Этнический состав населения и национальные проблемы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:23, реферат

Описание работы

Цель моей работы охарактеризовать этнический состав населения и национальные проблемы России. Для достижения цели я сформулировала ряд задач: во-первых, охарактеризовать этнические процессы; во-вторых, описать национальный и религиозный состав населения России; в-третьих, рассказать о народах Европейской и Азиатской части России; в-четвертых, проанализировать концентрацию народов в своих административно-территориальных единицах; в-пятых, рассмотреть межнациональную напряженность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Глава 1. Этнические процессы и национальный вопрос....................................5
Глава 2. Национальный и религиозный состав ……………………………......9
Глава 3. Народы Европейской и Азиатской части России ……………..…....12
Глава 4. Концентрация народов в своих административно-территориальных
единицах.................................................................................................15
Глава 5. Межнациональная напряженность......................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................26

Файлы: 1 файл

этнический состав населения_реферат.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Вторая по численности верующих религия в России – ислам. Его исповедуют татары, башкиры и почти все народы Северного Кавказа (кроме осетин).

Буддизм получил распространение  среди монголоязычных народов –  бурят, калмыков, а также среди  тувинцев.

Большинство верующих среди представителей малых народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока официально считаются православными, но в большинстве случаев они исповедуют родоплеменные, языческие верования (шаманизм).

Число верующих сторонников других конфессий в России невелико. В  последнее время отмечается активная миссионерская деятельность представителей нетрадиционных для России конфессий.[3]

 

 

 

 

НАРОДЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ И АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

 

Динамика численности народов  представляет исключительный интерес  в силу своей неоднородности. Мы можем выделить народы, как с практически не изменившейся численностью, так и с ее огромными колебаниями. Выделяют три группы: народы с не изменившейся (или мало изменившейся) численностью; народы убывающие; народы увеличивающиеся.  
К первой группе относятся: чуваши, башкиры, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы. Ко второй: финны, поляки, цыгане, немцы, мордва, татары. К третьей: саами, вепсы, ненцы, калмыки.

Причиной убывания народов второй группы очень просты. Огромное количество немцев проживало в Казахстане. То же самое происходит и с остальными: поляки жили в Украине; цыгане - практически во всех отделившихся союзных республиках; татары - в Крыму; финны - в Прибалтике. Мордва - быстро ассимилируется из-за своей достаточно сильной рассеянности по территории Российской Федерации.

Рост народов третьей группы объясняется разными факторами. Саамы и ненцы - малочисленные  народы, и, хотя, по переписи численность  их увеличивается (только в процентном отношении), на самом деле положение  этих этносов нельзя назвать беспроблемным. Многие социологи сходятся во мнении, что такие малочисленные народы скоро вымрут. На рост калмыков влияет демографический фактор.

Самая большая и самая интересная - первая группа. Чуваши и башкиры - народы тюркской группы - ассимилируются очень медленно и поэтому общая численность их изменяется слабо. На изменение численности остальных народов, в основном, влияет демографический фактор. У коми-пермяков и карелов заметна естественная убыль. Численность марийцев и удмуртов увеличивается, но всего лишь на 3,5-4,5 %.

Уникальным субъектом по национальному  составу населения является Москва. На 1 января 1997г. в ней проживали представители более 130 наций и народностей, в том числе 8 млн. русских, 253 тыс. украинцев, 175 тыс. евреев, 157 тыс. татар и др.

В Москве произошло скопление беженцев и вынужденных переселенцев. Первыми  прибыли в Москву пострадавшие в  ходе землетрясения в Армении  и армяне - жертвы погромов в Сумгаите и Баку, приехавшие в 1989-1991 гг. Позже  к ним добавились выходцы из зон  военных конфликтов на Кавказе, в Таджикистане и Молдове - люди самых разных национальностей. Значительную их часть составляет русскоязычное население, приехавшее из государств Балтии.

К тому же нет точного учета той  огромной группы лиц различных национальностей, которая приезжает в Москву в поисках заработка на некоторое время или даже на постоянное место жительства из стран ближнего зарубежья. Ориентировочное число таких лиц в Москве и Московской области - примерно миллион или более (но их число постоянно возрастает).

По данным переписи населения 2002 года из 10,383 млн. москвичей основную часть населения (80%) составляют русские, следующими по численности являются украинцы (2,4%), татары (1,6%), армяне (1,2%). Кроме того, в Москве проживает 96 тыс. азербайджанцев, 79 тыс.евреев, 59 тыс. белорусов и 37 тыс.молдаван.

У народов азиатской части сохраняется положительный естественный прирост, причем лидируют представители восточного Кавказа - даргинцы, ингуши, аварцы и чеченцы. Впрочем, и их прирост сильно сокращался на протяжении последнего десятилетия.

Демографический потенциал у народов  азиатской части страны еще велик, в то время как у народов  европейской части он практически  исчерпан.

Наименьшая продолжительность жизни у малочисленных народов Севера и тувинцев, затем идут другие народы Сибири, калмыки и казахи, финноязычные народы (кроме мордвы), русские, мордва и нефинские народы Поволжья, восточнославянские народы, немцы, евреи и армяне, народы Северного Кавказа.

Миграционный прирост положителен  для большинства народов (приложение 2). Но особенно он велик (относительно) у армян, таджиков, азербайджанцев, осетин, грузин и лезгин. Если у народов Закавказья - это продолжение старых тенденций, подстегнутое межнациональными конфликтами и экономическим кризисом, то для таджиков - это почти исключительно следствие гражданской войны на родине, ведь у других среднеазиатских народов наблюдался или отток из России или слабый приток в нее. Славянским народам миграция лишь частично компенсирует естественную убыль. И только для двух народов из этого списка - евреев и немцев - это было десятилетие массовой эмиграции. Для армян, напротив, это было десятилетие массовой иммиграции. В результате армяне, которых десять лет назад в России было почти столько же, сколько евреев, теперь по численности почти на 600 тысяч превосходят евреев.

Но для большинства народов  динамику численности определяет естественное движение. Разумеется, такая динамика численности повлияла и на национальную структуру страны в целом.[1,9]

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕНТРАЦИЯ НАРОДОВ В СВОИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦАХ

 

За последние десять лет коэффициент  концентрации менялся не очень сильно и по вполне объективным причинам. Так, увеличение его для татар  связано с тем, что в 1980-х годах  достаточно большое их количество жило на Украине и в других Союзных Республиках - вполне закономерно, что с распадом СССР немалая часть приняла решение переехать на национальную Родину. Отмечается увеличение концентрации калмыков. Это объясняется массовым выездом русских из республики по национальным и экономическим причинам, и возвращением туда коренных национальностей. Однако следует выделить народы с самым низким (татары и мордва) и самым высоким (калмыки и коми) коэффициентом концентрации. Исторически сложилось, что коми - народ, проживающий на одной территории, и даже при существующей миграции эта национальность быстро ассимилируется, там, куда переехала. Поэтому мы наблюдаем столь высокую концентрацию. Калмыки были в 1943-1944 годах выселены Сталиным. Однако в 1956-1957 годах им разрешили вернуться. Немаловажную роль сыграл религиозный фактор. Калмыки - буддисты (даже то, что они кочевники уходят на задний план), люди малообщительные и трудно уживаются среди других народов - "чужаков". У них сильно уважение к своим предкам и к своей земле. Именно это заставило их вернуться на Родину.[10]

Татары - народ тюркской группы, сильно рассредоточенный по всей территории РФ. Ранее уже было сказано, что  такие народы ассимилируются очень  медленно, тем более, что татары еще  и другого вероисповедания. Мордва живет не только в своей административно-территориальной единице, но и в Самарской и Челябинской областях.

Характерная для советского времени  высокая подвижность населения  привела к значительному межнациональному и территориальному смешению. Практически каждый крупный город в бывшем Союзе многонационален, причем во многих случаях в нем нет национального большинства. Это также относится и к бывшим союзным республикам и большому количеству субъектов Российской Федерации. Например, Башкирия и Татарстан - соседствующие республики. Они всегда были достаточно дружественны: в башкирских школах велось преподавание на татарском языке, известные писатели также сочиняли на этом языке. В настоящее время государственные органы Башкирии утвердили законы о принятии конституционных прав и обязанностей проживающих там татар, в связи с их возросшим количеством. Нужно также отметить, что в этих двух республиках мало межнациональных конфликтов и волнений - в этом заслуга сложившийся там жесткой системы управления, основанной на беспрекословном подчинении.  
           Немногочисленность коренного населения в составе республики Карелия объясняется существованием до 50-х годов Карело-Финской ССР. Немало русских жило на территории современной Карелии, в то время как сами карелы жили немного севернее.[6]

Большое количество разных народов  мигрировало в Коми из-за хороших  заработков там. Благодаря нефти  и газу население республики получает неплохой доход, однако суровые условия  существования вынуждают новоприбывших покидать эти места.

Из более чем 130 национальностей, когда-то населявших СССР, около 80 не имели представлений о национальной культуре. Среди них оказались немцы и поляки. По переписи 2002г. одних только русских проживает за пределами России 25 млн. 290 тыс. человек. Кроме русских за пределами России оказалось 3 млн. русскоязычных представителей других народов.[2]

 

 

 

 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

 

В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные  государства. Естественно, возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Наиболее сложной зоной, где проходили вооруженные действия и до сих пор сохраняется высокое межнациональное, межэтническое напряжение, является Северный Кавказ.  
Особенностью ситуации в данном регионе, в который входят: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чеченская республика, является чрезвычайно сложное социально-экономическое положение. Темпы и объем падения производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в нем существенно выше, чем в других регионах России. Социальные противоречия в Северокавказских республиках ощущались уже в 70-х и 80-х годах. Статусные споры между национальностями уходят историческими корнями в советское время, когда центральная власть решала вопросы национально-государственного устройства и изменения границ. Историческими являются и многие территориальные споры.

Особо осложняют ситуацию в регионе  территориальные претензии и  статусные споры (желание восстановить свою государственность, автономию), а также неблагоприятное психологическое состояние значительных групп людей, связанное с ущемленным достоинством, искалеченным прошлым.  
Специалисты считают, что для этого региона характерно стремление ряда руководителей республик использовать межнациональные конфликты для удержания власти. Элитные группы имеют возможность влияния на массы, так как опираются на традиционные институты и представления, а также невысокую политическую культуру населения.[4]

На Северном Кавказе произошли  два крупных вооруженных конфликта - чеченский и осетино-ингушский.

В понимании причин чеченского конфликта и начала военных действий существует несколько подходов. Во-первых, предполагают, он начался из-за борьбы за нефть. Через республику шла торговля оружием, нефтепродуктами, машинами, осуществлялся неконтролируемый вывоз валюты. Во-вторых, по другой версии рассматривают чеченские события с точки зрения концепции национально-освободительного движения, в контексте исторических, социально-экономических, этнических, демографических, психологических факторов, которые предопределили "Чеченскую революцию" и последующую борьбу за суверенитет.

Есть еще одна версия. Возможно, начало военных действий в Чечне  было связано с попыткой продемонстрировать силу Президента РФ, способность сохранить единство России накануне президентских выборов.  
          На Северном Кавказе есть и другие зоны межнационального напряжения. К 1990г. обнажились противоречия между народами Дагестана. Идею суверенизации здесь высказывали кумыки, которые образовали Народное движение "Тенглик" и ведут борьбу за ресурсы.

Время от времени активно выступают  лезгины. Их движение "Садвал" ставило  вопрос об объединении территории их проживания в Дагестане и Азербайджане в единую республику Лезгистан в составе РФ. Но это инициирует конфликт с Азербайджаном и может стимулировать тюркско-горскую напряженность.

Ногайцы тоже ставили вопрос о своей  государственности. Территория, на которой  живет этот народ, сейчас разделена между Дагестаном, Карачаево-Черкесией, Чеченской Республикой и Ставропольским краем. Их движение "Бирлик" искало способы объединения территории и какого-то вида самоуправления.  
          В Хасавюртском районе переплетаются интересы чеченцев, аварцев и лакцев. Напряжение увеличилось в связи с чеченским конфликтом. Вопрос о представительстве во власти для ногайцев, лезгин и других народов практически не решен. Крупнейшим движением среди горских народов является "Джамаат" - объединение аварцев. Его военно-политическое ядро составляет Народный фронт имени имама Шамиля, способный мобилизовать вооруженное население.[1]

Кроме того, в Дагестане свои организации  имеют терские казаки. Лидеры нижнетерского  казачества тоже выдвигали вопрос о  территориальной автономии. 
         Имели место конфликты и в Башкортостане. Эта республика подписала федеративный Договор, но на определенных условиях. Напряженность была снята после подписания Договора о разделении полномочий с федеральным центром. В Башкортостане башкиры составляют 21 % населения, но есть русская и татарская общины. Та и другая активно действовали на уровне лидеров национальных объединений. Активность общественных движений к середине 90-х годов снизилась, но лидеры башкир последовательно отстаивают идеи суверенитета.

Конституционные конфликты имели  место еще в двух республиках - Саха (Якутии) и Туве. В них в  начале 90-х годов активно действовали  национальные объединения, особенно якутские. Связано это было с желанием получить больше самостоятельности в рамках Федерации.

Обычно межэтнические напряжения мы рассматривали на уровне республик. Но сейчас в России есть и области, где эти проблемы стали не менее  актуальными. К ним относятся  прежде всего области высокого притока  переселенцев, беженцев - Краснодарский край, Ставрополье, Оренбургская область. Ситуация в них требует постоянного внимания и серьезного изучения.  
           На развитие межэтнических конфликтов влияют следующие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство (при этом имеется в виду не просто территория, что важно особенно для насильственных конфликтов, а именно какая это территория - равнинная, горная, лесистая, болотистая и т.д.); во-вторых, население какого региона вовлечено в конфликт - большого или малого города, поселков и т.д. Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта, поскольку, чем затяжнее конфликт, тем сложнее выход из него. И, конечно, немалую роль играет то, какого типа субъекты вовлечены в конфликт. Как показали события на постсоветском пространстве, это могут быть и достаточно массовые этнонациональные движения типа тех, что наблюдались в республиках Прибалтики, Армении, Грузии, и локальные столкновения численно небольших групп. [4]

Информация о работе Этнический состав населения и национальные проблемы России