Разработка туристско-экскурсионной программы Легенды и были Соловецкого монастыря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – туристские ресурсы Соловецкого архипелага.
Объект исследования – культурно-историческое и природное наследство Соловков для развития туризма.
Цель работы – разработка нового экскурсионного маршрута по Соловецким островам.
Для достижения поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются особенности развития внутреннего туризма в России в современных экономических условиях;
- исследуется природный и историко - культурный потенциал Соловецких островов в системе внутреннего туризма;
- рассматривается региональная туристская политика ;
- проводится маркетинговое исследование рынка туристских услуг;

Файлы: 1 файл

Разработка туристско-экскурсионной программы Легенды и были Соловецкого монастыря.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Устойчивое развитие туризма обеспечивает устойчивость развития экономики. Признавая это, «Глобальный этический кодекс туризма» (1999 г.) призывает всех участников туристского процесса «охранять природную среду и ресурсы в целях обеспечения здорового, поступательного и устойчивого экономического роста на благо равноправного удовлетворения потребностей и устремлений сегодняшних и завтрашних поколений».

В российском праве нет понятия устойчивого развития туризма, но согласно Указу Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» основой устойчивого развития «является необходимость обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации». Движение к этой цели предполагает:

  • формирование открытого общества;
  • разработку системы стимулирования хозяйственной деятельности;
  • установление пределов ответственности за экологический результат хозяйственной деятельности, отношение к биосфере не как к поставщику туристских ресурсов, но как к фундаменту всей жизни.

Только при этих условиях возможно экологически приемлемое, экономически жизнеспособное, этически и социально сбалансированное устойчивое развитие туризма в стране.

В 2006-2007 годах были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент законодательство  о  туристской деятельности  в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности  определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов  на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы  защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения, когда были внесены изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 12-ФЗ от 5 февраля  2007 г.).

С принятием Закона механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993 – 2006 годов, был заменен на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности - единый федеральный реестр туроператоров.  В связи с  этим основным документом, необходимым предпринимателям для внесения сведений о них в реестр, является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение). 6

С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размере финансового обеспечения не может быть менее 10 млн. рублей, а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом – 500 тыс. рублей.7

В свою очередь турагентская деятельность  в настоящий момент  освобождена от какого-либо избыточного административного регулирования. Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 года постановлением Правительством Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений.

Важное место в деятельности федеральных органов исполнительной власти уделяется вопросам безопасности туризма. В январе 2008 года вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания.

В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии  Ростуризмом утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей. В течение трех лет классификация гостиниц осуществляется на основе государственно-частного партнерства, подтверждая оценку качества обслуживания, став своего рода знаком качества. Как показывает международная практика, наличие «звезд» у гостиницы существенно повышает ее привлекательность для потенциальных клиентов. В настоящее время система активно внедряется в российских регионах, особо нуждающихся в доверии потребителей. 8

Значительное внимание в деятельности федеральных органов исполнительной власти отводится вопросам анализа и обобщения правоприменительной практики, на основе которой формируются предложения по совершенствованию законодательства о туристской деятельности. Так, при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма на постоянной основе функционирует межведомственная рабочая группа по мониторингу законодательства о туристской деятельности. Активную роль в  рабочей группе играют представители  гражданского общества (ассоциации туроператоров, ассоциации (союзы) банков и страховщиков).9

Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации. В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма - законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития  туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма» и т.д. Наряду с законами в  субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма, санаторно-курортного, туристского комплекса на среднесрочную перспективу,  а  в 16  регионах  приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов Российской Федерации.

Сфера туризма представляет собой сложный межотраслевой комплекс. В связи с этим нормативное правовое регулирование отношений в данной сфере включает в себя не только правовые акты законодательства о туристской деятельности, но и акты различных отраслей законодательства Российской Федерации.

Так, большое значение для развития туризма в нашей стране имеет Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он сформировал правовую основу для создания и функционирования в России туристско-рекреационных особых экономических зон, а также развития государственно-частного партнерства. В законе впервые дано определение туристско-рекреационной деятельности как деятельности, включающей в себя элементы туристской, санаторно-курортной и инвестиционной деятельности, что  важно для комплексного правового регулирования сферы туризма. В 2006 году в России определены 7 туристско-рекреационных особых экономических зон.

Реализация Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечит проведение на высшем уровне XXII Олимпийских игр  в г. Сочи и будет способствовать росту  туристского потока в Краснодарский край и в Россию  в целом.10

Значительный социально-экономический эффект получен от реализации  постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов». Данный документ существенно упростил туристские формальности для иностранных туристов, прибывающих в Российскую Федерацию на круизных судах сроком не более чем на 72 часа. Такие туристы могут посещать туристские центры нашей страны без оформления визы, что способствует  получению значительных  выгод для российских  портовых городских и иных поселений  (Санкт-Петербург, Владивосток, Петропавловск-Камчатский и др.).

28 июня 2007 г. принят  приказ Минтранса России  №82 «Об  утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Правила являются своевременным и актуальным документом в сфере регулирования туристских авиационных перевозок и существенно повышают гарантии защиты прав и законных интересов пассажиров, обеспечивают качество оказываемых услуг.11

Нормы законодательства о туристской деятельности тесно переплетаются с правовыми нормами, регулирующими вопросы  правового положения иностранных граждан, миграционного учета, вопросами выезда за пределы территории Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и др. вопросами государственной миграционной политики. В связи с этим  принятие государством решений в данной сфере должно осуществляться с учетом соблюдения баланса интересов развития въездного туризма, а также интересов обеспечения национальной безопасности  Российской Федерации.

Требования динамики развития туристского рынка обусловливают  необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

 
1.2. Определение основных видов и разновидностей российского туризма

 

Одним из признаков классификации видов туризма является цель путешествия, побуждающая человека отправиться в поездку.

Виды туризма. По признаку «цель путешествия» выделяют туризм с целью отдыха, с целью изучения объектов культуры, спортивный, общественный и др.

Туризм с целью отдыха имеет результатом физиологическое или психологическое восстановление организма туриста. Время пребывания в туре не имеет значения. К этому виду относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановлeния сил используются природные свойства почвы, климата и морскои воды.

Туризм с целью изучения культуры можно подразделить на два вида:12

  • познавательный - посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей с целью ознакомления с особенностями посещаемых мест;
  • паломнический - посещение мест, имеющих особое религиозное значение, например посещение храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Паломничество (религиозный туризм) является одним из самых старых видов туризма. Как и туризм вообще, паломничество бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и международным. Мировыми центрами религиозного туризма являются Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

Спортивный туризм осуществляется с целью активного участия в спортивных мероприятиях или пассивного участия, например в качестве болельщиков.

Общественный (клубный) туризм - поездки с целью коллективного посещения родственников, знакомых, друзей, единомышленников. Особенность этого вида туризма в том, что путешественники сознательно интегрируются в группы при наличии интересующей их развлекательной или спортивной программы. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей (Польша, Венгрия, Югославия).

Специалисты отмечают определенные изменения в этом виде туризма. Если раньше основное место занимали поездки с целью посещения родственников или мест рождения, то со временем прямых родственников сменяют следующие поколения, родственные связи утрачиваются и в большей степени мотивом поездок становится знакомство с родиной предков. Это меняет характер спроса, в частности повышается спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников, меняются требования к программе пребывания.

Экономический (деловой) туризм имеет целью реализацию профессионального или коммерческого интереса - посещение бирж, выставок, ярмарок, конференций, съездов и Т.п. с целью выполнения профессиональных или служебных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристского обмена. Деловые поездки крайне важны с экономической точки зрения, так как их интенсивность не зависит от сезонных факторов. Количество их, наоборот, несколько сокращается в разгар туристского сезона. К международному деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.

Разновидностью делового туризма являются поездки в составе специализированных групп по профессиям, спрос на которые в последние годы постоянно растет. По характеру они близки к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы предопределяют целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность туризма. Развитие делового туризма в первую очередь связано с интернационализацией бизнеса.

Политический туризм подразделяется на два подвида - дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями, например поездка, связанная с желанием присутствовать и быть очевидцем съезда политических деятелей или руководителей разных стран.

Информация о работе Разработка туристско-экскурсионной программы Легенды и были Соловецкого монастыря