Проблема мирового океана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

Мировой океан, являясь совокупностью всех морей и океанов Земли, оказывает огромное влияние на жизнедеятельность планеты. Огромная масса вод океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Из него поступает более половины кислорода, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток.

Файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 31.43 Кб (Скачать файл)

Введение

Мировой океан, являясь совокупностью всех морей и океанов Земли, оказывает  огромное влияние на жизнедеятельность  планеты. Огромная масса вод океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Из него поступает  более половины кислорода, и он же регулирует содержание углекислоты  в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток. На дне Мирового океана происходит накопление и преобразование огромной массы минеральных и  органических веществ, поэтому геологические  и геохимические процессы, протекающие  в океанах и морях, оказывают  очень сильное влияние на всю  земную кору. Именно Океан стал колыбелью  жизни на Земле; сейчас в нём обитает  около 4/5 всех живых существ планеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Мировой океан  и его части

Мы привыкли называть свою планету Землей, хотя из космоса она кажется голубой. Этот цвет объясняется тем, что ¾  поверхности планеты покрыто  сплошной пеленой воды – океанами и морями – и лишь немногим более  ¼ остается на долю суши. Поверхность  Мирового океана и суши качественно  различна, но они не изолированы  друг от друга: между ними происходит постоянный обмен веществами и энергией. Огромная роль в этом обмене принадлежит  круговороту воды в природе.

Мировой океан един, хоть и сильно расчленен. Площадь его составляет 361 млн. км². Средняя глубина Мирового океана - около 4 тыс. м - это всего только 0,0007 радиуса земного шара. На долю океана, учитывая, что плотность  его воды близка к 1, а плотность  твердого тела Земли - около 5,5, приходится лишь малая часть массы нашей  планеты. Мировой океан делится  на четыре основные части: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Так как существует постоянный обмен  водными массами между ними, деление  Мирового океана на части во многом является условным и претерпевает исторические изменения.

Океаны  в свою очередь делятся на части. В них выделяют моря, заливы, проливы.

Части океана, впадающие в сушу и отделенные от океана островами или полуостровами, а так же возвышениями подводного рельефа, называются морями.

Поверхность моря называется акваторией. Часть  акватории моря определенной ширины, тянущаяся полосой вдоль какого-либо государства, называется территориальными водами. Они входят в состав данного  государства. Международное право  не допускает расширения территориальных  вод за пределы 12 морских миль (1 морская  миля равна 1852 метра). Двенадцатимильную  зону признали около 100 государств, в  том числе и наше, а 22 страны самовольно установили более широкие территориальные воды. За пределами территориальных вод расположено открытое море, которое находится в общем пользовании всех государств.

Часть моря или океана, глубоко впадающая  в сушу, но свободно сообщающаяся с  ним, называется заливом. По свойствам  воды, течениям, живущим в них  организмам, заливы обычно мало отличаются от морей и океанов.

Части мирового океана соединяются между  собой проливами. Пролив – сравнительно широкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков, островов или полуостровов. По ширине проливы очень различны.

Итак, Мировой  океан как часть гидросферы состоит  из океанов, морей и проливов. Все  они связаны между собой. 

2. Проблемы Мирового  океана

Человек - дитя Природы, вся его жизнь проходит по её законам и правилам, но при  этом нельзя не отметить всё увеличивающееся  негативное воздействие хозяйственной  деятельности на окружающую среду. Изменения происходят во всё возрастающих масштабах в результате вырубки лесов, распашки обширных площадей, гидротехнических мероприятий, влияющих на речной сток и режим грунтовых вод, забора большого количества речных, подземных и озерных вод, и в особенности их загрязнения. Соответственно с этим меняется жидкий, газообразный и твёрдый сток в моря и океаны. Морские воды загрязняются в результате захоронения различных отходов, выброса мусора и нечистот с кораблей, к сожалению, частых аварий. В Тихий океан ежегодно сбрасывается около 9 млн. т. отходов, в воды Атлантики - свыше 30 млн. т. Океаны и моря загрязняются такими вредными для них веществами, как нефть, тяжелые металлы, пестициды, радиоизотопы. В марте 1995 года в Калифорнийском заливе было обнаружены трупы 324 дельфинов и 8 китов. По мнению специалистов, главной причиной трагедии стало воздействие именно этих веществ. Газообразные токсические вещества, как окись углерода, двуокись серы, поступают в морскую воду из атмосферы. По подсчетам Калифорнийского технологического института, в Мировой океан с дождями ежегодно осаждается 50 тыс. т свинца, попадающего в воздух с выхлопными газами автомобилей. В городах близ береговой линии в морской воде нередко обнаруживается патогенная микрофлора. Степень загрязненности постоянно растет. Способности воды к самоочищению порой оказывается недостаточной, чтобы справиться с постоянно увеличивающимся количеством сбрасываемых отходов. Под влиянием течений загрязнения перемешиваются и очень быстро распространяются, оказывая вредное воздействие на зоны, богатые животными и растительностью, нанося серьезный ущерб состоянию морских экосистем. Человечество губит само себя.

2.1.Экономический  аспект использования  океана

Сегодня это острейшая проблема, которая  решается всем человечеством в масштабах  всемирного хозяйства. Издавна Мировой  океан служит транспортной артерией. Морской транспорт обеспечивает торгово-экономические связи, на него приходится более 60% мирового грузооборота. Во второй половине XX в. бурному развитию морского транспорта способствовали формирование очень большого географического разрыва между районами производства и потребления, увеличение зависимости экономически развитых стран от поставок сырья и топлива. Однако начиная с 80-х гг. рост грузооборота морского транспорта прекратился. В настоящее время морское торговое судоходство даст более 100 млрд долл. дохода в год.

Мировой океан — кладезь природных  ресурсов. Издавна человечество использовало его биологические ресурсы. В  настоящее время морской рыболовный промысел дает продукции примерно на 60 млрд долл. в год. Основная часть мировой морской продукции — рыба (около 85%). В течение XX в. объемы вылова рыбы неуклонно росли. Исключение составляли годы Второй мировой войны и 70-е гг., когда дал о себе знать резкий перелов. Однако начиная с 80-х гг. рост объемов вылова восстановился. Сейчас они превышают 125 млн т в год. Следует отметить, что хотя в 80-х гг. темпы добычи морских биоресурсов были восстановлены, «качество» ресурсов заметно снизилось.

Сегодня 90% рыбы и других морских продуктов  добывается в шельфовых районах. Лидером мирового улова является Китай (около 37 млн т, но более половины его улова — пресноводная рыба). Далее идут Перу (около 10 млн т), Чили, Япония, США; Россия находится на 8-м месте (чуть более 4 млн т). Дальнейшего роста добычи рыбы не предвидится, так как это может привести к необратимому подрыву биоресурсов океана.

Помимо  биологических ресурсов Мировой  океан обладает колоссальными минеральными богатствами. Среди них наиболее важны нефть и природный газ, добыча которых в последние десятилетия  росла особо быстрыми темпами  на шельфе Мирового океана; уже сегодня  их добыча даст продукции более чем  на 200 млрд долл. в год.

При современном  техническом уровне добыча нефти  идет на глубинах до 500 м,т.е. уже за пределами континентального шельфа. Соответственно растет и себестоимость «морской» нефти, особенно в арктических широтах. Именно удорожанием «морской» нефти объясняется тот факт, что в последнее десятилетие темпы добычи нефти в океане несколько снизились.

Океан также богат гидрохимическим  сырьем, растворенным в водах океана: солями натрия, магния, кальция, калия, брома, йода и многих других элементов. Весьма ценными являются прибрежные россыпи тяжелых металлов, являющихся стратегическим сырьем. Другая нетронутая кладовая Мирового океана — молодые  рифтовые зоны. В результате контакта с выходящим мантийным веществом вода нагревается до 50-60°С. соленость поднимается до 260%. В образовавшемся горячем рассоле содержатся ценнейшие металлы, на дне формируются сульфидные руды редких металлов, концентрация которых иногда в 10 раз больше, чем в железо-марганцевых конкрециях и уж тем более в «сухопутных» рудах.

Мировой океан — колоссальный источник возобновляемых энергетических ресурсов, однако энергия  океана пока в очень малой степени  поставлена на службу человеку. В то же время использование энергии  морских приливов, течений, волн, градиентов температуры почти не наносит  вреда окружающей среде. Подавляющая  часть энергии океана неуправляема. Неисчерпаемым источником энергии  является термоядерный синтез с применением  дейтерия — тяжелого водорода. Количество дейтерия, содержащегося в I л морской  воды, может дать столько же энергии, сколько 120 л бензина.

2.2. Истребление морских  животных.

За последние 100 лет в Мировом океане добыто более 2,1 миллиона китов. Для регулирования и ограничения китобойного промысла в 1964 году была создана Международная китобойная комиссия, включавшая представителей 20 стран. По принятым правилам международного соглашения запрещена охота на некоторые виды китов. В 1972 году английский исследователь Н.А. Макинтош подсчитал, что в Антарктике запасы финвалов (вид китов) уменьшились в 5 раз, синих в 25, а горбатых в 30 раз. Все это свидетельствует о том, что действительной мерой спасения китов был бы общий запрет китобойного промысла. Ученые посчитали, что для восстановления антарктических стад синих китов до 150 тысяч голов потребуется минимум 50 лет, а для роста стада горбатых китов до 27 тысяч голов минимум 60 лет. Эти сведения только о китах, а теперь представьте себе сколько каждый день гибнет других морских животных: тюленей, морских котиков, рыбы... Часть их истребляется, часть умирает от экологической загрязненности. Многие виды морских животных потеряны для нас навсегда...

2.3. Загрязнение океана неорганическими веществами.

Загрязнение моря нефтепродуктами вызывает беспокойство, но нефть, в силу своего органического  происхождения, со временем может всё-таки быть переработана морскими организмами, а вот такие тяжёлые металлы, как свинец, кадмий и ртуть, сохраняют  токсичность бесконечно долго. Причем морские организмы делают их ещё  более ядовитыми. Долгое время считалось, что токсичность ртути, попавшей в прибрежные воды Японии, не представляется опасной. Однако здесь произошло  превращение ртути в метиловую  ртуть, сильнейший яд, губительно действующий  на нервную систему. Как это нередко  случается, яд концентрировался в рыбе и моллюсках, употребляемых в  пищу, и вызывал вспышки болезни, известной теперь, как болезнь Минимата; причины, породившие её, почти десятилетие оставались невыясненными. В заливе Минимата и в некоторых других бухтах Японии, где ртуть всё ещё остаётся в морской воде, рыболовный промысел никогда теперь не будет безопасен.

Однако  бедствия, причиняемые загрязнением океана, пока ещё мало кого волнуют. Потребовалось много усилий, чтобы  установить причину печально известной  массовой гибели морских птиц в Ирландском море. В конце концов, выяснилось, что виной всему полихлоридфенилы органические соединения, постоянно сбрасываемые промышленными сточными водами в эстуарий реки Клайд. Некоторые из токсических веществ, попадающих в море, переносятся очень далеко от источника загрязнения, да к тому же рыбы и птицы могут разносить сильнейшие инсектициды в самые отдаленные уголки земного шара. А даже совсем незначительное содержание, например, печально известного ДДТ может остановить фотосинтез, играющий важную роль не только в жизни морских водорослей, но и в кислородном балансе Земли.

2.4. Охрана океанов

Наиболее  серьезной проблемой морей и  океанов в нашем столетии является загрязнение нефтью, последствия  которого губительны для всей жизни  на Земле. Поэтому в 1954 году в Лондоне  прошла международная конференция, ставившаяся целью выработать согласованные  действия по охране морской среды  от загрязнения нефтью. На ней была принята конвенция, определяющая обязанности  государств в этой области. Позже  в 1958 году в Женеве были приняты еще  четыре документа: об открытом море, о  территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых  ресурсов моря. Эти конвенции юридически закрепили принципы и нормы морского права. Они обязывали каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять морскую  среду нефтью, радиоотходами и другими вредными веществами. Прошедшая в 1973 году в Лондоне конференция приняла документы по предотвращению загрязнения с судов. Согласно принятой конвенции, каждое судно должно иметь сертификат - свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка находятся в исправном положении и не наносят ущерб морю. Соответствие сертификатам проверяется инспекцией при заходе в порт.

Запрещен  слив нефтесодержащих вод с танкеров, все сбросы с них должны выкачиваться только на береговые приемные пункты. Для очистки и обеззараживания  судовых сточных вод, в том  числе хозяйственно-бытовых, созданы  электрохимические установки. Институт океанологии РАН разработал эмульсионный метод очистки морских танкеров, полностью исключающий попадание нефти в акваторию. Он заключатся в добавлении к промывной воде нескольких поверхностно-активных веществ (препарат МЛ), что позволяет осуществить на самом судне очистку без сброса загрязненной воды или остатков нефти, которую можно впоследствии регенерировать для дальнейшего использования. С каждого танкера удается отмыть до 300 т нефти.

Информация о работе Проблема мирового океана