Экономико-географическая характеристика Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Италия (Italy). Столица – Рим. Итальянская Республика, государство в Южной Европе, имеющее выход к Средиземному морю. Занимает территорию, расположенную к югу от Альп, Апеннинский полуостров и два крупных острова в Средиземном море - Сардинию и Сицилию, а также множество более мелких островов (см. прил. рис. 1). Площадь Италии: 301,3 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление: 20 областей, подразделяемых на 95 провинций (см. прил. рис. 2).

Содержание работы

Название страны и состав территории.......................................................................3 стр.
Экономико-географическое и политико-географическое положение.....................4 стр.
Особенности населения. Демографическая политика..............................................5 стр.
Природные ресурсы и их использование...................................................................6 стр.
Общая характеристика хозяйства...............................................................................7 стр.
География основных промышленных комплексов и отраслей................................8 стр.
Специализация сельскохозяйственного производства.............................................9 стр.
Развитие транспортного комплекса..........................................................................10 стр.
Социально-экономическое развитие районов внутри страны...............................11 стр.
Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт.................................................12 стр.
Список литературы....................................................................................................13 стр.
Приложения................................................................................................................14 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 2.00 Мб (Скачать файл)

Неспециализированным  земледелием с выращиванием оливковых  деревьев, зерновых культур, винограда  и домашнего скота характеризуются  Центральные районы Италии – Тоскана, Умбрия и Марке. На Юге специализация  сельского хозяйства весьма разнообразна. Плодородные прибрежные земли заняты садами, в которых выращивают фрукты, оливки и миндаль, и виноградниками. Во внутренних районах преобладают малоплодородные почвы, и там можно выращивать лишь некоторые сорта зерновых и разводить овец. Нехватка воды остается главной проблемой Юга, здесь развитие сельского хозяйства целиком зависит от орошения.

В структуре  сельскохозяйственного производства на продукцию земледелия приходится 95,4%, лесного хозяйства – 1,2%, рыболовства – 3,4%. В стоимости товарной продукции сельского хозяйства на растениеводство приходится 60%, и под влиянием интеграции экономики стран ЕС этот показатель в будущем может еще более возрасти, так как в ЕС Италия специализируется на экспорте овощей и фруктов, при свертывании производства зерна и мяса.

Высокопродуктивное  аграрное производство сосредоточено  на Севере, где используются современная  техника и земледелие на орошаемых  площадях. В остальных районах  ирригация недостаточна, местами  наблюдается эрозия почв.

Посевы занимают 41,6% пригодных для сельского хозяйства площадей. Всего по стране на производстве зерновых специализируется 26,0% хозяйств. На орошаемых землях Паданской равнины выращивается рис, по урожайности которого Италия входит в число мировых лидеров.

Италия является одним из мировых лидеров по производству «средиземноморских» видов продукции – оливкового масла, вина, субтропических фруктов и овощей. Производством «средиземноморских» культур занято 47,4% хозяйств, главным образом на Юге. 

На молочном животноводстве специализируется 2,3% хозяйств, мясном – 1,0%, на разведении овец и коз – 4,9%. Смешанную специализацию имеет 10,2% хозяйств. Крупный рогатый скот выращивается на Севере, в основном на больших молочных фермах в долине р. По. Некоторые выносливые альпийские породы крупного рогатого скота стали разводить в холмистых районах Юга, где раньше выращивали овец и коз.

В условиях преобладания рыночных отношений и проведения государственной аграрной политики растет концентрация сельскохозяйственного  производства, увеличивается количество арендных и кооперативных предприятий.

 

  1. Развитие транспортного комплекса.

В Италии транспорт, как внутренний, так и внешний, играет очень важную роль. Италия имеет хорошо развитую транспортную сеть. Сеть железных и автомобильных дорог Италии развивалась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций недостаточно, за исключением Паданской равнины. Многие автомобильные и железные дороги проложены на крутых склонах, проходят в туннелях или по многочисленным мостам и виадукам, поэтому их строительство и эксплуатация очень дороги. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках большую роль играют дороги, проложенные в Альпах, особенно через перевалы Симплон, Мон-Сени, Тарвизио, Сен-Готард, Бреннер и другие, под которыми пробиты туннели. В Италии более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозится автомобильным транспортом. Из 293 тыс.км. автодорог около половины приходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан-Варесе, построенная в 1924г. Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия. Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя. Итальянский автопарк насчитывает свыше 20 млн. автомобилей, в том числе около 18 млн. легковых.

Железнодорожный транспорт не выдержал борьбы со столь  мощным конкурентом и долгое время находился в состоянии кризиса. Лишь в последние годы, государство, которому принадлежит 82% железных дорог, начало вкладывать капиталы в их усиленное развитие. Модернизированы некоторые линии, построена скоростная железная дорога Рим-Флоренция (“Диреттиссима”), на которой поезда могут развивать скорость до 200-260 км в час, эта трасса составляет часть будущей скоростной магистрали, связующей Милан с Флоренцией, Римом, Неаполем. Общая длина железных дорог - 19,8 тыс.км (включая запасные пути), из них 10,2 тыс.км электрифицировано.

С развитием  нефтеперерабатывающей и нефтехимической  промышленности выросла сеть трубопроводного  транспорта. Общая длина магистральных  нефте- и газопроводов превышает 8 тыс.км. Некоторые из них имеют международное значение, например трубопровод, поставляющий Российский газ на Север Италии, нефтепровод Триест-Ингольштадт. Из Генуи проложен нефтепровод в Милан, Мюнхен, Швейцарию.

Довольно быстро развивается гражданская авиация. Она занимает видное место в Западной Европе. Крупные аэропорты (Фьюмичино близ Рима, Линате близ Милана) служат важными узловыми центрами международной сети авиалиний, соединяющих Европу с другими континентами. Во внутренних перевозках важны аэропорты Неаполя, Палермо, Венеции, Генуи. Воздушный транспорт страны на 75% контролируется государством через компанию “Алиталия”.

Речной транспорт  Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек. По каналам Венеции, ее лагуне и на альпийских озерах курсируют небольшие пассажирские суда типа “речных трамваев”, в небольших количествах перевозятся грузы.

Италия имеет  довольно большой по количеству судов  торговый флот. Он занимает восьмое  место среди капиталистических  стран мира (после Либерии, Японии, Великобритании, Норвегии, Греции, США и ФРГ). Среди стран ЕЭС Италия по общей валовой вместимости судов торгового флота занимает 3 место, уступая лишь Великобритании и ФРГ. Наряду с судами, которые используются под флагом Италии, итальянские судовладельцы имеют значительное количество судов, зарегистрированных в других странах и используемых на внешних рынках под “удобными флагами”. Общее количество таких судов достигает 20-25% общего тоннажа итальянского торгового флота. Эти суда в официальных статистических публикациях по итальянскому торговому флоту не учитываются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономическое развитие районов внутри страны. Причины, обуславливающие неравномерность в социально-экономическом развитии отдельных районов страны. Выравнивание уровней экономического развития.

Лишь в немногих капиталистических странах можно  встретить такие резкие различия в уровнях экономического развития, какие существуют между Севером  и Югом Италии.

В пределах Севера треугольник, который образуют города Милан, Турин и Генуя, представляет собой район наиболее высокоразвитой промышленности. Милан - второй по населению город Италии. По развитию же промышленности, торговой и финансовой функциям этот город занимает первое место, поэтому его нередко называют деловой столицей страны. Милан окружен городами-спутниками, многие из которых обслуживают его своим производством. Милан широко известен также своим оперным театром  
Ла Скала. Лицо Турина определяют автомобильные заводы концерна "Фиат". С ними связаны предприятия других фирм, специализирующиеся на производстве автопокрышек, шарикоподшипников и электрокабеля. Большую индустрию Севера обслуживает Генуя (900 тыс. жителей) - крупнейший порт страны. В городе и его пригородах, протянувшихся вдоль моря, расположено много промышленных предприятий. Побережье Генуэзского залива имеет также большое курортное значение.

Менее развита  в промышленном отношении северо-восточная  часть Севера, где выделяется своей  индустрией Венеция. Этот город славится своеобразием улиц-каналов и архитектурными памятниками. Отходы промышленных предприятий и коммунального хозяйства, загрязняющие Венецианскую лагуну, частые наводнения и постепенное опускание города создают проблему спасения всемирно известных памятников архитектуры Венеции от разрушения. Особое место в Италии, как и во всех странах мира, занимает столица. Рим расположен в центральной части Апеннинского полуострова, в стороне от моря. Это главный административный, политический и культурный центр страны. Хотя в настоящее время в Риме имеется военная, химическая и некоторая другая промышленность, все же его промышленное значение невелико. Город получил всемирную известность благодаря многочисленным историческим и архитектурным памятникам и не случайно является одним из крупнейших центров туризма в мире. Отсталость Южной Италии создала в стране так называемую проблему Юга. После второй мировой войны здесь были построены большой металлургический комбинат в Таранто, несколько нефтехимических комбинатов, атомные электростанции, но это лишь весьма незначительно повысило индустриальную активность Юга. Важнейший промышленный и культурный центр Южной Италии - Неаполь. Как пассажирский порт он занимает первое место в стране, а по грузообороту уступает только Генуе. В Неаполе и его окрестностях расположены известные курорты. Сельское хозяйство Южной Италии характеризуется отсталой агротехникой, низкими урожаями. В то время как часть помещичьей земли пустует, или служит для выпаса скота, крестьяне страдают от малоземелья. Они используют каждый клочок земли, а в горных районах проводят сложные работы по устройству террас, опорных стен, предохраняющих их участки от эрозии.

Юг дает основную часть эмигрантов. В результате сильнейшего  землетрясения на юге Италии в  конце 1980 года, здесь были разрушены многие населенные пункты. Этим еще более было ослаблено экономическое положение Южной Италии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешние экономические связи. Экспорт и импорт.

В системе общего рынка Италия выступает как страна-импортер промышленной продукции (главным образом машин и оборудования) и второстепенных продуктов питания (фруктов, овощей, вина) и в то же время как страна-импортер основных продуктов питания и главных видов минерального и сельскохозяйственного сырья для своей промышленности.

 В импорте Италии преобладают топливо (нефть, уголь, кокс) и промышленное сырье (металлолом, хлопок); она ввозит также машины и продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия (машины, оборудование, ткани) и фрукты (апельсины, лимоны). Наиболее велик товарооборот со странами "Общего рынка", Швейцарией и США.

Дефицит внешнеторгового  баланса Италии частично покрывают  переводы итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн. иностранных туристов. Обслуживание туристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики, оно обеспечивает более 1 млн. человек работой и приносит доход 23,9 млрд. долларов США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Литература.
  1. Брук К. Население мира: этно-демографический справочник. - М.: Наука, 1999
  1. Галкина Т.А., Красновская Н.А. Италия. Серия "У карты мира". - М.: Мысль,1995 Ежегодник БСЭ – 1990
  2. Зарубежная Европа. Серия "Страны и народы". - М.: Мысль, 1998
  3. Смирнова А.А., Шибанова Разбушевавшаяся стихия. По материкам и странам: книга для чтения по географии материков. - М.: Просвещение, 1996.
  4. Урланис Б. Ц. Рост населения в Европе. — Москва., 1941.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Приложения.

                          Рис. 1                                                                      Рис. 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Рис. 3                                                                        Табл. 1

      Год

Население

1980

56 479 300

1990

56 762 700

2000

57 719 000

2007

59 546 696





 

 

 

 

 

 

 

 

 

Визитная карточка Италии.

                           Флаг Италии                                                                     Итальянский «сапог»



 

 

 

 

 

 

 

                                                                Гербы Италии


 

 

 

 

 

 

 

Официальная валюта – Евро              Итальянское виноделие       Равиоли – национальное блюдо Италии


 

 

 


 

 

 


Информация о работе Экономико-географическая характеристика Италии