Понятие «нормального» и «идеального» в общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Мир в начале III тысячелетия полон противоречий и парадоксов, которые самым активным образом порождают перестановку процессов в обществе: как внутри личности, так и в социуме. Для того чтобы избежать новых социальных кризисов, необходимо по-новому оценить, переосмыслить и оптимально трансформировать существующую систему самоорганизации социума, в частности, посредством выработки и реализации критериев нормального (оптимального) социального развития.

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 28.73 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования


«Кемеровский Государственный  Университет»

Экономический факультет.

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине социология.

на тему: Понятие «нормального» и «идеального» в общественной жизни.

 

                                        

 

                                         Выполнила:студентка группы Э-107 Белоногова К.С.

                            Научный руководитель: Мухачева А.В. ассистент

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово ,2012

 

Введение

Актуальность темы исследования. Мир  в начале III тысячелетия полон  противоречий и парадоксов, которые  самым активным образом порождают  перестановку процессов в обществе: как внутри личности, так и в социуме. Для того чтобы избежать новых социальных кризисов, необходимо по-новому оценить, переосмыслить и оптимально трансформировать существующую систему самоорганизации социума, в частности, посредством выработки и реализации критериев нормального (оптимального) социального развития.

В наши дни социум сможет преодолеть центробежные и дробящие силы только в том случае, если противопоставит  им обоснованные теоретико-методологические критерии нормальной, оптимальной организации  социального пространства, которые  могут стать концептуально-методологическим ориентиром в борьбе с криминальными  проявлениями в обществе. Возникает  острая необходимость философско-научного изучения общества как сложной системы  с целью минимизации разрушительных процессов и тенденций в социальной жизни.

Степень разработанности проблемы. В истории правоведения наблюдается  многообразие подходов к изучению общественной жизни как антиправовой и ее антипода - правовой сферы.

Объект исследования - функциональная структура современного общества.

Предмет исследования - социально-философский  анализ соотношения и взаимодействия нормального и идеального в общественной жизни.

Цель работы - исследовать сложную  организацию современного социума  с позиций нормального и идеального существования его сфер, и выработку  стратегии оптимизации общественной жизни.

 

Выдающийся древнегреческий  философ Платон (427-327 гг. до н.э.) выступил с консервативной утопией “идеального” государства.   Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. Первое сословие образовано из людей, в которых преобладает вожделеющее начало. Второе сословие образовано из людей, в которых преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению, как к внутренней, так и к внешней опасности. Совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать.

Аристотель подразумевает  под гражданами только воинов, чиновников и, возможно, деятелей искусства, стоящих  выше обычных ремесленников. Тем  более в любом обществе понятие  воин и чиновник сами по себе означают, что данный человек состоит на службе у государства и имеет  хоть минимальную, но власть над теми, кто к государству относится  лишь как рядовой гражданин.1

Августин развивает теологическое  понимание истории, определяет жизнь  общества как противостояние двух противоположных  царств - грешного (языческого) и божественного.

Августин выдвигал мысль  о единстве человеческой и божественной истории. Дуализм бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие.2

Гуманизм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей Гуманизм провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми.

Так же в эпоху Возрождения особое внимание уделялось  теоцентризму т.е. интерес  к человеку и его отношения  с миром. Человеческие потребности, нужды, интересы, стремление человека к чувственным радостям считаются естественными.

Томас Моор и Доменико Кампанелла проповедуют идеи социального равенства, братства, взаимопомощи, возможных  в условиях общественной собственности, жители в равной степени обеспечены жизненными благами.

Город Солнца - идеальное общество, описанное Томмазо Кампанеллой. И здесь он детально описывает  организацию труда, распределение  продуктов и управление общественными  делами. В городе Солнца все, что  производится, поступает в общественные склады, и каждый получает оттуда средства для жизни бесплатно.3

Спенсер приходит к выводу, что в обществе воля каждого индивида, в том числе и социолога, ограничивается волею других лиц. Поэтому основной вопрос общественной жизни заключается  в том, насколько каждый должен быть подчинен всем, насколько ученый свободен от социальных “пут” общественной жизни в своем поиске истины.

Маркс рассматривает общество как  социальную систему, где системообразующий  фактор – производственные отношения, экономика.

Общество как таковое, по Марксу, - продукт взаимодействия людей.

Маркс подчеркивает, что  в условиях антагонистического общества движущей силой общественного развития выступает классовая борьба. Причем она возникает из-за того, что люди разделены на различные классы в соответствии с их отношениям к средствам производства. Отсюда следует, что экономиче6ское и социально-политическое положение классов таково, что они вынуждены сталкиваться и бороться друг с другом.4

Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным - заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. Нормы и ценности становятся двумя сторонами социального  явления, эмпирической жизни общества вообще.

Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым  набором пpaвил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.

Нормальным, по Дюркгейму, являются все отправления социального  организма, которые вытекают из условий  его существования. Он писал: “Мы  будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или  патологическими”. Отсюда следует, что  “нормальный тип совпадает с  типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление”.5

Вывод

В современных обществах  не существует четко закрепленных границ между людьми (как это было в  Древней Индии). По этой причине считается, что мораль и нормы поведения  должны быть одинаковы для всех людей.

Отклонения от этого правила, конечно, всеми замечаются и признаются, но считаются чем-то нежелательным, чего можно было бы избежать, будь люди лучше. На самом деле нормы и правила  поведения людей, действующих в  разных сферах деятельности, должны различаться, или люди не смогут вести себя адекватно. Более того, эти нормы еще и не вполне совместимы друг с другом.

Итак, нормальное поведение - это поведение, соответствующее  ожидаемому. В таком случае, норма - это совокупность общественных ожиданий по поводу поведения людей в той или иной сфере деятельности.

Нормы распространяются на все стороны поведения (например, существуют нормы сотрудничества, но есть и нормы ведения конфликта).

В общем случае, нормальным поведением в какой-либо сфере деятельности можно считать любое поведение, которое не разрушает общественных отношений, образующих данную сферу деятельности.

Следует отметить, что нормы  поведения не обязательно согласуются  между собой. Часто бывает так, что  поведение, не нарушающее общественных отношений в одной сфере (и  в этом смысле нормальное), нарушает их в другой сфере. Противоречия между  нормами поведения можно назвать общественными противоречиями. Судя по всему, они (в той или иной мере) имели место во всех известных нам обществах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. В 2-х тт. — М., 1888. (переиздано издательством «Наука» в серии «Слово о сущем» в 2011 году).

2.Каради Виктор, Стратегии повышения статуса социологии школой Эмиля Дюркгейма // Журнала социологии и социальной антропологии. - 2004. - №5.

 

3. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учебное пособие / В.И. Курбатов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 416 с.

 

4.Максимилиан Рюбель Маркс против марксизма. — Москва: НПЦ «Праксис»,2006. 

5.Осиновский И. Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор: из истории ренессансного христианского гуманизма: (учебное пособие по средним векам для студентов МГПУ). — М., 2006. — 217 с.

6.Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. - М.: Эксмо, 2003. - 861с. 

 

7.Социология. Основы общей  теории: Учебник для вузов / отв.  ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - Норма, 2005. 912 с.

8.Суини Майкл. Лекции по средневековой философии. М., 2001.

 

 

 

 

 

1 Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. - М.: Эксмо, 2003. - 861с. 

2 Суини Майкл. Лекции по средневековой философии. М., 2001.

3 Осиновский И. Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор: из истории ренессансного христианского гуманизма: (учебное пособие по средним векам для студентов МГПУ). — М., 2006. — 217 с.

4 Максимилиан Рюбель Маркс против марксизма. — Москва: НПЦ «Праксис», 2006. 

5 Каради Виктор, Стратегии повышения статуса социологии школой Эмиля Дюркгейма // Журнала социологии и социальной антропологии. - 2004. - №5.


Информация о работе Понятие «нормального» и «идеального» в общественной жизни