные по изяществу и яркости отделок костюмы односельчанок, удобные и вместе с тем поражающие легкостью и мастерством исполнения всевозможные предметы, которыми каждый день пользовались в крестьянской избе — кувшины, ложки, сундуки, прялки.

Таким образом, в  основу формирования уникального художественного  дара Степана Нефедова легло все  то, что было исконно присуще искусству  древнего мордовского народа. Блестящие  природные данные молодого скульптора получили развитие в Московском училище живописи, а затем — вскульптурных ателье Европы (1907—1914). Мордовский скульптор провел 7 лет в Италии и Франции. В 1909 году в Венеции он впервые участвует в Международной художественной выставке работами«Последняя ночь осужденного» и «Автопортрет», добиваясь не только успеха и признания своего таланта, но укрепляя тем самым авторитет русского искусства за рубежом. Годы, проведенные в Италии и Франции, явились для молодого Эрьзи великолепной школой мастерства, которая дает полное основание считать его не только одним из самых талантливых, но и профессионально подготовленных русских скульпторов начала ХХ века.

В 1927 году Эрьзи оказался в Буэнос-Айресе. Именно в Аргентине совершенно неожиданно для самого себя он обнаружил то, что искал вот уже несколько лет, — необыкновенный материал, с которым впоследствии будет неизменно связано его творчество, дерево местного происхождения — кебрачо. Его необыкновенная твердость, выразительный рисунок древесины, широкий диапазон оттенков, а также живописное своеобразие наростов с самого начала определили особенности манеры исполнения произведений. Творчество Эрьзи хорошо знали за границей, но мало кто вспоминал его на родине. А ведь только о ней постоянно думал стареющий скульптор. Находясь на чужбине, он справедливо тревожился за судьбу своих произведений. С. Эрьзи вернулся в Советский Союз в 1950 году. Он сумел сохранить и доставить на родную землю свои произведения — плод многолетней напряженной работы, порой невыносимо тяжелой, но вместе с тем подарившей ему столько радости. И в своей московской мастерской скульптор продолжал упорно трудиться, боясь отложить резец хоть на мгновенье, ведь именно он был единственной нитью, связывавшей его с искусством — смыслом всей его жизни. Скульптор Степан Эрьзи умер 27 ноября 1959 года. Его похоронили в Саранске; и хотя его прах теперь навечно связан с родной мордовской землей, его искусство, не знающее границ, принадлежит всему человечеству.

******

В Кочелаево расположен дом-музей художника Федота Васильевича Сычкова. Знаменитый мордовский художник родился в крестьянской семье 13 марта 1870 года в селе Кочелаево ныне Ковылкинского района Республики Мордовия. Федот Сычков с раннего детства увлекался живописью. Он сталЗаслуженным деятелем искусств России иМордовии, Народным художником Мордовии, одним из основоположников мордовского профессионального изобразительного искусства. К его лучшим академическим произведениям относят «Портрет матери», «Автопортрет» и «Письмо с войны». Ценители искусства знают и любят Федота Васильевича по картинам «Молодая», «Катание с горы», «На посиделки», «Ледоход», «На базаре». С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений.

Федот Васильевич — ученик И. Е. Репина. А первые навыки рисования он получил в земской школе у П. К. Дюмаева (1877—1880). В 1880—х годах работал подмастерьем у подрядчика по росписи церквей в Сердобске Пензенской губернии. Писал иконы, выполнял портреты на заказ. В 1892 году Сычков уехал в Санкт-Петербург в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1895—1900 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры в мастерских Н. Д. Кузнецова и А. О. Ковалевского. Одновременно брал частные уроки у И. Е. Репина. После Октябрьской революции 1917 года Федот Васильевич жил в Мордовии: в селе Кочелаево, городе Наровчате, в 1956 году поселился в Саранске.

В годы учебы в  школе, а затем в Академии художеств  он неизменно приезжал в родное село, писал этюды, черпая вдохновение в милой его сердцу сельской жизни. После окончания Академии художеств он возвратился в родное село, где прожил до 1956 года. Свыше 700 великолепных работ живописца, находящихся в фондах музея, это лишь часть его огромного творческого наследия. Его полотна переполняют оптимистическим звучанием счастье жизни, любовь к простым людям и родному краю. Главная тема жизнерадостного творчества Ф. В. Сычкова, его портретов и бытовой картины — жизнь русских и мордовских крестьян, их будни и праздники.

Сычков принадлежит к числу значительных, но малоизвестных художников первой половины ХХ века. Работал он преимущественно как жанрист и пейзажист. Расцвет его творчества приходится на 1910-е годы; тогда же сформировалась живописная манера, основные черты которой сохранялись в советские годы. Свои картины Сычков писал свободным широким мазком, пастозными насыщенными красками. Кроме Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи в Саранске, произведения Сычкова находятся во многих музейных собраниях, в том числе вГосударственной Третьяковской галерее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств и других музеях.

Город на болотах

История образования Мордовского края начинается с 1641 года, как острог на Атемарской засечной черте. Саранск — один из старейших городов Среднего Поволжья. У него яркая биография. Первоначально Саранск имел военное значение. Он возник как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства, основан на перекрестке больших гужевых трактов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью. Был тесно связан с крестьянскими войнами под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Здесь жили: поэт-демократ А. И. Полежаев, скульптор с мировым именем С. Эрьзи, известный художник Ф. В. Сычков, классик мордовской профессиональной музыки Л. П. Кирюков. На сегодняшний день он представляет собой культурный центр. Значительный интерес для туристов представляют историко-культурные памятники, которых на территории республики более 1000. Гостям Саранска интересно будет пройти по его оживленным улицам и площадям, отдохнуть в парках, осмотреть музеи, побывать в театрах и посетить памятные места.

Саранск расположен на пологих холмах, прорезаемых  долинами рек Инсар и Саранка. Зеленые массивы пригородных лесов, вплотную подступившие к жилым кварталам, стали частью городского пейзажа. Здесь растут дуб, липа, клен и другие деревья.  
Если внимательно посмотреть на карту Мордовии, то невольно обратишь внимание на то, что она пестрит названиями с одинаковой основой — «сар»: Саранск, Инсар, Санаксара, Сарга, Инсаровка, Большая Сарка, Малая Сарка и т.д. Это слово встречается и на картах соседних с Мордовией областей. В переписях мордовских населенных пунктов, проводившихся в XVII и XVIII веках, встречаются также слова сара, сарлей, саргужа, сарпомра. Слово «сара» в финском, карельском, эстонском и в другихфинно-угорских языках употреблялось и ныне употребляется для обозначения болотистых, засоченных мест. Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами.

От глаз людских укрывшись в  чаще, 
Стоял, задумчив и высок, 
Черноволосый, сильный пращур, 
С улыбкой глядя на Восток… 
Свистели птицы спозаранку 
Над безымянною рекой, 
И он назвал ее Саранкой, 
Как будто бы цветок лесной… 
Из-за ремня топор он вынул, 
И эхо вздрогнуло кругом, 
Когда он, напрягая спину, 
Почал здесь ставить первый дом… 
Б. И. Просвирин «Начало»

Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы, с внутренней — возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны. За более чем трехвековую историю город был свидетелем многих событий. В 1670 году Саранская крепость была осаждена и взята отрядами Степана Разина, после чего Саранск становится одним из опорных пунктов разинцев. В 1774 году в город вошел со своим войском Е. И. Пугачев, встреченный населением с большими почестями. В XVIII веке город постепенно превращается в торгово-промышленный центр. Зерно, пенька, кожа, мясо, мед — вот основные предметы сбыта. В городе развиваются мелкие кустарные кожевенные, маслобойные, салотопенные предприятия, продукция которых пользовалась большим спросом на рынке.

В XIX веке опустошительные пожары (1817, 1825 и 1869 гг.) уничтожили почти весь город. Однако каждый раз он отстраивался заново. В конце XIX века через Саранск прошла линия Московско-Казанской железной дороги. Строительство дороги оживило экономическую и политическую жизнь края. Стал расти и город Саранск, превратившийся в довольно крупный торговый центр Среднего Поволжья. Самая длинная улица в Саранске — улица Полежаева. Ее история началась в XVII веке. Свое нынешнее название улица получила в 1938 году в связи со столетием со дня смерти поэта Александра Ивановича Полежаева. Ныне она пересекает 14 продольных улиц, ее длина составляет почти три километра.

Информация о работе Республика Мордовия