Природно-ресурсный потенциал Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы состоит в том, чтобы рассмотреть природно-ресурсный потенциал Октябрьского района, и дать анализ, как и каким образом, эти ресурсы используются в хозяйственной деятельности.
В задачи моей работы входят:
изучить природные условия и естественные ресурсы района;
оценить природные ресурсы и изучить их использование в хозяйственном комплексе района;
выявить проблемы отраслевого природопользования;
рассмотреть традиционное природопользование и изучить его проблемы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ЕСТВЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
1.1 Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы
1.2 Климатические условия и агроклиматические ресурсы
1.3 Почвенно-растительный покров
1.4 Биологические ресурсы
1.5 Рекреационные ресурсы
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
2.1 Водные ресурсы
2.2 Земельные ресурсы
2.3 Рекреационные и лесные ресурсы
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
3.1 Промышленность
3.2 Транспортный комплекс
ГЛАВА 4 ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

kursovaya2.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

-     Кондинский Троицкий монастырь (п.г.т. Октябрьское), открытый в 1765 году. Разрушен. Сохранилась часть Свято-Троицкой церкви

-    Преображенская церковь в деревянном исполнении (м.М-Атлым). Построена по Указу Тобольского митрополита Филофея Лещинского в начале ХYIII века. Имеется проект восстановления.

-     Спасская церковь в каменном исполнении (с. Шеркалы). Построена в начале ХYIII века при содействии Филофея Лещинского. (1911 -1913 гг.)

-     Хантыйское культовое место - напротив бывшей д. Вежакоры, правый берег р. Обь;

-   Капище - вблизи п. Лорба;

-   Культовый дом - р. Лыхма;

-   Хантыйский культовый дом - ниже с. Чемаши, р. Обь (луговая сторона)

- Археологический комплекс Шеркалы. Находится в Октябрьском районе на правом берегу Оби. Археологический памятник представляет собой остатки разновременных поселений от эпохи поздней бронзы до нового времени. Вскрыты остатки небольших углубленных жилищ, обнаружена керамика, бытовые изделия из рога и кости, железные иглы и многое другое.

Еще в Октябрьском районе на левобережье Оби, включая озеро Унтор, расположен заказник окружного значения. Площадь которого 81,5 тыс. га. Заказник создан с целью сохранения и воспроизводства животных, птиц и среды их обитания.

Возможности развития туризма в Октябрьском районе имеет позитивные перспективы, так как эта отрасль экономики может приносить значительную прибыль, если первоначальные финансовые вложения будут достаточными. (http://www.oktregion.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

3.1 Промышленность

 

Промышленность района представлена традиционными отраслями – лесозаготовка, лесопереработка, рыбодобыча и рыбообработка, и отраслями, история развития которых на территории Октябрьского района сравнительно небольшая – разведка недр и добыча нефти.

В настоящее время на территории района осуществляет свою деятельность единый Приобский филиал ООО РЛК "Кода Лес", в структуру которого входят три территориально-производственных управления, расположенных в поселках Унъюган, Приобье, Талинка. Потребности внутреннего рынка в пиломатериалах обеспечивает ООО "Шеркалы-Лес".

За 2006 год предприятия заготовили 132,6 тыс. м3 древесины, что составляет 78% к 2005 году.

На территории района деятельность по рыбодобыче и рыбообработке осуществляли 7 предприятий – ООО "Октябрьский рыбозавод", ООО "Приобское рыбное хозяйство", колхоз им. Кирова, национальные общины – "Лангки", "Совтор", "Межъюр".

Основным рыбодобывающим предприятием района, ведущим полный цикл от рыбодобычи до реализации готовой продукции, является ООО "Октябрьский рыбозавод", созданное на базе старейшего предприятия района – муниципального предприятия "Октябрьский рыбозавод".

Ежегодный вылов рыбы составляет более 1000 т. Выпуск пищевой продукции 900 т. Ассортимент выпускаемой рыбопродукции представлен 39 наименованиями.

Для увеличения производства рыбной продукции, ее ассортимента ведется строительство перерабатывающего мини-завода в д. Нижние Нарыкары (ООО "НО Межьюр"), произведен запуск холодильного оборудования на предприятиях ООО "СП Обской", ООО "Октябрьский рыбозавод". Установлено новое оборудование, позволяющее быстро замораживать рыбу-сырец. Также планируется установка оборудования по производству вяленой рыбы в головном предприятии ООО "Октябрьский рыбозавод", запуск коптильного цеха в п.г.т. Приобье.

На территории Октябрьского района добычу нефти ведут 10 предприятий, в том числе: ОАО "ТНК – Нягань", ОАО "Сургутнефтегаз", ЗАО "Арчнефтегеология", ОАО "РИТЭК", ООО "Сибнефть – Югра", ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология". Со всеми нефтяными компаниями заключены Соглашения об участии в социально-экономическом развитии территории муниципального образования Октябрьский район.

На территории района находится около 1500 добывающих нефтяных скважин.

В феврале 2006 года нефтяные компании ЗАО "Арчнефтегеология" и ООО "Нягань-Ойл" перерегистрированы в г.Нягань.

Район является важным звеном в транспортировке газа в центральную часть России и за её пределы. По его территории проходят 17 ниток газопроводов, в том числе: "Уренгой-Помары-Ужгород", "Уренгой-Центр", "Ямбург-Западная граница" и другие. В посёлках Андра, Унъюган, Перегребное находятся компрессорные, которые перекачивают более 0,5 млрд. м3 газа в сутки. (http://www.oktregion.ru)

3.2 Транспортный комплекс

 

Обеспечение автотранспортных перевозок пассажиров на территории района осуществляет Октябрьский участок ООО "Северавтотранс".

Основной транспортной магистралью в период навигации является река Обь. В период навигации пассажирские перевозки на территории района осуществляются речным транспортом. Обеспечивает выполнение перевозок ОАО "Северречфлот". Выполняются рейсы теплоходами «Линда», «Заря», «Метеор», «Иртыш».

В сентябре Октябрьским участком ООО "Северавтотранс" были получены 2 комфортабельных автобуса марки ЛАЗ-141 "Аврора" для перевозки пассажиров на маршрутах Октябрьского района.

В 2006 году был открыт новый маршрут Приобье – Курган (через Ханты-Мансийск, Тобольск, Тюмень).

В период навигации пассажирские перевозки на территории Октябрьского района осуществляет ОАО "Северречфлот". На территории Октябрьского района функционирует три внутрирайонных маршрута (Октябрьское - Приобье - Октябрьское, Нижние Нарыкары - Приобье – Нижние Нарыкары, Приобье - Октябрьское - Большой Камень - Октябрьское - Приобье), также выполняются два транзитных маршрута с заходом в населенные пункты Октябрьского района (Ханты-Мансийск - Березово - Ханты-Мансийск, Приобье - Белоярский - Приобье). На территории Октябрьского района установлены две пристани с залом ожидания, буфетом: в п.г.т. Октябрьское и п.г.т. Приобье, так как данные населенные пункты являются связующими звеньями между другими транспортными схемами и являются самыми загруженными пассажирами. В п.г.т. Приобье установлено пассажирское судно, где пассажиры имеют возможность остановиться на ночлег. Диспетчерское регулирование движения флота на территории Октябрьского района осуществляется с пристани п.г.т. Приобье.

Для перевозки автотранспорта на территории Октябрьского района функционирует паромная переправа. Паромные перевозки осуществляются по маршрутам Октябрьское – Приобье - Октябрьское, Приобье –Белоярский - Приобье, Приобье – Салехард - Приобье.

Железнодорожная перевозка пассажиров осуществляется филиалом ОАО «РЖД» Свердловское отделение железной дороги. Протяженность железнодорожных путей расположенных на территории района – 95 км. На территории Октябрьского района расположены три узловых станции – Унъюган, Сергино, Приобье.

Пассажирские поезда осуществляют перевозки по следующим направлениям:

1.Пермь-Приобье-Пермь;

2.Свердловск-Приобье-Свердловск;

3.Серов-Приобье-Серов. 

В 2006 году начато строительство многофункционального железнодорожного вокзала в п.г.т. Приобье.

На территории Октябрьского района протяженность автодорог зимнего пользования составляет 481,3 км.

Завершены работы по строительству подъезда с твердым покрытием к п. Каменное от автодороги Ханты-Мансийск – Нягань.

Строительство автодороги Большие Леуши – Октябрьское в стадии реализации, на сегодняшний день Новосибирским проектным институтом "ИркутскгипродорНИИ" ведется работа по проектированию данной автодороги круглогодичного действия с твердым покрытием.

Обеспечение авиаперевозок как пассажирских, так и  транспортных в ХМАО-Югре осуществляет ОАО Авиакомпания "UTair", воздушными судами МИ-8.  Главной задачей авиакомпании является обеспечение надежного и точного выполнения рейсов в интересах эффективности и высокого качества обслуживания пассажиров авиакомпании «UTair». Также осуществляются авиарейсы ОАО "Аэропорт-Нягань" по маршрутам:

Тюмень-Нягань-Тюмень

Белоярский-Нягань-Белоярский

Москва-Нягань-Москва

В период зимней распутицы все зимники Октябрьского района закрываются. Это является главной проблемой транспортного комплекса.

В период зимней распутицы происходят авиаперевозки вертолетами. Которые осуществляет Березовский филиал АК " UTair " по маршрутам:

  1. Сергино – Октябрьское - Сергино;
  2. Сергино – Перегрёбное - Сергино;
  3. Сергино - Нижние Нарыкары - Сергино.
  4. Ханты-Мансийск – Сергино - Ханты-Мансийск.

Базировка воздушного судна происходит в п.г.т. Приобье, введен в эксплуатацию вертодром в п.г.т. Октябрьское. Ввод данного объекта позволит решить вопрос с временным местом пребывания пассажиров, продажи авиабилетов. (http://www.oktregion.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4 ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

 

Территория современного Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области является исконно хантыйской, поскольку входила в ареал формирования этого этноса. По данным ревизских переписей, в XIX в. численность хантыйского населения рассматриваемого региона составляла около 3000 чел.

Для традиционного хантыйского общества было характерно комплексное хозяйство, сочетавшее рыболовство, охоту и животноводство (оленеводство; разведение лошадей, коров, овец). Традиционная экономика аборигенов-хантов включала все названные выше отрасли, у них можно выделить по крайней мере три локальных типа природопользования, связанные с разными видами промыслово-скотоводческого хозяйства и специфическими моделями расселения.

1) Кодский  тип. Основой хозяйства здесь было рыболовство, однако важную роль в системе жизнеобеспечения играли также охота и животноводство (разведение лошадей, коров, овец), вспомогательное значение имел сбор дикоросов (кедровых орехов, ягод). Такая модель природопользования предопределила наличие двух сезонных поселений - летников и зимников, расстояние между которыми было невелико - до 10 км. Зимние селения размещались в стороне от Оби, ближе к тайге. Преобладали крупные селения, насчитывающие несколько десятков хозяйств (100-200 чел.). Летние поселки находились непосредственно на берегу Оби, в них переезжали по последнему зимнему пути на лошадях в апреле и оставались до конца августа.

2) Ендырско - Малососьвинский  тип был характерен для левобережных притоков Нижней Оби - Ендыря и Малой Сосьвы, а также для жителей верхнего течения рек Малый и Большой Атлым, Шеркалка, Назым, Моим. Хозяйство этого типа было ориентировано на добычу пушных животных (соболей, лисиц, белок), а также лосей и диких оленей; вспомогательное значение имели рыболовство и сбор дикоросов; из домашних животных содержали только собак, которые использовались в транспортных целях. Поселения хантов были мелкими (2-5 хозяйств) и рассредоточены по тайге.

3) Казымский  тип. Во второй половине прошлого столетия по верховьям обских притоков началось расселение казымских хантов, принесших в этот регион оленеводство.

По состоянию на 1 января 1999 г., численность коренных малочисленных народов Севера в Октябрьском районе - 1872 чел. (хантов - 1376, манси - 472, ненцев - 24), или 6,0% от общей численности населения района (31 300 чел.). Около 40% от общего числа коренных малочисленных народов Севера в настоящее время проживает в национальных поселках - Большой Атлым, Шеркалы и Нижние Нарыкары. В остальных населенных пунктах представители коренных народов Севера находятся в пестром этническом окружении при численном преобладании русских, составляя от 0,5 до 13,7 % от общей численности жителей поселков.

Традиционная экономика Октябрьского районов представлена некоторыми направлениями традиционного хозяйства (рыболовство, оленеводство, охота, сбор дикоросов). Однако за годы существования в формах колхозов и совхозов эти отрасли претерпели значительную трансформацию. Узкая специализация укрупненных колхозов нарушила комплексность традиционной экономики коренного населения, изменились принципы организации промыслов.

В условиях современных социально-экономических преобразований традиционные отрасли хозяйства испытывают значительные трудности. Приватизация привела к распаду бывших государственных структур и резкому сокращению общего числа рабочих мест. Коренное население занято сейчас в лучшем случае посезонно, подавляющее же большинство вообще не имеет оплачиваемой работы и поддерживает благосостояние своих семей за счет приусадебного хозяйства и индивидуального рыболовства, охоты, сбора дикоросов.

Рыболовство. Основной объект рыбного промысла - частиковые рыбы, ловля осетровых производится на Оби в гораздо меньших масштабах. Добыча рыбы осуществляется преимущественно через акционированные предприятия (Октябрьский рыбокомбинат), в пос. Большой Атлым пока сохраняется доживающий последние дни рыболовецкий колхоз “им. Кирова”. Рыболовецкие бригады функционируют при Акционерных обществах и сохранившихся колхозах. В пос. Большой Атлым Октябрьского района бригада колхозников работает на основе договора с Октябрьским рыбокомбинатом. Повсеместно и круглогодично ведется лов рыбы для личного потребления, продажи или натурального обмена на продукцию широкого потребления.

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал Октябрьского района