Мягкая сила как механизм реализации интересов Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:04, реферат

Описание работы

Цели и задачи. Целью является выявление механизмов реализации интересов КНР на международной арене в рамках концепции «мягкой силы».
Для реализации выбранной цели были поставлены следующие задачи:
изучить историю возникновения термина «мягкая сила», сферы употребления;
проанализировать роль концепции «мягкой силы» во внешней и внутренней политике государства;
исследовать масштабные акции культурного характера, проведенные КНР на мировой арене;
исследовать сотрудничество КНР с другими странами в экономической, социальной сферах;
исследовать направления внешней политики КНР, позволяющие играть роль в глобальной стабильности и «гармонизации» международных отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Концепт «soft power».
История понятия
Роль «мягкой силы» в политике государства.

Глава 2. Стратегии реализации «мягкой силы».
2.1 Реализация в культурной сфере.
2.2 Реализация в области оказания помощи в экономической и социальной сфере.
2.3 Реализация в сфере укрепления глобальной политической и экономической стабильности.
Заключение
Список источников.

Файлы: 1 файл

МЯГКАЯ СИЛА РЕФЕРАТ.docx

— 60.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Концепт «soft power».

    1. История понятия
    2. Роль «мягкой силы» в политике государства.

 

Глава 2. Стратегии реализации  «мягкой силы».

2.1   Реализация в культурной  сфере.

2.2   Реализация в области  оказания помощи в экономической  и социальной     сфере.

2.3   Реализация в сфере  укрепления глобальной политической  и экономической стабильности.

Заключение

Список источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное состояние международных отношений  требуют от государств новых подходов к обеспечению внутренней и внешней  безопасности. Многим государствам, особенно недавно вступившим на путь независимого развития, необходимо создание единого  социума, сознающего свои национальные интересы, культурно-историческую и  ментальную общность. Подобный социум представляет собой основу, опираясь на которую, можно решать дальнейшие задачи по экономическому, интеллектуальному  и культурному развитию. Стратегия  «мягкой силы» в данном случае может быть тем фактором развития, позволяющим реализовывать государственные  интересы на мировой арене. Тенденции мирового развития таковы, что значение «мягкой силы» в общем властном балансе любого государства будет возрастать. Это обусловлено тем, что даже самые развитые государства не могут решать внутренние и международные проблемы исключительно силовыми средствами. КНР в этом отношении не является исключением. Китайские политики и ученые ведут поиск модели национального развития, что проявляется в разработке стратегии «гармоничного мира» и концепции «мягкой силы», которые в полной мере соответствуют растущей экономической и политической мощи страны, ее национальным интересам. Сегодня стратегию «мягкой силы» стремятся все чаще применять не только во внешней, но и во внутренней политике, ведь в современном мире существуют не только государства, имеющие глобальные геополитические интересы, но также страны, стремящиеся решить те или вопросы на более локальном уровне и, прежде всего, на уровне внутреннего национального пространства. Данная концепция уже продемонстрировала свою эффективность в теоретическом и практическом плане, что стало основанием для пристального изучения понятия и разворачивания широких дискуссий вокруг этой тематики.

Скорейшая разработка и реализации стратегий  «мягкой силы» сегодня как  никогда актуальна для государств, относящихся к различным цивилизационным  пространствам. Несмотря на то, что  в результате глобализации народы и  культуры стали намного теснее контактировать, в полноценном понимании культурно-исторических и ментальных особенностей контактирующих цивилизаций все еще остаются очень большие пробелы. Речь идет в первую очередь о ситуации во взаимоотношениях носителей Западных и Азиатских культурно-религиозных цивилизационных идей.

 

Подобная  актуальность вызвана, в первую очередь, необходимостью укрепления глобальной безопасности и мирного сосуществования государств, относящихся к разным цивилизациям. Любое государство или союз государств в современном мире преследуют определенные геополитические задачи, достижение которых наиболее эффективным становится в результате реализации «мягкой силы».

Цели и задачи. Целью является выявление механизмов реализации интересов КНР на международной арене в рамках концепции «мягкой силы».

Для реализации выбранной цели были поставлены следующие задачи:

      1. изучить историю возникновения термина «мягкая сила», сферы употребления;
      2. проанализировать роль концепции «мягкой силы» во внешней и внутренней политике государства;
      3. исследовать масштабные акции культурного характера, проведенные КНР на мировой арене;
      4. исследовать сотрудничество КНР с другими странами в экономической, социальной сферах; 
      5. исследовать направления внешней  политики КНР, позволяющие играть роль в глобальной стабильности и «гармонизации» международных отношений.

 

Объектом исследования является внешняя политика китайского государства.

Предметом исследования является цели и задачи, реализуемые правительством КНР в культурной, политической, экономической, социальной и др. сферах жизни китайского народа и государства.

Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Концепт «soft power».

    1. Понятие «мягкая сила».

 

Концепция «мягкая сила» («soft power») была впервые на научно-теоретическом уровне сформулирована американским политологом, профессором Гарвардского университета Дж. Найем на основании внешнеполитической стратегии США по поддержанию положительного имиджа США в мире и продвижению лучших сторон американской культуры и социальных достижений.

Термин «soft power» может быть расшифрован как сила, мощь, власть, энергия, обладающая свойствами, присущими некой «мягкой» материи. В смысловом плане данным свойствам приписываются такие образные характеристики, как гибкость, пластичность, ненавязчивость, хрупкость, нежность, соблазнительность. «Мягкая сила» действует таким образом, что субъект свободно и добровольно ей подчиняется, воспринимает ее предписания как результат своего самостоятельного выбора. «Мягкая сила» достигает стратегических целей, не прибегая к внешнему материализованному насилию. Ее инструментами влияния выступают интеллектуальные паттерны, когнитивные соблазны, привлекательные идеи и символы, обольстительные визуальные и аудиальные образы. «Мягкая сила» активизирует стереотипы общественного восприятия, приводя в действие архетипичные образы и коллективные представления.1

В современных философских и  политологических исследованиях понятие  «мягкой силы» приобрело характер концепта. Это означает, что данное понятие обладает многослойной смысловой структурой, многозначностью


1   Русакова О.Ф. Концепт «мягкой» силы (soft power) в современной политической философии: Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук/ О.Ф.Русакова, - 2010. - №10. – С. 173-181

многозначностью и разнообразием. У концепта «мягкая  сила» множество толкований, которые вписывают его в тот или иной контекст. Концепт «мягкой силы» активно используется в политической философии в ходе теоретического осмысления глобальных процессов маркетизации и медиатизации общественной жизни, изучения таких знаковых явлений современности, как общество массового потребления, массовая культуры.  В эпоху глобализации и усиления геополитической конкуренции механизмы реализации «мягкой силы» стал рассматриваться политиками в качестве важного ресурса внешнеполитической мощи стран, претендующих на статус мирового центра или полюса власти.

Суть «мягкой силы» Джозеф Най разъясняет путем сравнения ее с традиционными «жесткими» способами внешнеполитического воздействия. Под «жесткой силой» исследователь подразумевает использование во внешней политике таких властных средств, как вооруженное насилие, военное вмешательство, экономическое давление, подкуп. «Жесткая сила» – это способность к принуждению, обусловленная материальной мощью страны. Главными методами данного вида воздействия являются методы «кнута и пряника». В противоположность «жесткому» способу влияния, отмечает Най, «мягкая сила» – это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения и подачек.2 «Мягкая сила» противопоставлена «жесткой силе» – военные, материальные ресурсы – и означает способность оказывать влияние на общественное сознание с помощью духовных ресурсов, включающих и культуру. «Мягкое» могущество подразумевает использование в качестве ресурсов властного влияния привлекательных политических имиджей 

 


2 Най Дж. «Мягкая» сила и американо-европейские отношения // Свободная

мысль-ХХI, - 2004. - № 10. - С. 33-41

и культурных ценностей, трансоируемых СМИ. «Мягкое» могущество возникает, когда страна привлекает своей культурой,политическими идеалами и программами. Оно проявляется в вовлечении в процесс сотрудничества без угроз и поощрений.

По мнению Дж. Ная, «мягкая сила» страны основана на трех ресурсах – привлекательности культуры, влиятельности политических ценностей и моральном авторитете внешней политики. Привлекательность внешней политики во многом зависит от того, насколько будут перспективными ее цели для всех участников межгосударственных отношений, насколько будут совпадать их ценностные ориентации. В качестве примера политики в стиле «soft power» Най называет реализацию внешней политики США, в ходе которой европейцы с радостью принимали американские ценности.

«Мягкая сила» – это система  мощных властных ресурсов, которая  помогает США на протяжении многих лет осуществлять мягкую гегемонию  на международной арене. Одним из элементов мягкой американской гегемонии  Най считает массированную коммерческую рекламу вещественных символов Америки, с которыми в годы «холодной войны» ассоциировались представления о новых горизонтах свободы.

Другим проверенным инструментом мягкой гегемонии Соединенных Штатов является американская поп-культура. Адаптация  к ней европейцев после второй мировой войны способствовала легкому  усвоению идей и принципов либерализма. В итоге именно воздействие поп-культуры на общественное сознание европейцев помогло Соединенным Штатов в  достижении двух важных целей –  демократической реконструкции  Европы и создания НАТО. Массовая культура оказала США большую услугу в  поддержании экономического и военного лидерства.

У американской внешнеполитической «мягкой  силы» есть серьезные конкуренты на международной арене. Одним из основных конкурентов выступает «мягкая сила» Европы. Европа впечатляет своими «мягкими» ресурсами. К ним относятся достижения европейских стран в области литературы (Франция занимает первое место в мире по числу Нобелевских премий в области литературы), в предоставлении убежища мигрантам (Великобритания и Германия – занимают первые места в списке стран по наибольшему количеству беженцев и эмигрантов, проживающих в государстве), в выделении значительных средств для оказания помощи развивающимся странам. «Мягкую силу» Европы укрепляют ее позиции по вопросу о смертной казни, по контролю за оружием, по изменению климата, по соблюдению прав человека, включая права секс-меньшинств.

При реализации «мягкой силы» в  геополитическом и геоэкономическом контексте государства должны конкурировать, прежде всего, в стремлении сформировать положительный имидж на международной  арене через использование механизмов культурного, гуманитарного, экономического плана, а не идти по пути конфронтации.  В данном случае весьма примечателен опыт Китая, который является одним  из первых азиатских цивилизационных  центров, использующих «мягкую силу»  в глобальном масштабе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль «мягкой силы» в политике государства.

 

Понятие «сила» всегда находилось в  фокусе внимания политологов. Обладая  силой, можно многого добиться не только внутри государства, но и за его пределами, на международной  арене. Однако в последнее время  исследователи стали обращать внимание на то, что сила – это не всегда грубая военная мощь. Механизмы влияния  бывают не только прямыми, но и «изощренными». Желаемых результатов во многих случаях  можно добиться при помощи таких  факторов, как духовная и материальная культура, общественные и политические принципы, качество проводимой внешней  и внутренней политики и т.д. Эти  дополнительные факторы в идеальном  исполнении безотказно работают на повышение  привлекательности имиджа страны, формируют  особый ресурс, определяемый как «мягкая  сила».

«Мягкая сила» в современном  мире превратилась в необходимый  атрибут любой экспансионистской  политики, так как позволяет стране экспансионисту добиться своих целей, не прибегая или почти не прибегая к вооруженной силе. Эта идея подтверждается опытом современных международных  отношений, который свидетельствует  о том, что своих целей государство  не всегда может добиться лишь за счет военной и экономической мощи. В большинстве случаев их удавалось  достигать только при помощи элементов, составляющих политику «мягкой силы» - внешняя политика, политическая идеология, экономический альтруизм, духовная и материальная культура. Соединенные  вместе эти элементы безотказно работают на повышение привлекательности  образа страны-экспансиониста, скрывают истинные цели ее политики, позволяют  завоевать симпатию и поддержку  со стороны людей, проживающих в  регионе – объекте экспансии. Очевидно, что хорошо закамуфлированная  экспансионистская политика с большей  вероятностью будет привлекательной  и результативной, если она будет  базироваться на распространении и  принятии общих ценностей, культурных и моральных идеалах страны – экспансиониста. При этом ценности пропагандируются как универсальные и правильные, несущие блага принимающим народам.

Еще одна важная особенность «мягкой  силы» заключается в том, что  разделяет общество и направлена точечно на наиболее политически  активные и влиятельные социальные страны. Она всегда реально используют существующие в стране внутренние противоречия. Чаще всего это межэтнические  конфликты, но также используются социальные конфликты, указывая на неэффективность  политики государства, несправедливость, бедность, а также конфликты региональные – бедные и богатые регионы, возможность  резкого улучшения жизненной  ситуации в бедных регионах в случае отделения. Играя на этих противоречиях  и создавая миф о возможности  их решения в случае вмешательства  извне, она фактически парализует объект экспансии, переводит противоречия в конфликты, позволяя стране-экспансионисту добиться своих целей.

Долгое время казалось, что только США и Запад в широком смысле этого слова могут обладать монополией на «мягкую силу», но сегодня в  связи с увеличивающейся мощью  КНР все больше перехватывает  у США инициативу проведения такой  политики. Пекином разработана концепция  «мягкой силы», призванная устранить  монополию США в этой сфере. Официальное  заявление о начале реализации данной концепции было сделано в 2007 г. на XVII съезде КПК. Ху Цзиньтао в своем  выступлении подчеркнул необходимость  повышения значимости «мягкой силы»  во внешнеполитической и внешнеэкономической  политике страны.1 При этом основным фактором, обуславливающим действие политики «мягкой силы»

Информация о работе Мягкая сила как механизм реализации интересов Китая