Опыт и проблемы развития Республики Казахстан как объекта, привлекательного для туристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении проблем развития туризма между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть государственную политику стран в сфере туризма, программы по развитию и продвижению туристского продукта.
2. Рассмотреть состояние туризма в Казахстане.
3. Проанализировать правила паспортно-визового режима между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
4. Выявить и определить проблемы взаимодействия визового режима и туризма в наших государствах.
5. Изучить туристский потенциал Казахстана и определить маршрут будущего рекламного тура по Казахстану.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История развития туризма в Республике Казахстан
1.1 Исторические предпосылки развития туризма в Республике Казахстан
1.2 Формирование туристской инфраструктуры в стране
Глава 2. Туристский потенциал Республики Казахстан
2.1 Северный Казахстан
2.2 Южный Казахстан
2.3 Западный Казахстан
2.4 Восточный Казахстан
2.5 Центральный Казахстан
Глава 3. Опыт и проблемы развития Республики Казахстан как объекта, привлекательного для туристов
3.1 Современное состояние туристской индустрии Республики Казахстан
3.2 Проблемы развития туристской отрасли страны
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 89.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. История развития туризма в Республике Казахстан

1.1 Исторические предпосылки развития туризма в Республике Казахстан

1.2 Формирование туристской инфраструктуры в стране

Глава 2. Туристский потенциал  Республики Казахстан

2.1 Северный Казахстан

2.2 Южный Казахстан

2.3 Западный Казахстан

2.4 Восточный Казахстан

2.5 Центральный Казахстан

Глава 3. Опыт и проблемы развития Республики Казахстан как объекта, привлекательного для туристов

3.1 Современное состояние  туристской индустрии Республики  Казахстан

3.2 Проблемы развития туристской  отрасли страны

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время отношения между странами Европы и Республикой Казахстан динамично развиваются. Одним из направлений взаимодействия стран является туризм. В отличие от других направлений туристский обмен слабо развит между нашими государствами. Именно поэтому исследование опыта и проблем развития туризма на примере сотрудничества России и Казахстана очень актуально. Также оно актуально, потому что отношения стран в сфере туризма только начинают развиваться, разрабатываются различные программы по развитию гостеприимства в Казахстане, по продвижению Казахстана на международной арене, по развитию отношений в сфере туризма между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Именно поэтому одной из главных задач стран является развитие туризма между ними и поднятие его на международный уровень, так как туризм это очень прибыльная отрасль для любого государства.

Объектом данного исследования будет являться сотрудничество Казахстана и других стран (в частности России) в сфере развития туризма. Временные рамки не ограничены, потому что отношения Казахстана и России как двух отдельных государств начались в 1991 году и развиваются в настоящий момент. Сотрудничество рассматривается именно в сфере туризма, потому что именно эта сфера нас интересует, и эта область сотрудничества находится на начальной стадии развития, в отличие от разносторонних экономических и политических отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстаном. Именно взаимоотношения правительств этих государств в области развития туризма между ними во многом определяют туристский поток. Предметом исследования является туризм в Казахстане, его связь с туристским обменом между Казахстаном и Россией, опыт и проблемы его развития, возникшие за период становления взаимоотношений между странами в этой сфере.

Цель исследования заключается  в определении проблем развития туризма между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть государственную политику стран в сфере туризма, программы по развитию и продвижению туристского продукта.

2. Рассмотреть состояние туризма в Казахстане.

3. Проанализировать правила паспортно-визового режима между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.

4. Выявить и определить проблемы взаимодействия визового режима и туризма в наших государствах.

5. Изучить туристский потенциал Казахстана и определить маршрут будущего рекламного тура по Казахстану.

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

1.1 Исторические предпосылки развития туризма в Республике Казахстан

 

Историческими предпосылками  туризма в Казахстане являются становление  и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э.

До обретения Казахстаном  независимости туризм, как и все  другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными  регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней  Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась  и оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости.

Одной из причин неразвитости индустрии туризма в Казахстане является то, что на государственном  уровне ею не занимались целенаправленно  как отраслью экономики. Не уделялось  внимание комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной  организации туризма и негосударственным  туристским структурам. Фактором, тормозящим развитие отрасли, является также непризнание  туристской деятельности приоритетом  со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть  доходов от туризма поступает  в местный бюджет.

С приобретением независимости  в Казахстане была заложена основа для регулирования туристской деятельности и возрождения исторического  и культурного наследия народа.

На сегодня развитие туризма  в Республике Казахстан обеспечивается Законом Республики Казахстан "О  туризме" от 3 июля 1992 года N 1508-ХII, Указами  Президента Республики Казахстан "О  реализации Ташкентской декларации глав тюрко-язычных государств, проекта  ЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации  по развитию инфраструктуры туризма  на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 30 апреля 1997 года N 3476 и "О Государственной программе  Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 27 февраля 1998 года N 3859 [30, 39].

Принятие этих документов положительно сказалось на развитии казахстанского рынка туризма.

Одним из шагов к развитию международных отношении в сфере  туризма стало вступление Казахстана в 1993 году в качестве действительного  члена в Всемирную Туристскую Организацию, заключение международных соглашений о сотрудничестве в области туризма. Следует отметить, что ряд соглашений инициируется правительствами иностранных государств, находя Казахстан перспективным партнером, обладающим богатым туристским потенциалом.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 1999 году в  стране функционировало 425 туристских организаций, из них 6 предприятий государственной, 405 - частной формы собственности  и 14 иностранных туристских агентств. Казахстанскими предприятиями установлены  договорные отношения с туристскими  фирмами 80 стран, 4 алматинских и 13 областных турфирм осуществляют чартерные авиарейсы в 8 государств.

Наиболее развитой является сеть туристских фирм в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, а также в городах Алматы и Астане. Туристскими организациями этих областей и городов обслуживается до 88 процентов туристов и экскурсантов ежегодно.

В целом предприятиями  всех форм собственности в 1999 год  было реализовано продукции, выполнено  работ и оказано услуг на сумму 2410,5 млн. тенге, в том числе, государственными туристскими предприятиями на сумму 57,3 млн. тенге, частными - 2298,5 млн. тенге, иностранными фирмами - 54,7 млн. тенге.

Доля налогов и сборов от туристской деятельности в общих  поступлениях в бюджет республики составила  в 1998 году 0,1%.

В 1999 году форма статистического  учета не предусматривает сбор этих данных. В 1999 году наблюдается тенденция  роста удельного веса туризма  в ВВП страны по сравнению с 1998 годом, который составил 1,1%.

Всего за 1999 год туристскими  организациями было обслужено 228,3 тыс. туристов, услугами туристских фирм Казахстана воспользовались 55,9 тыс. иностранных  граждан, что на 20,9 тыс. или 60% больше по сравнению с 1998 годом. В 1999 году из общего объема обслуженных туристов отправка туристов за рубеж составила 45%, на внутренний туризм пришлось 30%, на прием иностранных туристов - 24%, экскурсионное обслуживание - 1 %.

Наиболее посещаемые туристами  Казахстана страны: Россия, Китай, Германия, Республика Корея, Польша, Турция, ОАЭ. Республику Казахстан чаще всего  посещают граждане России, Китая, Германии, Республики Корея, Пакистана, Польши, Турции.

Анализ туристской деятельности показывает, что подавляющее большинство  турфирм занимается выездным туризмом, а это, в первую очередь, приводит к оттоку капитала из Казахстана. Только в 1999 году 57,1 миллионов долларов США  было вывезено за пределы республики. Поездки за границу граждан республики с целью приобретения товаров  для последующей их реализации по прежнему носит массовый характер, а шоп-туризм стал выразителем состояния рынка туристских услуг Казахстана. Он вызвал в период экономического кризиса оживление спроса на туристские услуги, оказав существенное влияние на рост туристских фирм, чаше всего осуществлявших, из-за недостатка соответствующего опыта и квалифицированных кадров, только посреднические услуги между туристами и "чартеродержателями". "Челночный" бизнес на одну четверть наполняет товарами потребительский рынок Казахстана и в целом с системой сбыта и реализации обеспечивает занятостью около 150 тысяч человек. Ежегодно объем "челночной" торговли во внешнеторговом обороте Казахстана составляет примерно 2 млрд. долларов США.

В то же время шоп-туризм оказывает негативное влияние, прежде всего, на бюджет страны. Подъем шоп-туризма как одного из секторов туристского бизнеса не оказал существенного влияния на повышение уровня туристского обслуживания.

Весь цивилизованный мир  старается привлечь основные туристские потоки, поскольку туризм является одним из немаловажных источников пополнения доходной части бюджета государства. Поэтому Казахстану необходимо увеличить  поток иностранных туристов. В  этих целях требуется переориентация деятельности турорганизаций на развитие въездного туризма, что, в первую очередь, зависит от состояния транспорта, средств размещения, кадрового обеспечения.

 

1.2 Формирование туристской  инфраструктуры в стране

 

Транспорт. Сегодня международные авиалинии Казахстана позволяют осуществить полеты в Германию, Индию, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Италию, Республику Корея, Венгрию, Израиль, Китай, Таиланд. Авиаперевозки осуществляются национальным перевозчиком "Эйр-Казахстан" и другими авиакомпаниями, работающими на внутреннем и международном рынках. Большинство туристов предпочитает в плане сервиса и надежности услуги иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость туристского продукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке.

Автомобильный транспорт  используется для организации шоп-туризма в приграничные государства и в экскурсионных маршрутах. Однако, его развитие целиком зависит от состояния дорог и наличия надлежащего технического обслуживания туристских транспортных средств. Автобусный парк республики находится в запущенном состоянии, к тому же практически не имеет современных комфортабельных автобусов, что не позволяет поддерживать высокий уровень обслуживания туристов.

Основной железнодорожный  перевозчик Республиканское государственное  предприятие "Казахстан темiр жолы" совершает пассажироперевозки по 14 маршрутам. По железным дорогам Казахстана транзитом курсируют пассажирские поезда Кыргызстана, Узбекистана, России, Таджикистана и Туркменистана.

Средства размещения. Одним  из самых серьезных ограничительных  факторов в зарождении туристского  бизнеса в республике являлись низкие возможности материальной базы индустрии  туризма. Главной причиной предоставления некачественного туристского продукта в областных центрах зарубежным посетителям было и остается отсутствие гостиниц соответствующего класса, а  имеющаяся гостиничная база изношена на 80 процентов, часть гостиниц находится  в упадочном состоянии и на грани банкротства, так как были построены в 60-х годах.

Кадровое обеспечение. Одной  из ключевых проблем развития туризма  является подготовка туристских кадров. В настоящее время в Казахстане с учетом государственных, частных  и российских филиалов, насчитывается 28 вузов, ведущих подготовку менеджеров туризма. Хотя начало такой подготовки в Казахстане было заложено в 1992 году, кадровое обеспечение туристской отрасли  до сих пор остается неудовлетворительным. В большинстве вузов основной причиной этого является недостаточный  уровень знаний преподавательского состава о туристском потенциале Казахстана и опыта работы в туристской отрасли. Как следствие, подготовка специалистов ведется без достаточного учета содержания отечественных  туристско-рекреационных ресурсов, технологий их использования для  приема туристов и методики адресного  рекламирования туристских услуг среди  потенциальных клиентов. Поэтому  значительная часть выпускников  вузов не в состоянии в полной мере выполнять туроператорские  функции.

 

ГЛАВА 2. ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

2.1 Северный Казахстан

 

Туризм как отрасль  народного хозяйства производит продукт, который должен соответствовать  рыночным категориям спроса и предложения. В этом отношении следует разграничить международный рынок, ориентированный  на зарубежного потребителя и  внутренний рынок, предназначенный  для граждан Казахстана.

Сегодня Казахстан предоставляет  практически все существующие виды туризма - познавательный, развлекательный, этнический, экологический и другие. Для туристов предлагается большое  количество маршрутов путешествий  по всей территории Казахстана. Взять  хотя бы Южный Казахстан. Как не проехать по его Золотому кольцу? В благодатном  оазисе южных степей, на стыке кочевой  и оседлой цивилизаций существовали древнейшие города мира. Веками по этой земле проходила система древних  караванных дорог, ведущих из Китая  в страны Ближнего Востока и Европы.

Вся территория Республики Казахстан  делится на 5 привлекательных для  многих туристов района, это: Северный Казахстан, Южный Казахстан, Западный Казахстан, Восточный Казахстан  и Центральный Казахстан. Подробно опишем каждый район.

Северный Казахстан включает Северно-Казахстанскую, Павлодарскую, Акмолинскую и Костанайскую области. Регион расположен на крайнем севере республики в бассейне рек Есил, Тобыл и Обаган. С запада на восток северный Казахстан простирается более чем на 1300 км, а с севера на юг – почти на 900 км.

Главные реки – Иртыш и  его два левых притока, Есил и Тобол. Наиболее крупные озера – Кусмурын и Сары Копа в Костанайской области, Тенгиз и Коргалджын в Акмолинской, Шагала, Шортан и Бурабай в Северо-Казахстанской области.

Информация о работе Опыт и проблемы развития Республики Казахстан как объекта, привлекательного для туристов