Развитие санаторно-курортного дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – санаторий «Лесная сказка», его общая характеристика, рекомендации.
Предмет исследования – санаторно-курортная система Республики Марий Эл, общая характеристика всех санаториев.
Гипотеза – санатории Марий Эл обладают хорошей лечебной базой, расположены в живописных местах, но для их успешного функционирования необходима развитая анимационная деятельность.

Файлы: 1 файл

курсовая трп.docx

— 67.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2.2 Сравнительный анализ санатория «Лесная сказка»: проблемы и                      

                                           перспективы развития

 

SWOT-анализ – это определение  сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды).  SWOТ-анализ позволит выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. Процедура проведения SWOТ-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволит определить, какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.

Выделим наиболее яркие сильные и слабые стороны санатория и кратко разъясним их; затем, используя метод SWOT-анализа (сопоставляя сильные и слабые стороны и возможности и угрозы) выделим проблемы предприятия и шаги, которые не только помогут решить эти проблемы, но и приведут к дальнейшему его развитию.

 

   

 

 

 

 

 

             

 

                        SWOT- анализ санатория «Лесная Сказка»                                                                                      

                                                                                                                Таблица 2.1

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Обслуживание дополнительных  групп потребителей

2.Предложение новых дополнительных  услуг конкурентов

3.Привлечение иностранных гостей

4.Увеличение доли рынка

5.Повышение качества обслуживания

6.Расширение спектра услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Появление сильного  конкурента на рынке

2. Снижение темпов роста  рынка

3. Спад в экономике

4. Изменения во вкусах  и предпочтениях потребителей

5.Неблагоприятные изменения климата

6.Неблагоприятные демографические изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Наличие необходимых  финансовых ресурсов(санаторий обладает денежными средствами, достаточными для работы и разработки новых туров и обслуживания дополнительного количества клиентов)

2. Широкий ассортимент  услуг

3. Эффективная реклама

4. Наличие квалифицированного  персонала

5. Наличие четкой стратегии(приобретение нового оборудования, вложение свободных денежных средств в новые информационные технологии

 

 

 

 

1. Наличие проблем управления(недостаточная проработанность услуг анимационных программ)

2.Непроработанность в организации досуга

3.Недостаточно сформированный имидж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Сравнительный анализ санаториев-конкурентов  и рекомендации для     совершенствования деятельности санатория «Лесная сказка»

 

Таблица 2.2

Название

Профиль санатория

Анимационная    программа

              Сервис 

1.ГУП ЛОК «Лесная сказка» РМЭ, п.Сурок

 

 

 

хронические заболевания органов дыхания, мочеполовой системы, органов пищеварения, заболевание нервной системы, опорно- двигательного аппарата, аллергические дерматиты

катание на лошадях, танцевальные вечера и дискотеки, приглашение с концертами артистов РМЭ, экскурсии по РМЭ

 

 

 

 

 

кинозал, библиотека, сауна с бассейном, финская баня, просторный лечебный корпус, бар, концертный зал, бильярдная, экскурсионное обслуживание, йога.

 

 

 

2.Санатор-ий«Клено-вая гора» Волжский район

Заболевания органов пищеварения, нервной системы, костно- мышечной системы

рыбалка, танцевальные вечера и дискотеки, автобусные экскурсии в г. Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола, пешеходные прогулки к дубу Пугачёва.

бассейн с «морской» водой, сауна с комнатой отдыха, фитобар, кинозал, бильярдная, настольный теннис, прокат лыж, коньков, велосипедов, музыкальных инструментов, солярий, спортивные площадки, библиотека с читальным залом, кафе-бар, магазины, экскурсионное обслуживание; на въезде в санаторий – круглосуточная охраняемая автостоянка.

3. ГУП РМЭ Санаторий  «Сосновый бор» РМЭ, г.Йошкар- Ола, п. Сосновый бор 425025 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Санаторий профилакторий "Южный" 424000 Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Шап, ул. Санаторная д. 8

Болезни органов дыхания, костно- мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы, органов пищеварения,гинекологические заболевания

 

 

 

 

 

 

 

болезни сердца и сосудов, опорно-двигательный аппарат, нервная система, а также заболевания желудочно-кишечного тракта  и гинекологического профиля

 

 

 

 

танцевальные вечера и дискотеки, экскурсии, посещение концертов, театров, музеев, катание на лодках и катамаранах, торренкур, детская площадка со сказочными персонажами, теннисный корт, прогулки по сосновому лесу.

 

 

К услугам клиентов видеозал, в санатории организуются экскурсии вокруг озера Шап, на бобровые поселения, по лесу вокруг озера, а также предлагаются экскурсии за пределы санатория, в Ледовый дворец, в театры и музеи города Йошкар-Олы, в Ежовский монастырь.

 

 

услуги по проведению семинаров-совещаний, конференций, концертный зал, финская баня, бар-кафетерий, летняя шашлычная, прокат предметов культурно-бытового, спортивного и туристического назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сауна с бассейном, фито-бар, теннисный корт, детская площадка, экскурсионное обслуживание, бильярдная, кинозал, конференц-зал – для деловых людей проводятся презентации, совещания, семинары, конференций, тренажёрный зал, кафе-бар, охраняемая стоянка на территории санатория.

 




 

                

                                                                                                                      Провели анализ деятельность санаториев- конкурентов, их работу в организации и проведении анимационной деятельности. Основными конкурентами санатория «Лесная сказка» на рынке лечебно-оздоровительных услуг Республики Марий Эл являются санатории «Кленовая гора», «Южный» и «Сосновый бор».

 

 

 

 

 

                        Преимущества и недостатки санаториев РМЭ    

                                                                                             Таблица 2.3                                                                                          

Санатории

Преимущества

Недостатки

1.«Сосновый Бор»

 

 

 

1. Наличие специализированных  отделений для долечивания больных  с патологиями сердечно-сосудистой системы и профзаболеваниями.

2. Высокое качество предоставляемых услуг

3. Современная материально-техническая база

1. Высокая стоимость обслуживания.

2. Слабая организация  анимационной деятельности.

3.Узкий спектр дополнительных  услуг отсутствие косметического  кабинета, пункта продажи бытовых  предметов.

 

2. «Кленовая гора»

 

 

 

 

 

 

1. Большой номерной фонд               с разнообразными по уровню  комфортности номерами.

2. Наличие большого числа  дополнительных услуг.

3. Проведение на базе  санатория региональных и всероссийских  семинаров и конференций.

1. Средний уровень обслуживания

2. Слабая организация  анимационной деятельности

3. Отсутствие инновационных  проектов

4. Устаревшая материально-техническая  база

5.Преобладание обслуживающего  персонала старшего возраста.

3. «Южный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наличие специализированных  отделений для долечивания беременных  женщин

2. Невысокая стоимость  обслуживания.

3.Широкий  спектр дополнительных  услуг

4.Современная материально-техническая  база.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Недостаточно сформированный  имидж.

2.Отсутствие команды аниматоров.

3. Выход только на региональный  рынок

4. Отсутствие собственного  сырья 

 

 




 

 

            Санаторий «Лесная сказка» имеет следующие преимущества: наличие специализированного отделения для беременных женщин, наличие детского санатория, более низкие цены на услуги, наличие представительства в г. Йошкар-Оле. Недостатки : узкий спектр дополнительных услуг (прежде всего спортивных), слабая организация анимационной деятельности, отсутствие развлекательных программ, сезонность функционирования детского санатория, который вмещает 72 % номерного фонда лечебно-оздоровительного комплекса.

При сравнении вышеперечисленных санаториев Республики, можно сделать вывод о том, что на рынке туризма в РМЭ данные конкуренты ориентированы на межрегиональный рынок услуг. Санаторий «Лесная сказка» делает акцент на внутренний рынок и занимает достаточно прочную позицию в конкурентной борьбе, но только на региональном рынке. Прежде всего, следует отметить внедрение новинок (сухие углекисловодородные ванны), Кроме того, санаторий «Лесная сказка» обладает достаточной современной материально-технической базой и благоустроенной территорией, а также имеет выгодное месторасположение – находится не далеко. 

Анализ преимуществ и недостатков санаториев позволяет утверждать о преобладании в них стандартного типа обслуживания (размещение-питание-лечение) и слабой анимационной деятельности, что не позволяет сделать вывод о полной удовлетворенности отдыхающих качеством обслуживания в здравницах.

Лечебно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка» имеет специализированное санаторное отделение, что увеличивает среднегодовую загрузку предприятия. Кроме того, конкурентным преимуществом комплекса является наличие детского санатория на 265 мест, однако он приносит прибыль предприятию в основном в период школьных каникул. Кроме того, данное предприятие выигрывает в конкурентной борьбе за счет установления более низких цен на обслуживания, что делает санаторий привлекательным для краткосрочных поездок. Наличие офиса в городе Йошкар-Оле способствует более легкой передаче информации о санатории и его услугах потенциальным клиентам. Однако данное предприятие проигрывает конкурентам по уровню организации дополнительных услуг и слабой досуговой организацией. Все санатории не разрабатывают специальных анимационных программ, а предлагают гостиничную анимацию, так как в основном санатории не разделяют рекреантов по социально-демографическим признакам. На рынке туризма в РМЭ работает широкий круг санаториев, каждый из которых стремится занять на нем определенную нишу, не ограничивая деятельность "своим" регионом.

Таким образом, санаторий «Лесная сказка» занимает стабильное место на рынке предоставления туристических услуг в нише оздоровительного туризма. Его конкуренты в основном ориентированы на межрегиональный рынок, их услуги сравнительно дороже, а также они имеют более отдалённое месторасположение, поэтому они не мешают занимать свою нишу на «своём» региональном рынке.

Проанализировав маркетинговую деятельность санатория «Лесная сказка», можно сделать следующие выводы:

   1. для укрепления  конкурентных позиций в сфере  анимации необходимо проводить  целый ряд мероприятий по её  совершенствованию:

   2. необходимо введение команды аниматоров, путём привлечения артистов со стороны;

   3. для завоевания большей доли рынка предприятию необходима разработка программ анимационного обслуживания для людей разных возрастных категорий. 

   4. в целях увеличения заполняемости предприятия в низкий сезон необходимо увеличить число корпоративных заездов:

   5. следует вести активную рассылку своих рекламных материалов и прайс-листов по предприятиям Республики  Марий Эл и соседним регионам. 

У санатория «Лесная сказка» огромные перспективы развития. В первую очередь нужно развивать анимационную деятельность данного санатория. Для начало нужно разработать программу на один заезд (10 дней).  В дальнейшем можно будет ее совершенствовать, придумать новые соревнования, конкурсы; а так же создать анимационную команду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

                                               Заключение

           

              С точки зрения санаторно-курортной деятельности Республика Марий Эл обладает огромным  потенциалом. Она наделена необходимыми природными ресурсами, на основе которых созданы санаторно-курортные зоны с необходимыми условиями для лечения и отдыха в санаториях-профилакториях, детских оздоровительных лагерях и других лечебных учреждениях (дома отдыха, турбазы). Наибольшей популярностью пользуются такие санатории как «Сосновый бор», «Лесная сказка» и бальнеогрязевой климатический санаторий «Кленовая гора».

Наша Республика обладает курортными факторами – это и лечебные грязи, минеральные воды, лесной климат, ландшафт, обилие озер. На основании этих факторов и началось развитие санаторно-курортной сети в Марий Эл в советский период. Особенно интенсивное строительство санаториев приходится на 1970-1980 гг, а уже в 1986 г функционирует 14 санаториев-профилакториев.

Следует заметить, что первоначально строились санатории-профилактории для профилактики заболеваний и оздоровления рабочих и служащих организаций и предприятий. Предполагались ежедневные оздоровительные процедуры, лечебное питание, отдых после трудного рабочего дня. Кроме того, можно было взять путевку и пройти полный курс лечения. Но ситуация изменилась в постсоветский период. Наблюдался некоторый упадок в этой сфере.

Информация о работе Развитие санаторно-курортного дела в России