Народы Вьетнама и Камбоджи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Юго-Восточная Азия населена народами, имеющими разное историческое прошлое и неодинаковые этнографические характеристики. С глубокой древности в этом регионе происходили постоянные миграции населения, смешивались и разделялись этнические группы, возникали крупные народы, исчезали небольшие. У народов и племенных групп Юго-Восточной Азии чрезвычайно различны уровни социального развития. Здесь сосуществуют общества, у которых государства сложились еще на рубеже нашей эры, общества, у которых еще сильны архаические уклады, и племена, все еще находящиеся на первобытнообщинном уровне развития. Все это делает Юго-Восточную Азию невероятно интересным объектом для исторических, этнологических и социологических исследований.

Содержание работы

Введение 3
Общая характеристика региона 4
Этнолингвистический состав 5
Этническая и политическая история 6
Каменный век 6
Эпоха бронзы и раннего железа 8
Появление государственности 10
Особенности этнокультурной системы 13
Этнический состав населения Камбоджи 15
Этнический состав населения Вьетнама 17
Список использованной литературы: 19

Файлы: 1 файл

моя Курсовая работа.docx

— 52.53 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

студентки I курса

Папе Людмилы 

по теме «Народы  Вьетнама и Камбоджи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: Н. М. Спатарь

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Общая характеристика региона 4

Этнолингвистический состав 5

Этническая и политическая история 6

Каменный век 6

Эпоха бронзы и раннего  железа 8

Появление государственности 10

Особенности этнокультурной системы 13

Этнический состав населения Камбоджи 15

Этнический состав населения Вьетнама 17

Список использованной литературы: 19

 

 

Введение

Юго-Восточная Азия населена народами, имеющими разное историческое прошлое  и неодинаковые этнографические  характеристики. С глубокой древности в этом регионе происходили постоянные миграции населения, смешивались и разделялись этнические группы, возникали крупные народы, исчезали небольшие. У народов и племенных групп Юго-Восточной Азии чрезвычайно различны уровни социального развития. Здесь сосуществуют общества, у которых государства сложились еще на рубеже нашей эры, общества, у которых еще сильны архаические уклады, и племена, все еще находящиеся на первобытнообщинном уровне развития. Все это делает Юго-Восточную Азию невероятно интересным объектом для исторических, этнологических и социологических исследований.

Основной текст работы состоит  из шести частей, из которых первые четыре являются рефератом первой главы из книги Я.В. Чеснова «Историческая этнография стран Индокитая». Я решила взять за основу работы эту книгу, чтобы рассмотреть проблемы этногенеза сначала в целом в Индокитае, а затем отдельно в каждой стране. Народам Камбоджи и Вьетнама посвящены две последние части основного текста.

В первой части «Общая характеристика региона» речь идет об антропологических  характеристиках народов, населявших и проживающих в настоящее  время в Индокитае. Во второй части  кратко описан этнолингвистический состав региона, указаны его основные языковые семьи и группы. В третьей части я попыталась указать важные события из политической и этнической истории Индокитая, повлиявших впоследствии на развитие этих народов, основные моменты этногенеза. В следующей части, «Особенности этнокультурной системы», рассмотрены характерные для этого региона межэтнические отношения, установившиеся еще в древности между развитыми земледельческими народами и многочисленными национальными меньшинствами, живущими обычно в горах, лесах или на морском побережье и отставшими в своем развитии. Затем следуют две части, посвященные народам Камбоджи и Вьетнама соответственно. Здесь описан этнический состав страны и его особенности. Работая над последними частями, я уже была вынуждена отойти от основного текста и использовать более специализированную по странам литературу. Это, во-первых, статьи из книги «Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии» (статья А.И Мухлинова про Вьетнам, статья Я.В. Чеснова про Камбоджу), затем несколько статей из книги вьетнамского этнолога Данг Нгием Вана «Ethnological and religious problems in Vietnam». Реферат первой главы книги «Историческая этнография стран Индокитая» также был дополнен материалами из книг «Основы этнологии» под редакцией В.В Пименова (статья «Юго-Восточная Азия: народы и культура» Г.Е. Маркова) и «История древнего Востока» под редакцией В.И. Кузищева.

 

 

Общая характеристика региона

Коренное население Индокитая  принадлежит, по классификации Н. Н. Чебоксарова,  в основном к южноазиатской  расе, которая характеризуется сочетанием монголоидных и австралоидных признаков. Еще в позднем палеолите и  мезолите  юго-восток Азии населяли переходные между монголоидами и  австралоидами народы. Австралоидные популяции Индокитая, населявшие этот регион в эпоху мезолита и раннего неолита, сделали важнейшие первые шаги к становлению производящего хозяйства в тропической и субтропической Юго-Восточной Азии. Позднее происходит передвижение с севера на юг монголоидных групп и увеличение их роли в формировании населения и дальнейшей истории освоения этих пространств.

 В Юго-Восточной Азии существует  несколько местных вариантов  южно-монголоидной расы. Это «восточно-гималайский» тип, сохранивший многие черты древних монголоидов, в настоящее время сосредоточен главным образом в предгорьях Восточных Гималаев ( нага, качины и другие тибето-бирманцы, частично ва, палауны, шань, карены, кая, некоторые группы мео и зао). На юге Индокитая, а также в изолированных районах  островного мира распространен «индонезийский» или «протомалайский» тип с более выраженными австралоидными чертами. К ним относятся мон-кхмерские и индонезийские по языку народы Южного Вьетнама, а также многие народы Индонезии и Филиппин. В более поздние периоды сложились другие популяции южноазиатской расы, отличающиеся более выраженными монголоидными чертами. Эта тай-малайская («дейтеромалайская») группа включает большинство вьетов (кинь), кхмеров, тайских народов Таиланда и Лаоса, бирманцев, малайцев Малайзии и Индонезии, минангкабау, аче, сунданцев, яванцев и другие народы, а также крупные народы Филиппин.

 

Этнолингвистический состав

Этнолингвистический состав населения  всей Юго-Восточной Азии и особенно стран Индокитая отличается большой сложностью и пестротой. Главные языковые семьи: австронезийская, австроазиатская, китайско-тибетская, тайско-кадайская. В специальной литературе высказывалась гипотеза о родстве австронезийских и австроазиатских языков. В. Шмидт предлагал назвать эту объединенную семью языков аустрической.

 Австронезийская (малайско-полинезийская)  семья на территории Индокитая  представлена тямами и так  называемыми горными индонезийцами  (джараи, эде, раглаи, бих и др.), малайцами. Кроме перечисленных народов на языках австронезийской семьи говорят сенои и семанги Малакки и коренные жители Никабарских островов, принадлежащих Индии.

В австроазиатской языковой семье выделяют несколько групп: языки мунда, никабарские языки, мон-кхмерские языки. На мон-кхмерских языках говорят кхмеры, основное население Камбоджи, горные кхмеры Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Таиланда, моны, живущие на территории Бирмы  и частично в Таиланде, горные моны Северного Индокитая, к которым относятся палауны и ва на северо-востоке Бирмы. Так же к языкам мон-кхмерской группы относятся вьетнамский и мыонг.

В тайско-кадайскую языковую семью  входят тайский и лаосский языки. К западу от вьетов на Индокитайском полуострове живет большая группа народов, говорящих на тайских языках. К ним относятся кхонтай (сиамцы) Таиланда,  лао восточных и северных районов Таиланда и Лаоса, так называемые горные тай Вьетнама и шань Бирмы. К вьетам и тай  по расовому составу, а также по многим особенностям хозяйства и культуры близки народы мео и зао, живущие на севере Вьетнама, Лаоса и Таиланда.

Крупную языковую группу населения  материковой части  Юго-Восточной  Азии составляют тибето-бирманцы, которые относятся к китайско-тибетской языковой семье. Крупнейший народ этой группы, бирманцы,  по своей численности стоит на втором месте после вьетов. К бирманцам по языку близки карены, чины, качины, кая и др. Все эти народы расселены главным образом в Бирме, значительная группа каренов проживает в Таиланде. Кроме того, к тибето-бирманской языковой группе относят обычно несколько небольших народов, живущих разбросанно в северных районах Бирмы, Таиланда Вьетнама (хани, акха, лису, лаху, ицзу и др.).

Этническая и политическая история

Каменный век

ЮВА один из главных очагов возникновения  техники полированного камня, появления  земледелия, керамики и начала использования  металла. Человек современного типа  населял пещеру Ниах уже 41 тыс. лет назад, т.е. когда в Европе и на Ближнем Востоке жил неандертальский человек. Археологические находки в пещере Ниах относятся к верхнему палеолит, мезолиту и неолиту. В конце 60х памятники нижнего палеолита были найдены также на горе До, на юге Вьетнама и в Камбодже. Для Вьетнама и Камбоджи, в отличие от соседних территорий Индонезии, Бирмы и Индии, еще остается неясным вопрос о связи позднего и раннего палеолита.

Следующий исторический этап в ЮВА  был ознаменован мезолитической хоабиньской культурой. Основные занятия хоабиньцев: охота, рыбная ловля и собирательство растительной пищи и моллюсков. Начинается одомашнивание растений, ведется подсечно-огневое земледелие.  Места поселения приурочены к  известняковым пещерам.  Массивные рубящие орудия хоабиня, изготовлявшиеся из речной гальки, продолжают традицию, идущую от позднего палеолита. Нередки орудия с подшлифованным лезвием. Вероятнее всего, что керамика в ЮВА возникла около 10-12 тыс. лет назад, шлифовка еще раньше. Изготовление керамики с веревочным орнаментом В. Сольхейм связывает с использованием растительных волокон рыболовами для изготовления различных снастей. Независимо от того, была ли бронза изобретена в ЮВА или принесена с запада, ее появление относится к этому времени. На западе хоабиньская культура уходит до границы между Таиландом и Бирмой, на севере она заходит в Сычуань и ряд соседних провинций КНР к югу от Янцзы. На востоке хоабиньские орудия найдены в Северо-Восточной Суматре и в Японии, а также в Австралии и на Амуре. Это было время активного культурного обмена во всей ЮВА. Связи охватили Северный Китай с его яншаоским культурным очагом , Индию, Тибет, Меланезию и, возможно, достигли Ближнего Востока. Культурное выражение хоабиньская традиция находит в распространении веревочной керамики, господстве грубых рубящих орудий, в охотничье-рыболовческой и собирательской деятельности и раннем земледелии. Когда начинается развитое мореходство и распространяются связи по всей ЮВА, появляются полированные орудия, новая керамика, распространяется возделывание риса и появляется бронза.

 Уже в раннем  хоабине появляются два типа заселения: горный, связанный с карстовыми пещерами, и приморский, открытый и более ориентированный на добывание продуктов моря. Около 6 тысяч лет до н.э. горные пещеры были покинуты и вскоре после этого появились первые поселения в речных долинах Юго-Восточной Азии, например, поселения Ноннокхта в Северо-Восточном Таиланде и Банкао в Южном Таиланде. На основе находок риса в Ноннокхта и жатвенных ножей в пещере Духов в Таиланде Ч. Горман  высказал предположение о первоначальном появлении риса в горном районе. Переход населения с гор на аллювиальные равнины объясняется в таком случае распространением культуры риса. Но земледелие возникло не повсеместно. Скорее всего, очаг доместикации культурных растений в ЮВА находился в Восточно-гималайской горной области. Впервые на базе ботанико-генетических данных об особой роли ЮВА, и в частности Восточно-гималайской области , писал Н. И. Вавилов.

Ранненеолитическая  бакшонская культура Вьетнама, имеющая аналоги в Лаосе и на Малаккском полуострове, вероятнее всего является продолжением хоабиньской. В бакшонской культуре имеется керамика с орнаментом в виде отпечатка корзинки. В хозяйстве продолжают преобладать собирательство и в меньшей мере охота.

В 1963 году на побережье Северного  Вьетнама  была обнаружена особая, отличающаяся от бакшонской, ранненеолитическая культура куиньван. Эта культура отличается от бакшона и хоабиня тем, что ее носители обитали под открытым небом на берегу моря. Каменные топоры, скребла и ножи не полировались, керамика грубая, чаще без орнамента, реже с отпечатком корзины. К среднему неолиту относятся раковинная куча Дабут, камнеобрабатывающая мастерская Донгхой.  Много поздненеолитических стоянок  обнаружено в дельте Красной реки. Появляются тщательно отшлифованные топоры, тесла и долота, имеющие черенок для крепления рукояти (плечиковые орудия). Керамика по-прежнему имеет отпечаток корзины или орнамент, часть керамики выполнена уже на гончарном круге. Керамика позднего неолита очень похожа на керамику эпохи бронзы.

Таким образом, к 5-4 тысячелетиям до нашей  эры начинают выделяться четыре хозяйственно-культурных типа: равнинные оседлые земледельцы  с выращиванием злаковых культур; приморские собиратели, оставившие раковинные кучи; лесные собиратели; неспециализированные собиратели, продолжавшие жить еще некоторое время в горных условиях, но исчезнувшие впоследствии.

В качестве причин раннего появления  в этом регионе шлифовки орудий, керамики, одомашнивания дикорастущей  флоры следует отметить древность появления здесь человека современного вида, длительное заселение им этих районов, развитие хозяйственной деятельности.

 

Эпоха бронзы и  раннего железа

Это время больших культурных изменений, взаимовлияний и миграций, складываются большие этнолингвистические общества, более отчетливые хозяйственно-культурные типы. Первоначально в этом районе преобладал ручной труд, но со времени донгшонской культуры уже можно говорить о распространении пашенного земледелия. Ведущие темпы развития равнинных местностей по сравнению с горными впервые установились в бронзовую эпоху, что отразилось на переходе к земледелию в широких масштабах и освоении заболоченных местностей. Это в свою очередь привело к сильному различию по экологическим условиям, так как до этого было достаточно узких горных долин.

 К эпохе бронзы относятся  поздненеолитическое поселение в Камбодже Самронг-Сен, стоянка с элементами бронзы в Северной Камбодже Млу Прей. В это время появляется культура развитой бронзы – донгшон, с центром на территории Северного Вьетнама.

Находки в Северо-Восточном Таиланде, в  местонахождении Ноннокхта, позволили сделать новые выводы: жители этого поселения были знакомы с бронзой и железом, практиковали обряд трупосожжения, обнаружено возделывание риса. Во-первых, бронза Индокитая имеет  самостоятельное, независимое от Китая и Индии происхождение. Во-вторых, появление металла в области оседлоземледельческого хозяйства, активных морских отношений закономерно.

Особый интерес представляет появление  земледельческих орудий труда в  культуре донгшона: мотыги, лемеха, серпа. Происхождение железа в этой культуре еще не ясно, но, вероятнее всего, железо появилось в Индокитае в I тысячелетии до н. э. и это не вызвало резких культурных изменений. Для описания быта донгшонцев многие этнографы используют характеристики быта лак-вьетов, предков вьетов, так как культура донгшона обнаружена на территории расселения этого народа. Вероятнее всего, было распространено террасное орошение (поля-лак, орошавшиеся при приливах и отливах), разводили быков, коз, свиней и кур.

Изображения на бронзовых донгшонских  барабанах позволяют описать хозяйство и материальную культуру той эпохи: обрушивание женщинами риса в ступах с помощью деревянных пестов (так до сих пор делают многие горцы), охота, рыбная ловля, мореходство, парусные и гребные суда, набедренные повязки, головные уборы из птичьих перьев(такой костюм есть у горцев: нагов и качинов). Дома представляли собой свайное стороение с лестницей, двускатной крышей, на коньках которой были изображены птицы.

Ритуальные сцены на донгшонских  барабанах вызывают разные мнения о  религиозных представлениях того времени. В. Голубев рассматривал изображения  лодок, как погребальный обряд (погребения с лодочной символикой распространены у горцев Вьетнама джараев и эде). Вьетнамские ученые особо указывают  на использование  бронзовых барабанов  в ритуалах, например, у мыонгов  при обряде «выход в поле», на Новый  год, на свадьбах и похоронах.

Информация о работе Народы Вьетнама и Камбоджи