Опорный каркас расселения Восточного макрорегиона России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Опорный каркас расселения - это генерализованный, свободный от деталей географический образ страны или региона, отражающий основные черты территориального размещения населения. Он включает в себя иерархически построенную совокупность наиболее динамичных и прогрессивных центров расселения разного уровня – в основном крупных городов и связывающих их магистралей.[5]
Наиболее крупными частями, на которые обычно делят территорию России, являются европейская и азиатская части (Западный и Восточный макрорегионы). При этом по площади азиатская часть (3/4 общей территории) заметно преобладает над европейской (1/4).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------------3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО МАКРОРЕГИОНА РОССИИ………………………………………………….4
2. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО МАКРОРНЕГИОНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………..6
3. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТОВ АГЛОМЕРАЦИИ, МАГИСТРАЛИЗАЦИИ И ИМПЛОЗИИ…………………………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ------------

Файлы: 1 файл

Опорный каркас расселения Восточного макрорегиона России.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------------3

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО  МАКРОРЕГИОНА РОССИИ………………………………………………….4

2. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО МАКРОРНЕГИОНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………..6

3. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТОВ АГЛОМЕРАЦИИ, МАГИСТРАЛИЗАЦИИ И ИМПЛОЗИИ…………………………………….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ---------------------------------15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   ВВЕДЕНИЕ.

        Опорный каркас расселения - это генерализованный, свободный от  деталей географический образ страны или региона, отражающий основные черты территориального размещения населения. Он включает в себя  иерархически построенную совокупность наиболее динамичных и прогрессивных центров расселения разного уровня – в основном крупных городов и связывающих их магистралей.[5]

       Наиболее крупными частями, на которые обычно делят территорию России, являются европейская и азиатская части (Западный и Восточный макрорегионы). При этом по площади азиатская часть (3/4 общей территории) заметно преобладает над европейской (1/4). По соотношению населения картина обратная. Подавляющее большинство населения России проживает в европейской части страны. В то же время, именно в Восточной зоне сосредоточены основные топливные, металлорудные, лесные, гидроэнергетические и другие ресурсы страны. Малая плотность населения здесь связана с суровостью природно-климатических условий, значительной удаленностью от развитого европейского центра страны, слабой освоенностью значительной части этой территории. [8]

     Роль региона  в экономике страны постоянно  возрастает, и это является фактором, вызывающим необходимость заселения данных территорий. Актуальность данной работы состоит в том, что изучение в динамике особенностей территориального размещения населения, исторически сложившихся причин такого размещения и тенденций его развития способствует прогнозированию дальнейших изменений в территориальной структуре размещения населения региона и разработке мер по оптимизации этих процессов в интересах промышленного развития восточного макрорегиона.

    Целью данной  работы является изучение структуры  и тенденций развития опорного  каркаса расселения восточного  макрорегиона России.

    Задачами работы  являются:

- изучение исторических  аспектов расселения населения  восточного макрорегиона России, - изучение особенностей и перспектив развития опорного каркаса расселения восточного макрорегиона современной России,  в том числе развитие узловых, линейных элементов, имплозии городов.

 

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО  МАКРОРЕГИОНА РОССИИ.

      Период  активного освоения Сибири и  Дальнего Востока  начался с  походов дружин казаков под  предводительством Ермака в 1581 году. Одной из первых была основана небольшая крепость Тюмень, которая впоследствии стала крупным ремесленным и торговым центром. Формирование опорного каркаса расселения в восточном макрорегионе России в конце 16 и в 17 веке шло вдоль крупных рек в основном в меридиональном направлении, а также в широтном направлении вдоль реки Амура и по побережью Охотского моря. В этот время были основаны города Тобольск, Сургут, Березов, Обдорск (Салехард), Тара, Туринск,Мангазея, Красноярск, Енисейск, Томск, Кузнецк, Якутск, Иркутск, Верхнеангарский, Верхнеундинский, Анадырь и многие другие поселения.

        В начале 18 века появились первые крупные рудники и промышленные предприятия А. Демидова на Алтае, был создан Алтайский горный округ. Был основан Екатеринбург.

       Характерным  для того периода заселения  Сибири была масштабное использование  на рудниках и промышленных  предприятиях труда ссыльных  и каторжников, которые также  сыграли свою роль в заселении Сибири. После крестьянской реформы 1861 года началось более активное переселение крестьян, переезжавших на обширные неосвоенные территории в поисках лучшей жизни.

       В 1730 году началось строительство Сибирского тракта, Новые поселения стали возникать вдоль этого транспортного пути, на юге региона в широтном направлении.

       В 19 веке  Сибирская горнодобывающая промышленность была сконцентрирована в южных, более обжитых и удобных для жизни районах. Развивалась золотопромышленность, а также другие промышленные производства.  На юге Восточной Сибири были основаны Минусинск, Чита, Кяхта. На Дальнем Востоке – Николаевск, Благовещенск, Хабаровск, Уссурийск, Влидивосток.

       В 1890 — 1900-х годах была построена Транссибирская магистраль, которая связала Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. После этого начался новый этап экономического развития этих регионов, их территории стали более активно заселиться, заселение шло вдоль этой магистрали, росли основанные ранее и образовывались новые города и села. В Томске в 1878году был основан университет. Городское население Сибири с 1840 года до 1913 года выросло в 6,2 раз. [1]

     В начале 20 века во всем Восточном макрорегионе  России проживало менее 10 млн. человек, из них на Дальнем Востоке  – менее 1 млн. человек.

      После Октябрьской  революции 1917 года и установления  советской власти началась активная  индустриализация Дальнего Востока  и Сибири. Развитие угольной промышленности в кузнецком угольном бассейне потребовало привлечения рабочей силы из других регионов страны. К 1939 году доля городского населения Сибири выросла до 31,3 %. Была основана сеть городов в районе Кузнецкого бассейна.

        В  начале 30-х годов была достроена  Туркестано-Сибирская магистраль, связавшая  Сибирь и Среднюю Азию.

       Во время Великой Отечественной войны население крупных городов Сибири резко выросло за счёт эвакуации промышленности и людей из Европейской части СССР. В 1941—1942 годах в Сибирь прибыло около 1 миллиона человек.

       Промышленное освоение Сибири продолжилось с 1950-х годов. В Сибири были построены крупные гидроэлектростанции: Новосибирская ГЭС на реке Обь, Енисейский и Ангарский каскады ГЭС.  В 70-х годах началось строительство Байкально-Амурской магистрали. Одновременно вдоль нее строились новые населенные пункты. При разработке новых месторождений образовывались крупные ПТК, предприятия которых играли градообразующую роль. Масштабное освоение севера Западной Сибири началось с разработкой там месторождений топливных ресурсов. Возникло множество новых городов, специализированных на добыче и переработке нефти и газа.      [4]

        Таким  образом процесс индустриализации  Сибири оказался причиной увеличения  численности населения Сибири, формирования  нового опорного каркаса расселения, часть центров которого сложилась  исторически, другая часть была  сформирована вновь в виде  крупных индустриальных городов, строившихся вблизи источников  сырья и энергии.

        К  началу 50-х годов на территории  Сибири начали развиваться процессы  индустриального агломерирования, которое проявилось в появлении  большого количества городов-спутников  вокруг крупных городских центров, процессы магистрализации проявлялись в привязке населенных пунктов к крупным транспортным магистралям и рекам.

 

 

2. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО МАКРОРЕГИОНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

        В  целом на территории современной  России существует зона наиболее  плотного заселения, которая охватывает  практически всю европейскую  часть страны, сужаясь к территории  Восточного макрорегиона, где занимает  только южную его часть и  сужается к востоку.

      В обширных  северных областях региона характерен  очаговый тип размещения населения, там расположены на больших  малоосвоенных территориях отдельные  города с узкой промышленной  специализацией, которые сформировались  вблизи крупных месторождений. Например, это Билибино и Бодайбо, промышленной  специализацией которых является  добыча золота, г.Мирный – добыча  алмазов, Братск и усть-Илимск были построены вблизи месторождений железной руды, в Норильске разрабатывают месторождения никеля, меди, каменного угля. Часть этих городов получила свое развитие исторически, так как сформировалась давно как торговые и транспортные центры. Это Якутск, Анадырь, Верхоянск и другие города.

      На территории  севера Западной Сибири представлено  много новых городов, образованных  в связи с разработкой месторождений  нефти и газа. Это Новый Уренгой, Ханты-Мансийск, Сургут, Нижне-Вартовск, Мегион и многие другие. Часть  этих городов была образована  ранее, в период активного освоения  Сибири, и получила новое развитие  в связи с открытием вблизи  этих городов новых месторождений.

     Города северной  части восточного макрорегиона  небольшие, численностью менее 500 и  менее 10 тысяч человек. Плотность  заселения этих территорий самая  низкая в России, часть территорий  вообще не заселена.

      Опорный  каркас расселения южных областей  восточного макрорегиона имеет  другие признаки. Здесь продолжается полоса плотного заселения, идущая с европейской части России. Имеются крупные города с численностью населения 4-5 миллионов человек. Это Омск, Новосибирск, Екатеринбург и Челябинск. Города с численностью населения от 1 до 2 миллионов человек – это Тюмень, Барнаул, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток.

         Формирование опорного каркаса  расселения – это генерализованное  выражение географического хода  урбанизации, проявление центростремительных  и линейностремительных тенденций  в расселении.

       Формирование  опорного каркаса расселения  проходит 3 основные стадии: 
I – центровая («точечная») концентрация – нарастание числа увеличение размеров крупных городов.

II – агломерирование, когда  крупный город, становясь ядром  агломерации, формирует вокруг себя  плеяду спутников

III – регионализация, при  которой высокого уровня достигает  имплозия – экономическое сближение  взаимодействующих центров на  основе совершенствования транспорта.

        В Восточном макрорегионе в настоящее время появляются процессы агломерации, магистрализации и имплозии городов.

 

3. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТОВ АГЛОМЕРАЦИИ, МАГИСТРАЛИЗАЦИИ И ИМПЛОЗИИ.

       В районах Сибири и Дальнего Востока расположены девять крупных агломераций - это Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул, Хабаровск и Владивосток.

       Первое место занимает крупнейшая агломерация макрорегиона — Новосибирская, затем следуют близкие по численности населения Омская, Новокузнецкая и Красноярская,  Иркутская, за ними следуют Барнаульская и Томская ГА.

        Вопрос агломерирования на данном этапе очень актуален для Сибири и Дальнего Востока. В этих регионах продолжается естественная и особенно миграционная убыль населения, что не отвечает потребностям их экономического развития, ведь именно в этих регионах сосредоточена основная ресурсная база страны. Низкая плотность населения в Сибири и на Дальнем Востоке тормозит развитие промышленности. Приостановить процесс убыли населения возможно, лишь обеспечив приемлемые условия для жизни, которые остановят процесс миграции в западные районы и обеспечат миграционный приток в восточные регионы. Это возможно сделать путем развития крупных городских агломераций. С помощью создания агломераций также возможно повысить уровень управляемости регионом и устранить перекосы в его развитии.   [9]

        Одной из задач дальнейшего  развития региона является создание  и развитие городских агломераций, объединение в них разрозненных  населенных пунктов, этот процесс  находится на разной стадии  развития в различных областях  региона. 

         Новосибирская агломерация сформировалась в сильно урбанизированном регионе Новосибирской области, где доля городского населения составляет 75 %, причем более половины населения области сосредоточено в Новосибирске.

        Причины создания Новосибирской агломерации:

1)необходимость становления Новосибирска как крупнейшего в Восточном макрорегионе инновационного центра. Для решения данной задачи необходимо развитие Новосибирска как одного из крупнейших в стране городов, а также сопутствующих ему поселений: наукоград Кольцово, наукоград Краснообск, промышленно-логистический парк в районе аэропорта Толмачево. Подобные задачи не могут быть решены силами и в пределах отдельно взятого крупного города. Граница городской территории при такой постановке оказывается ненужным сдерживающим фактором.

Информация о работе Опорный каркас расселения Восточного макрорегиона России