Пермские башкиры: история и современная демографическая ситуация в Пермской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:50, доклад

Описание работы

огласно преданиям, записанным в "Топографическом описании Пермского наместничества 1786 г.", предки башкир, поселившиеся в бассейнах рек Тулва, Буй, Танып, покинули "область Булгарскую" в 1199 г. Продвижение их в это время было вызвано приходом в юго-западную Башкирию кочевников кипчаков. Но ранние письменные источники, которые фиксируют проживание башкир в бассейне р.Тулва, а это Северная Башкирия, относятся к 1596 г. В течение второй половины XVI – XVII в. земли по Тулве, как и остальные территории Северной Башкирии, закреплялись царскими указами за башкирскими племенами и родами. Вотчинное владение признавалось башкирами еще в начале XX в. На своих землях они селили по припуску татар, удмуртов, марийцев.

Файлы: 1 файл

ПЕРМСКИЕ БАШКИРЫ.docx

— 20.72 Кб (Скачать файл)

ПЕРМСКИЕ БАШКИРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Согласно преданиям, записанным в "Топографическом описании Пермского наместничества 1786 г.", предки башкир, поселившиеся в бассейнах рек Тулва, Буй, Танып, покинули "область Булгарскую" в 1199 г. Продвижение их в это время было вызвано приходом в юго-западную Башкирию кочевников кипчаков. Но ранние письменные источники, которые фиксируют проживание башкир в бассейне р.Тулва, а это Северная Башкирия, относятся к 1596 г. В течение второй половины XVI – XVII в. земли по Тулве, как и остальные территории Северной Башкирии, закреплялись царскими указами за башкирскими племенами и родами. Вотчинное владение признавалось башкирами еще в начале XX в. На своих землях они селили по припуску татар, удмуртов, марийцев.

 

Крупным племенным объединением в Северной Башкирии было племя гайна. Оно занимало земли по обоим берегам Тулвы и по левобережью Сылвы. От него ведет свою этническую историю современное башкирское население Бардымского района Пермской области. Поэтому справедливо его самоназвание гайнинские башкиры. В литературе их называют не только гайнинскими, но и тулвинскими башкирами. Гайнинские башкиры длительное время находились под влиянием татар, в том числе и тех, которые селились на их землях. Взаимосвязи народов нашли отражение не только в культуре, но и самосознании. Для современного населения Бардымского района по-прежнему остро стоит вопрос этнического определения: кто мы? башкиры или татары?

 

Первые точные сведения о расселении башкир в современных южных районах Пермской области привел кунгурский бургомистр Юхнев за 1725-1726 гг. В Гайнинской волости Уфимского уезда в 654 дворах проживало 1962 человека мужского пола . По сведения бургомистра, "в волости Гайнинской люди зажиточные, не так как протчие башкиры". Они вели оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно хлебопашеством, скотоводством, лесными промыслами.

 

Более точная картина расселения башкир в первой половине XVIII в. восстанавливается по данным других источников. В 1739 г. башкиры проживали в 5 волостях, расположенных в бассейне Тулвы и по верховьям Буя. В Гайнинской волости, охватывающей низовья Тулвы, башкиры имели 214 дворов, в Ирехтинской (правобережная Тулва) – 183, Уранской (междуречье Камы и Тулвы) – 572, Уванышской (по р.Буй) – 106, Тазларской ( ближе к р.Бирь) – 52. Во всех 5 волостях находилось 1127 дворов и насчитывалось 4489 человек мужского пола. По наблюдению П.И.Рычкова 1740 г., в 3 волостях было несколько иное число дворов: в Гайнинской – 562, Ирехтинской – 148, Уранской – 218. Различие в количестве дворов трех волостей по этим источникам небольшое: в 1739 г. – 969, а в 1740 – 928. Но соотношение дворов по волостям изменилось существенно: в Гайнинской волости вместо 214 дворов стало 562, в Ирехтинской – не 183, а 148, Уранской (самой южной из трех) из 572 осталось 218. Причиной такой ситуации являлась миграция населения из-за постоянных поземельных конфликтов.

 

По данным второй ревизии 1745-1747 гг., на территории нынешних районов Пермской области численность башкир достигла 11200 человек, а по пятой ревизии 1795 г. – 26000 человек. В уездах Осинском, а это и есть бассейн Тулвы, и Пермском башкир-гайнинцев насчитывалось 4031 человек.

 

В XIX в. шло дальнейшее увеличение башкирского населения. В 1869 г. в интересующем нас Осинском уезде проживало 19814 башкир, а в Пермском – 2169. Среди нерусского населения южных уездов башкиры оставались на первом месте после татар, татар было 11919 человек.

 

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. предстает более полная картина расселения башкир в Пермском Прикамье (этим названием мы обозначает территорию современной Пермской области) (см. табл. №1).

 

Таблица №1

Распределение башкир в Пермском Прикамье в 1897 г., чел.

Пермский уезд  3677

в т.ч. г.Пермь  45

Кунгурский уезд  312

в т.ч. г.Кунгур  25

Осинский уезд  24407

в т.ч. в г.Осе  69

Оханский уезд  60

Соликамский уезд 348

в г.Чердыни  2

Всего:          28806

из них в городах 141 (0,48%)

Рассчитано по:

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.

Пермская губерния. СПб., 1904. Т.XXXI. С.94-97.

По данным 1897 г. самой высокой была доля башкир в Осинском и Пермском уездах – 97,49% общего числа башкир Пермского Прикамья. Башкиры в основном проживали в сельской местности, доля городских башкир составляла 0,48% общего числа. Даже в г.Осе, в центре Осинского уезда, в котором издавна и в самом большом количестве проживали башкиры, число городских башкир было минимальным – 69 человек.

 

Обращают на себя внимание численность и размещение башкир, зафиксированных в переписи 1920 г. (см. табл. №2).

 

Таблица №2

Распределение башкир в Пермском Прикамье в 1920 г., чел.

Пермский уезд         3605

в т.ч. в г.Пермь 4

Кунгурский уезд         2

Осинский уезд         44737

в т.ч. в г.Оса         59

Усольский

(Соликамский) уезд 1

в т.ч. в г.Соликамске

и г.Усолье         82

Всего:                 48427

из них в городах 145 (0,29%)

Рассчитано:

Статистический сборник на 1923 г.:

Издание Пермского губисполкома. Оханск, 1923. С.38-39.

 

Данные 1920 г. имеют существенные различия от предыдущей, 1897 г. переписи. Наблюдался значительный рост численности башкирского населения, в результате он достиг 48427 человек. Особенно велик прирост башкир в Осинском уезде, на 19685 человек (40,6%).

 

Своеобразно размещение городских башкир, хотя их общее число в 1920 г. оставалось почти таким же, каким было в 1897 г. (соответственно, 145 и 141, см. табл. №1, 2). По данным 1920 г. сократилось число башкир в городах Перми, Кунгуре и даже в Осе. Вновь башкиры стали проживать в Усольском (Соликамском) уезде, причем здесь они все были только городскими жителями. Появление 83 башкир в северных городах Соликамске и Усолье, возможно, связано с миграцией населения после революции и гражданской войны в поисках работы, на соляные заводы.

 

Сравнение данных 1897 и 1920 гг. по Кунгурскому уезду показывает, что в нем резко сократилась численность башкир – с 312 человек до 2. Очевидно, это обстоятельство вызвано не исчезновением населения, а переходом его в состав татарского этноса. Переписные материалы этого не отражают, но экспедиционные, полученные в 1980-е гг., такой процесс подтверждают.

 

В целом, как в конце XIX в., так и в первой четверти XX в., в сельской местности Пермского Прикамья башкирское население проживало компактно.

 

Во второй половине XX в. наблюдался рост численности башкир. По данным Всесоюзных переписей населения, в Пермской области в 1959 г. проживало 39577 башкир, 1970 г. – 47812, 1979 г. – 48752, 1989 г. – 52326 (1,7% от населения области). В то же время доля другого тюркского народа – татар упала со 165829 человек (1959 г.) до150460 человек (1989 г.).

 

Своеобразен показатель распределения башкир по языковой принадлежности. К 1989 г. возросла доля башкир, считавших родной язык татарский. Таких башкир в 1989 г. насчитывалось в Пермской области 30477 человек. Они составляли 58,1% всех башкир области. Этот процесс в течение последних лет является источником межэтнической напряженности, поскольку в любом случае смена языка ведет к этнической переориентации.

 

В 1989 г. большая часть башкир проживала в Бардымском районе – 24952 человека. В населении области их доля составляла 85,1% от общего числа башкир. Бардымский район признается как самый башкирский среди районов Пермского Прикамья общественностью и государственными органами Пермской области и Республики Башкортостан.

 

Вторым районом по численности башкир в 1989 г. была Пермь – 11200 человек (1,0%), третьим – Чернушинский район – 3280 человек (6,5%), четвертым – Куединский район – 1954 человек (5,9%), пятым – Пермский район – 1430 человек (1,6%), шестым – Осинский район – 1363 человек (3,9%). Кроме того, башкиры были представлены в составе населения всех других административных районов Пермской области. Но несмотря на это, позиции старожильческих районов проживания башкир не менялись. По-прежнему башкиры сосредотачивались в южных районах области – Бардымском (а это бассейн Тулвы), Чернушинском, Куединском, Осинском. Башкиры этих районов не проявляли склонность к перемене мест проживания. Поэтому во второй половине XX в. здесь не шел процесс исчезновения сельских населенных пунктов и не происходила миграция населения за пределы своих административных районов.

 

Новые данные о демографическом развитии башкир были получены в результате научного исследования 2001 г. "Межнациональное взаимодействие народов Прикамья на современном этапе". Было опрошено 120 человек, из которых в г.Перми проживало 30 человек (25,0%), в городах Березники, Соликамск, Чайковский – 5 человек (4,2%), в Бардымском районе – 67 человек (55,9%), Куединском, Чернушинском, Октябрьском, Уинском районах – 17 человек (14,2%), в том числе 84 человека (70%) в местах компактного и исторического расселения.

 

На момент опроса 58,3% респондентов проживали в местах своего рождения. Из тех, кто родился в другой местности, 50,0% респондентов отметили, что они приехали из другой местности Пермской области, 23,0% – из другой области (республики), 19,2% – из соседнего населенного пункта, 7,7% – из республик ближнего Зарубежья. 41,7% респондентов назвали родственников за пределами Пермской области, с которыми они поддерживают связь.

 

Уровень образования респондентов выглядит таким образом: среднее специальное образование имеют 34,2%, высшее и незаконченное высшее – 25,8%. По сравнению с родителями уровень образования респондентов был более высоким. Родители по уровню образования предстают таким образом: 18,3% матерей и 9,2% отцов были неграмотными, 18,3% матерей и 26,7% отцов имели начальное образование, 30,0% матерей и 21,7% отцов оставались с неполным средним образованием. Высшее образование и среднее специальное получили, соответственно, 7,5%, 10,8% матерей и 6,7%, 20,8% отцов.

 

Социальная стратификация респондентов выглядит таким образом: работающих по найму – 51,7%, владельцев собственного дела – 2,5%, студенты дневного отделения – 6,7%, пенсионеры – 20,8%, работающие пенсионеры – 2,5%, инвалиды – 2,5%, безработные – 7,5%, домохозяйки – 4,2%. Сфера деятельности предприятий и учреждений, на которых трудятся респонденты: промышленность – 11,7%, добыча полезных ископаемых – 5,0%, транспорт, связь, энергетика – 6,7%, строительство – 3,3%, торговля – 4,2%, образование, наука, здравоохранение – 15,9%, органы управления – 1,7%.

 

Ответы на вопрос "Испытываете ли Вы гордость за свою национальность?" распроеделились следующим образом: 80,9% респондентов очень гордятся или в целом гордятся, 13,3% – не гордятся, 5,8% респондентов затруднились с ответом. Для большинства респондентов национальность коллег не имеет значения – 50,0%, имеет значение для 7,5%. К вступления в брак своего ребенка с представителем другой национальности относятся положительно 17,5% респондентов, отрицательно – 9,1%. При вступлении в брак национальность не имеет значения для 24,2% респондентов. Но этот вопрос оставили без ответа 46,7% респондентов.

 

Высок показатель национальности родителей лиц, относящих себя к башкирскому этносу: он составил 86,7% матерей и 90,0% отцов. Встречаются браки, заключенные с представителями других этносов: татарского (9,2% матерей и 5,8% отцов) и русского (1,7% матерей и 1,7% отцов).

 

Научное исследование 2001 г. охватило языковую ситуацию у башкир Пермской области. Башкирский язык назвали родным 20,7% респондентов, татарский – 64,2%, русский – 23,3%. Из этих данных и из показателей переписи 1989 г. (их мы уже приводили) прослеживается падение уровня сохранения башкирского языка, поскольку снижалась доля лиц, сохранивших башкирский язык своей национальности в качестве родного. В целом уровень языковых предпочтений современных башкир предстает в следующем виде (см. табл. №3).

 

 

Таблица №3

Употребление языков представителями башкир в 2001 г., %

Язык            | Пишу,  |Читаю,        |Плохо | Понимаю,

                     | читаю, |говорю,      |говорю | но не говорю

| говорю |но не пишу  |       |

=============================================================

Башкирский     8,3     10,8 5,0     9,2

Русский            90,0     1,7            2,5     2,5

Татарский      58,3     17,5 0,8      4,2

Украинский     0,8     -         -              0,8

Немецкий      3,3     2,5         0,8    3,3

Удмуртский      -               -        -     0,8

Узбекский        -               -         1,7      -

Казахский       -              -         0,8      -

Из приведенных данных видно, что среди башкир наибольшее распространение имеют два языка – русский и татарский. Положение татарского языка среди башкир выглядит таким же, каким его фиксировала перепись 1989 г. – тогда его признавали родным 58,1% башкир Пермской области. Неудивительно, что влияние татарского языка более сильное, чем башкирского. Это является следствием прежде всего того, что школьное образование среди башкир Бардымского и Пермского районов уже давно ведется на татарском языке.

 

На вопрос "Должны ли дети нерусской национальности изучать родной язык?" положительно ответили 59,2% респондентов, но при этом 28,3% респондентов считают, что данный вопрос необходимо решать индивидуально. Отрицательно ответили на поставленный вопрос 6,7% респондентов, безразличным он оказался для 5,0% респондентов.

 

В целом за рассматриваемый период пермские башкиры представляли собой в подавляющем большинстве сельский народ. В то время как башкиры численно увеличивались, у них продолжалась тенденция перехода на татарский язык. Тем не менее, надо признать, башкирское этническое самосознание не исчезает. Ученые, занимающиеся изучением башкир главного сельского очага – Бардымского района, находят у башкирского этноса много уникальных черт культуры и быта. И это вселяет уверенность в будущее народа.

Информация о работе Пермские башкиры: история и современная демографическая ситуация в Пермской области