Отраслевая и территориальная структура хозяйства, транспортный комплекс как важнейшая часть хозяйства страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 23:36, реферат

Описание работы

Современное предприятие представляет собой слож¬ную социоэкономическую систему, для успешного функ¬ционирования и развития которой необходима научно обоснованная база, отражающая множественность про¬изводственных, управленческих и финансовых процес¬сов. Являясь одной из отраслей экономической науки, экономика предприятия связана с другими отраслями науки - правоведением, маркетингом, менеджментом, статистикой, экономико-математическим моделирова¬нием, бухгалтерским и управленческим учетом и рядом других.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Отраслевая и территориальная структура хозяйства, транспортный комплекс как важнейшая часть хозяйства страны.
1.1. Отраслевая структура хозяйства: понятие и основные элементы
1.2. Понятие территориальной структуры хозяйства и ее элементы
1.3. Понятие транспортного комплекса.
1.4. Влияние транспорта на территориально-отраслевую структуру хозяйства
Глава 2. Понятие предприятия. Точка безубыточности предприятия и ее расчет.
2.1. Предприятие – основное звено экономики
2.2. Организационно-правовые формы предприятий
2.3. Цели и функции предприятия в условиях рынка
2.4. Точка безубыточности предприятия и ее расчет.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по практике2.docx

— 70.61 Кб (Скачать файл)

Министерство  Транспорта Российской Федерации

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Государственное Образовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования

Самарский государственный университет  путей сообщения 

(СамГУПС)

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и статистика»

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  учебной практике

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

  «Экономика» бакалавриат

                                            Алексеенко Ангелина Константиновна Э-23

 

 

Руководитель  практики:

доцент  Гагарина Л.Г.

 

 

 

 

Самара  – 2013

 

План:

Введение.

Глава 1. Отраслевая и территориальная структура хозяйства, транспортный комплекс как важнейшая часть хозяйства страны.

1.1. Отраслевая структура хозяйства: понятие и основные элементы

1.2. Понятие  территориальной структуры хозяйства  и ее элементы

1.3. Понятие  транспортного комплекса.

1.4. Влияние  транспорта на территориально-отраслевую  структуру хозяйства 

Глава 2.  Понятие предприятия. Точка безубыточности предприятия и ее расчет.

2.1. Предприятие – основное  звено экономики

2.2. Организационно-правовые  формы предприятий

2.3. Цели и функции предприятия в условиях рынка

2.4. Точка безубыточности предприятия и ее расчет.

Заключение.

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Отраслевая  структура экономики изучает  природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические  проблемы, анализирует стартовый  уровень экономики России и ее регионов в период становления и  развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный к рынку, изучает  структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления  структурной перестройки экономики  России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе.

 
Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру. При приоритетном развитии отраслей, производящих товары для населения, важнейшими звеньями отраслевой структуры остаются электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химия, машиностроение, отрасли агропромышленного комплекса, строительство и транспорт.

 

Транспорт является частью экономической инфраструктуры хозяйства и занимается оказанием  услуг по перевозкам грузов и пассажиров.

 

Транспорт не только является одной из отраслей хозяйства, но и сам делится на целый ряд отраслей. Это наземный транспорт, водный транспорт, трубопроводный транспорт, воздушный транспорт.

 

Транспорт неотделим от всего хозяйства страны, поэтому и изучать его невозможно в отрыве от всего хозяйства. Ведь транспорт перевозит именно те грузы, которые производятся в хозяйстве страны. От того, где и что производится, зависит структура и направления перевозок. Кроме того, осуществляя различные перевозки, транспорт связывает в единое целое не только все отрасли хозяйства, но и все районы страны. Поэтому при изучении географии транспорта необходимо хорошо знать особенности размещения отдельных отраслей хозяйства, особенности размещения всего хозяйства в целом, а также особенности развития каждого региона страны.

 

Любая отрасль, как совокупность родственных  предприятий, обладает определенным производственно-техническим  единством. Однако рассматривать ее следует не только по вертикали, но и по горизонтали, т.е. соответственно тем связям, которые сложились  и развиваются между предприятиями  разных отраслей, расположенными на одной  и той же территории, в пределах одного экономического района.

 

Под предприятием в соответствии с действующим  Российским законодательством понимается организация, которая использует разнообразные  ресурсы,  соответствующим образом  их обрабатывает и получает товарную продукцию, оказывает определенные услуги или выполняет какие-либо работы с целью последующей реализации готового продукта на рынке. При этом предприятие должно строить свою деятельность так, чтобы получать определенную прибыль (для коммерческих организаций) или удовлетворять общественные или личные потребности людей (для некоммерческих организаций).

 

Современное предприятие представляет собой  сложную социоэкономическую систему, для успешного функционирования и развития которой необходима научно обоснованная база, отражающая множественность производственных, управленческих и финансовых процессов. Являясь одной из отраслей экономической науки, экономика предприятия связана с другими отраслями науки - правоведением, маркетингом, менеджментом, статистикой, экономико-математическим моделированием, бухгалтерским и управленческим учетом и рядом других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Отраслевая и территориальная  структура хозяйства, транспортный комплекс как важнейшая часть  хозяйства страны.

 

1.1. Отраслевая структура хозяйства: понятие и основные элементы

 

Отраслью  обычно называются предприятия, специализирующиеся на выпуске одинаковой или однородной (родственной) продукции. Однако крупные  предприятия чаще всего бывают многоотраслевыми, и их относят к той или иной отрасли по преобладающей продукции. Поэтому более правомерным и  полным является следующее определение  отрасли: отрасль - это специализированная на выпуске однородной продукции часть хозяйства страны, выделяемая по её назначению и другим признакам, позволяющим отличить одну отрасль от другой.

 

 Отраслевая структура хозяйства представляет собой деление экономики страны на отдельные отрасли, подотрасли и группы отраслей.

 

Стандартная международная отраслевая классификация ISIC, принятая в нашей стране с 1993 года, выделяет следующие отрасли хозяйства:

 

  1. сельское, лесное хозяйство и рыболовство,
  2. горнодобывающая промышленность,
  3. обрабатывающая промышленность,
  4. производство электроэнергии, газа, распределение и очистка воды,
  5. строительство,
  6. оптовая и розничная торговля, рестораны и отели,
  7. транспорт, складское хозяйство и коммуникации,
  8. финансы, страхование, операции с недвижимостью и производственные услуги,
  9. коммунальные, социальные и личные услуги,
  10. прочие непоименованные виды деятельности.

 

Эта классификация  наиболее широко применяется международными организациями (ООН, ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, и  др.) и отдельными странами (США, Франция, Германия и др.). Она составлена на базе объединения различных видов  деятельности и в качестве основных признаков классификации имеет  не только назначение производимой продукции, но и единство технологии производства, а также однородность используемого  сырья. Она соответствует международной  системе национальных счетов.

 

По имеющейся  в печати статистической информации можно проследить, какие пропорции  складываются и как они изменяются по отраслям экономики в России. Например, валовой внутренний продукт  по отраслям экономики в системе  национальных счетов представлен в  таблице 1.1

 

Таблица 1.1.

Счет  производства по отраслям в текущих  ценах

 

 

 Отрасли

2003 г.

млрд. руб

%

  • Промышленность

8755

37,9

  1. Сельское хозяйство

1134

4,9

  1. Лесное хозяйство

22

0,1

  1. Строительство

1720

7,5

  1. Прочие виды  деятельности по производству товаров

135

0,6

  1. Транспорт

1585

6,9

  1. Связь

423

1.8

  1. Торговля и общественное питание и заготовки

3922

17,0

  1. Информационно-вычислительное обслуживание

37

0,2

  1. Операции с недвижимостью

465

2,0

  1. Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

 

534

 

2,3

  1. Геология и разведка недр

65

0,3

  1. Жилищное хозяйство

265

1,1

  1. Коммунальное хозяйство

421

1.8

  1. Организации, обслуживающие сельское хозяйство

28

0,1

  1. Дорожное хозяйство

25

0,1

  1. Непроизводственные виды бытового обслуживания

31

0,1

  1. Финансы, кредит, страхование

541

2,3

  1. Наука и научное обслуживание

313

1,4

  1. Здравоохранение и социальное обеспечение

608

2,6

  1. Образование, культура, искусство

689

3,0

  1. Оборона и управление

1266

5,5


 

В приведенной таблице первые пять отраслей являются отраслями материального производства. Главные из них - это промышленность, сельское хозяйство и строительство, тогда как остальные отрасли (с №6 по №22) образуют инфраструктуру экономики, нематериальную, непроизводственную сферу хозяйства – сферу услуг.

 

Таким образом, всё хозяйство страны подразделяется на 2 сферы: сферу материального производства и сферу услуг или инфраструктуру (см. рис. 1.1.).

 

Отраслями материального производства называют такие отрасли, которые производят конкретные предметы и товары: автомобили, станки, химические препараты, одежду, продукты питания, здания и прочее.

 

В 2004 году в  промышленности производилось примерно в 8 раз больше продукции, чем в  сельском хозяйстве и в 7,5 раза больше, чем в строительстве.

 

Каждая отрасль  хозяйства состоит из целого ряда подотраслей. Самую разветвлённую (диверсифицированную) отраслевую структуру имеет промышленное производство.

 

Промышленность состоит примерно из 300 крупных и малых подотраслей, объединяемых чаще всего в 2 группировки:

 

  1. отрасли тяжёлой, легкой и пищевой промышленности;
  2. добывающая и обрабатывающая промышленность.

 

Отраслями тяжелой промышленности называются отрасли, производящие средства производства.

 

К тяжелой промышленности относятся:

 

  • топливная промышленность (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная),
  • электроэнергетика (гидроэлектростанции, тепловые и атомные электростанции),
  • чёрная и цветная металлургия (добыча железной руды, производство чугуна, стали, труб и проката – это чёрная металлургия, добыча руды цветных металлов, а также производство алюминия, меди, свинца, цинка, олова, серебра и других цветных металлов – это цветная металлургия);
  • машиностроение (станкостроение, производство нефтяного оборудования, транспортное машиностроение, в том числе автомобилестроение, локомотивостроение  и вагоностроение, самолётостроение, судостроение; сельскохозяйственное машиностроение, производство строительных машин, производство горно – шахтных машин, электротехническое машиностроение, производство оборудования для химической, лесной, металлургической промышленности и др.);
  • химическая промышленность, в том числе: отрасли основной химии (добыча химического сырья, производство кислот, щелочей, соды, солей, химических удобрений), и химия органического синтеза (нефтехимия): производство синтетического каучука, резины, шин, синтетических тканей, химического волокна, пластмасс и проч.;
  • лесная промышленность (лесозаготовка, лесопиление, производство фанеры, картона, двп и ДСП, целлюлозы, бумаги, мебели и проч.);
  • промышленность строительных материалов (добыча песка, глины, гравия и проч., производство кирпича, цемента, железо – бетонных конструкций и проч.).

Информация о работе Отраслевая и территориальная структура хозяйства, транспортный комплекс как важнейшая часть хозяйства страны