Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы:
Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста через организацию ручного труда – оригами, вышивание лентами.
Строя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:
-Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблемы развития мелкой моторики;
-Собрать практический материал по ручному труду;
-Совершенствование знаний, умений, навыков детей.

Содержание работы

1 . Введение
2 . Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики детей
дошкольного возраста.
1.1.Что такое мелкая моторика? И почему она важна для детей.
1.2. Проблемы развития мелкой моторики.
1.3. Возрастные особенности развития мелкой моторики рук детей.
1.4. Направления работы по развитию мелкой моторики.
3. Глава 2. Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук.
2.1. Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста.
2.2. Что ручной труд развивает у детей?
2.3. Анализ работы по развитию мелкой моторики рук .
4. Заключение.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение. 
В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть.  Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро. 
Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно. 
Этап графических упражнений: 
С рисованием домика удовлетворительно справились 50% детей, которым понадобилась незначительная помощь педагога, у остальных детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка. 
При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 60% детей, остальные сделали это с моей помощью, 10% детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать. 
Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто «малевать». Кроме того, очень часто вылезали за контур рисунка. После нескольких повторений успешно справились с заданием40% детей, остальные – с моей помощью.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% – средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Прежде чем приступить к работе для себя определила несколько направлений:

          Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику, массаж рук с использованием разнообразных предметов, дидактические игры. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Для решения этой задачи было принято решение – создать в группе мини-центр "Мелкой моторики".  Для содержательного наполнения центра, необходимо было изучить имеющийся опыт по этому направлению. Оказалось, много игр и пособий можно изготовить своими руками. На сегодняшний день мини-центр оборудован фабричными играми: разными видами конструкторов: магнитный, мягкий, деревяннный, "Мелкое лего"; магнитные игры, шнуровки; игры Воскобовича: "Чудо - крестики", "Чудо - цветик"; игры Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат»; и играми, изготовленными родителями: «орехи» "Золушка", дидактические игры .

Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители – поделились опытом семейного воспитания. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того, подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе. Пополнение мини-центра происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей.

        Второе направление - работа с бумагой. Я часто использую в работе с детьми такой вид как оригами. Мы с ребятами часто делаем поделки методом оригами. Свои «игрушки» дети дарят родителям на праздники.  Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, воспитывать у детей трудолюбие.  Детей очень привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. Конструирование из бумаги представляет для детей дошкольного возраста некоторые трудности,  так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объемные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приемам работы с бумагой.  Воспроизведение действий показанных взрослым, не является для ребенка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы  при сгибании противоположные стороны и углы совпали.

  Третье направление - работа с пластилином.

 Дети очень  любят лепить. Лепка является  одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов  детской деятельности. Такая деятельность  интересна и  разнообразна. Дети  с удовольствием выполняют задания.

Четвертое направление – работа с тканью. Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является вышивание. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе  вышивания. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движение рук и глаз.

 При планировании работы  по ручному труду всегда учитываю  возрастно-психологические, индивидуальные  особенности и физические возможности  детей.

        Для достижения  положительных результатов в  развитии ребёнка невозможно  ограничиться только работой, проводимой  в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы: рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость. Для родителей  я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей  родители могут видеть на выставках. Стенды регулярно обновляются к праздникам. Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что ручной труд трудовое воспитание является эффективным методом развития мелкой моторики рук. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов,  кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проводимая работа дала положительные результаты. Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:

-совершенствованию мелкой моторики  рук

-совершенствованию пространственных  представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере  собственного тела) ;

-совершенствованию активной речи, словарного запаса;

-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового  восприятия;

-совершенствованию навыков учебной  деятельности.

Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики.

3. Продолжить знакомить детей  с различными техниками продуктивной  деятельности;

4. Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области  развития мелкой моторики у  детей;

 

 

 

Список литературы:

  1. Артемов А.В. «Декоративно-прикладное искусство», изд., М., 1990г.
  2. Навицкая О.П. «Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры . Маленькие подсказки для родителей». М., 2006г.
  3. Аксенова М. Н. «Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи».
  4. Кольцова М.М. «Развитие моторики».
  5. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.
  8. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
  9. Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.
  10. Соловьёва Н.Г. «Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика» Айрис Пресс 2004г.
  11. Горунович, Е. «Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду». - Минск, 1989.
  12. Давыдова, Г. Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М., -  2011г.
  13. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду». -  М.: - «Просвещение», 2002 г.
  14. Соколова С. В. « Оригами для дошкольников».  - С. -П., 2001г.

 


Информация о работе Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом