Природоохранная деятельность на особо охраняемых природных территориях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение особенностей природоохранной деятельности на особо охраняемых природных территориях.
Задачи:
Изучить основные понятия природоохранной деятельности;
Определить значение природоохранной деятельности;
Дать характеристику Полесскому радиационно-экологическому заповеднику;

Файлы: 1 файл

Курсач готовый.docx

— 204.13 Кб (Скачать файл)

       Почти треть Полесского заповедника занимает пойма Припяти. Это бесчисленные старицы и бескрайние луга.  
В июне и июле, проплывая по Припяти, мы заметили, что многие пары чаек, крачек, куликов и уток, у которых погибли первые кладки, для повторного гнездования перебрались в зону. А когда в Беларуси началась осенняя охота, сюда слетелись все утки. Здесь можно вволю плавать досыта кормиться.  
      В Полесском заповеднике образовался природный резерват для сохранения болотной черепахи. Этот вид занесён в Красную книгу Беларуси как исчезающий. Всюду болотная черепаха страдает от осушительной мелиорации, а здесь многие места, наоборот, заболачиваются. Черепахи не терпят загрязнения воды, беспокойства со стороны человека, но в "чернобыльском раю" их никто не тревожит. 

       А вот белые аисты радиоактивную зону покидают. Их гнёзда разрушаются вместе с постройками человека. На сто аистиных гнёзд только одно жилое.  
Место белых аистов занимают чёрные. Чёрный аист – одна из самых редких и осторожных птиц Европы. Он не выносит соседства с цивилизацией и повсеместно исчезает. А в зоне чёрные аисты встречаются всё чаще и чаще. Особенно странно видеть их в заброшенных посёлках и деревнях, словно всем знакомые белые аисты внезапно почернели. 

       Покинутые людьми поля, луга, осушенные болота стали бурно зарастать травами, кустарниками, деревьями. Резко увеличилась численность лосей, кабанов. 
       За последние 15 лет лосей стало больше в 10 раз. Довелось нам видеть и так называемых лосей-убийц, у которых рога растут не лопатой, а отдельными шиловидными отростками. Осенью во время гона самцы меряются силами. Широкими рогами они вряд ли нанесут друг другу тяжёлую травму, но лось с шиловидными отростками может убить соперника одним ударом.  
Вслед за копытными возросла численность хищников Волки здесь всё меньше боятся человека. Зоологи насчитывают в Полесском заповеднике до 20 волчьих стай общим числом 120–200 зверей. При таком количестве волки ежегодно уничтожают более 1500 особей копытных животных. [5]

        Менее всего последствия катастрофы заметны в лесах. Сосняки на песчаных дюнах, заболоченные, почти исчезнувшие в Европе черноольшаники, светлые березняки, величественные дубравы... Внешне они такие же, как и сотни лет назад. Но кто знает, сколько ещё горя принесла бы Чернобыльская трагедия, если бы основную часть выбросов взорвавшегося реактора не задержали здешние леса. В этих местах зубров до катастрофы не было. В 1995 году их завезли сюда люди, чтобы создать ещё одно вольное стадо. Это удалось.  
       Лошади Пржевальского – новый вид в фауне Беларуси. В 1998—1999 годах учёные завезли в зону отселения Украины 31 лошадь Пржевальского из заповедника "Аскания-Нова", чтобы создать вольно живущий табун этого редчайшего вида. А три с половиной года назад дикие лошади самовольно пересекли украинско-белорусскую границу и ступили на землю Полесского заповедника. У них появилось потомство, и, похоже, они остались здесь навсегда. [6]

 


 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРИТОРЯХ

3.1 Характеристика природоохранной деятельности в  Полесском радиационно-экологическом заповеднике

       Главной  целью создания Полесского ГРЭЗ  является защита населения от  негативного воздействия ионизирующего  излучения радиоактивно загрязненной  территории. [7]

       К задачам, которые решаются работниками  заповедника, относятся:

  • осуществление комплекса мероприятий по предотвращению переноса радионуклидов на прилегающие территории;
  • радиационно-экологический мониторинг воздуха, воды, почвы, флоры и фауны;
  • проведение радиобиологических исследований и опытно-экспериментальных работ для разработки технологий реабилитации земель, загрязненных радионуклидами;
  • охрана заповедной территории от несанкционированного проникновения, защита от пожаров;
  • облесение земель для предотвращения ветровой и водной эррозии. [6] 

       ПГРЭЗ  – это крупное учреждение, с  числом работающих около 700 человек. В заповеднике функционирует  несколько структурных подразделений. Отдел лесного хозяйства и  охраны является одним из них. Отдел на базе 16 лесничеств выполняет  лесотехнические, лесоустроительные  и лесовосстановительные работы. На него возложены функции  по охране территории, контролю за несанкционированным проникновением, борьба с браконьерством, регулирование численности вредных животных.

       В составе  заповедника есть 3 пожарно-химических службы, поддерживающие пожаро безопасный режим в зоне отчуждения. В пожароопасный период наблюдения за возможными очагами возгорания ведутся с 39 наблюдательных вышек, распределенных по всей территории Полесского ГРЭЗ. [7]

       Одной  из структурных составляющих  заповедника является научная  часть, которая начала формироваться  в конце 1990 года и базируется  в бывшем населенном пункте  Бабчин. Она включает в себя три научных отдела и лабораторию радиационных измерений. Научные подразделения осуществляют исследования динамики радиационно-экологической обстановки в природно-территориалных комплексах 30-километровой зоны Чернобыльской АЭС, проводят изучение процессов перераспределения радионуклидов между различными компонентами природной среды ближней зоны. Изучается накопление радиоактивных веществ главнейшими представителями флоры и фауны, дается оценка состояния природных ресурсов территории, загрязненной радионуклидами, ведется мониторинг радиационно-экологической ситуации в зоне отчуждения. [6] 

       В 2005 г. в б.н.п. Бабчин были реконструированы два здания, построенные в доаварийный период. Научные отделы и лаборатория радиационных измерений в сентябре 2005 г. переместились в научно-административный корпус, оснащенный современным оборудованием и приборами. Часть приборов по радиоаналитическому направлению поставлены в рамках технического проекта МАГАТЭ. Ввод санитарно-бытового корпуса в действие принципиально улучшил бытовые условия научных сотрудников, которые в ПГРЭЗ работают вахтовым методом. Таким образом, в заповеднике организован научный городок вместе с ранее реконструированными столовой и котельной.

       Широкомасштабные  флористические исследования на  территории Полесского ГРЭЗ не  проводились, однако даже фрагментарное  обследование территории свидетельствует  о ее высокой видовой насыщенности. На сегодняшний день установлено  произрастание 884 видов сосудистых  растений, что составляет около 50 % современной флоры Беларуси. Для  сравнения отметим, что в Национальном  парке «Беловежская пуща» зарегистрировано 889 видов, Национальном парке «Припятский» - 834, заказнике Налибокская пуща – 820 видов, Березинском биосферном заповеднике – 780 видов.

       На территории  Полесского ГРЭЗ продолжается  деградация бывших сельскохозяйственных  угодий, мелиоративных систем, дорог, строений, развивается повторное  заболачивание территории, закустаривание лугов, что ведет к изменению структуры фито- и зооценозов на этой территории. [7] 

3.2 Пути совершенствования природоохранной деятельности в Полесском радиационно-экологическом заповеднике

        Для  наиболее успешного совершенствования  природоохранной деятельности на  территории Полесского заповедника  целесообразно усовершенствовать  основные механизмы управления  природопользованием. Выделяют три, наиболее развитых механизма:

    • Государственное воздействие (то есть, прямое регулирование)
    • Рыночные механизмы (экономическое стимулирование)
    • Смешанные механизмы.

       Кроме того, некоторыми авторами выделяются еще социально-психологические методы управления природопользованием. [8]

       Теория и практика последних лет подтверждает, что использовать только рыночные или только государственные механизмы нельзя, так как и те и другие механизмы имеют свои сильные и слабые стороны. Кроме того, есть ряд принципиальных причин, определяющих «провалы рынка» и неэффективность государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования. Необходимо грамотное слияние этих двух различных сфер экономического регулирования.

       В связи с этим наиболее приемлемы и эффективны смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

       Государственное регулирование деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды включает широкий спектр инструментов: ведение ограничений на природопользование (лимиты выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, лимиты изъятия природных ресурсов из экосистем), лицензирование, экологическое нормирование и экологический контроль, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, плату за природопользование, возмещение вреда окружающей среде, стандартизацию, экологическую сертификацию продукции и т.д. [8]

       Система управления природопользованием базируется на сочетании практических мер экологической регламентации хозяйственной деятельности и экономических механизмов экологизации производства. Как правило, выделяют две группы методов:

       1) Методы директивного регулирования – воздействие на организаторов, инвесторов и участников производства с помощью юридических, нормативных и административных ограничений, регламентов и запретов, имеющих обязательный характер. Нарушение указанных ограничений и норм в соответствии с законом сопровождается административной и уголовной ответственностью и штрафами.

       2) Методы экономического регулирования – совокупность экономических и торговых правил, определяющих экологическую ориентацию экономического поведения; рынок регламентированного природопользования и средств экологизации. [9]

       Другими словами, к директивным методам относят административно-контрольные инструменты, которые предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности как юридических (предприятий, организаций), так и физических лиц, посредством установления и введения в действие с помощью законов и других средств регулирования тех целей, стандартов, регламентов и т.п., которые должны соблюдаться и достигаться данными лицами.

       Контрольно-административные способы регулирования природоохранной деятельности включают четыре основных элемента: экологическое законодательство; лицензирование хозяйственной деятельности; экологические стандарты и нормативы; инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоресурсной и природоохранной деятельности.

       Также к данному блоку можно отнести и такие организационные инструменты как экологический мониторинг, экологическая сертификация, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза и экологический контроль.

       Реализация государственной стратегии устойчивого развития в качестве одной из важнейшей своей составляющей предполагает отработку механизма его финансового обеспечения с учетом особенностей социально-экономического развития страны.

       Основной задачей в данной области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного и сбалансированного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

       К экономическому механизму природопользования относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий; планирование и финансирование экологических программ, природоохранной деятельности и рационального природопользования; обязательность договорной основы и лицензирования природопользования; лимитирование использования природных ресурсов; платность природопользования; экономическое стимулирование экологически безопасного производства; внедрение эффективного кредитно-финансового механизма природопользования; экономическое принуждение и воздействие на нарушителей природоохранного законодательства; ужесточение экологического нормирования качества ОС, системы сертификации и стандартизации продукции, технологий; экологическое страхование; создание и развитие экологических банков и экологических фондов; формирование рынка экологических работ и услуг. [9]

       Экономический механизм управления природопользованием – это целостная система управления народным хозяйством, которая основывается на следующих принципах:

    • принцип определения перспективного и стратегического направления природоохранной деятельности;
    • принцип разработки единой системы стандартов и нормативов на международном уровне;
    • принцип сочетания местного и централизованного управления, для рационального использования природных ресурсов и экологической обстановки в регионах;
    • принцип единства в принятии решений по вопросам улучшения качества природной среды и повышения уровня жизни и устойчивого развития экономики.

       Экономическое регулирование включает:

– платность природопользования:

а) оплата использования природных ресурсов, включая повышение цен на первичные природные ресурсы, вовлекаемые в экономическую сферу;

Информация о работе Природоохранная деятельность на особо охраняемых природных территориях