Экономико-географическая характеристика Центрального федерального округа, развитие транспортной сети Московского региона железной дор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:40, практическая работа

Описание работы

Транспортной продукции свойственны определенные особенности:
1. Транспорт не производит новой вещественной продукции, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения.
2. Продукция транспорта - перевозка грузов и пассажиров - неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы.
3. Продукция транспорта не содержит сырья.

Содержание работы

Введение
Раздел.1 Экономико-географическое положение Центрального федерального округа
Раздел .2 Социально-экономическое развитие Центрального федерального округа
Раздел .3 Уровень развития и размещения отраслей рыночной специализации хозяйства Центрального федерального округа
Раздел .4 Развитие промышленности регионов Центрального Федерального округа
Раздел .5 Проблемы и перспективы развития промышленности региона в условиях перехода к рынку
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Regionalistika СВЕТА.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Экономика транспорта»

Дисциплина: «Регионалистика»

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

на тему: «Экономико-географическая  характеристика Центрального федерального округа, развитие транспортной сети Московского региона железной дороги»

 

 

 

Выполнила: студентка группы МНБ-208

 Кудинова Светлана  Анатольевна

Научный руководитель: старший преподаватель

Котова  Евгения Алексеевна

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

 

Введение

Раздел.1 Экономико-географическое положение Центрального федерального округа

Раздел .2 Социально-экономическое развитие Центрального федерального округа

Раздел .3 Уровень развития и размещения отраслей рыночной специализации хозяйства Центрального федерального округа

Раздел .4 Развитие промышленности регионов Центрального Федерального округа

Раздел .5 Проблемы и перспективы развития промышленности региона в условиях перехода к рынку

Заключение

Приложение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Транспорт является отраслью материального производства. Естественно, что транспорт в наше время это удобное и быстрое средства перемещение из любого места страны. Люди просто не представляют свою жизнь без транспорта, так как в современных условиях, когда чрезвычайно значимыми для развития экономики и хозяйства отдельных регионов становятся межрегиональные хозяйственные связи, а эффективность производства обусловливается уровнем специализации и кооперации. Едва ли ни наиболее важным элементом экономического развития становится состояние инфраструктуры, которая включает в себя, в том числе и транспортные сети.

    Транспортной  продукции свойственны определенные особенности:

1. Транспорт не производит  новой вещественной продукции,  а является продолжением процесса  производства в пределах процесса  обращения. 

2. Продукция транспорта - перевозка грузов и пассажиров - неотделима от процесса транспортного  производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. 

3. Продукция транспорта  не содержит сырья. 

4. Схема кругооборота  капитала на транспорте отличается  от кругооборота в промышленности  и сельском хозяйстве: приращенный  капитал выступает в ней не  в товарной форме, а только  в денежной.

5. На транспортном рынке  реализуется не товар в виде  новой вещи, а сам производственный  процесс транспортного комплекса. 

6. Количество труда, затрачиваемого  на перевозку грузов, зависит  не от их стоимости, а от  веса и расстояния .

7. Для транспорта характерны  линейные формы размещения (в  то время как для промышленности - дискретные, а для сельского  хозяйства - площадные и континуальные).

8. Доставка грузов от  производителя к потребителю  и пассажиров к их месту  назначения возможна лишь в  результате взаимодействия различных  видов транспорта.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается  по регионам. Обеспеченность путями сообщения, как по общей длине, так и по плотности отличается. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ — велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту.

 Цель данной работы - рассмотреть особенности развития  железнодорожного транспорта в  Центральном экономическом районе. Для достижения поставленной  цели нужно решить следующие  задачи: 1) Дать общую экономико-географическую характеристику района 2)Провести анализ транспортной системы района, рассчитать густоту железнодорожной сети района, составить карту и картосхему района.

 

 

 

 

 

Раздел.1 Экономико-географическое положение Центрального федерального округа

1.Центральный федеральный окру Российской Федерации  включает два экономический района: Центральный, в который входят: Брянская, Владимировская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Тверская , Смоленская, Ярославская, Тульская области : Москва и Центрально - Черноземный: Воронежская, Курская, Тамбовская, Липецкая, Белгородская области.

Район Центра лежит в пределах атлантико-континентальной климатической области умеренного пояса. Для него характерны не слишком холодная зима и теплое, но не чрезмерно жаркое лето. Во все сезоны преобладают западные ветры, приносящие воздух атлантического происхождения. Среднегодовое количество осадков составляет 450-600 мм. Климат умеренно континентальный, не вызывающий особых затруднений в ведении хозяйства, эксплуатации производственных и социальных объектов. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель и овощи, заниматься садоводством и развивать различные отрасли животноводства.

Соседство с развитыми  индустриальными районами России (Центральным, Поволжским, Северо-Кавказским) и Украины  ( Донецко - Приднестровским) благоприятно сказывается на его экономическом развитии. Экономико-географическое положение района одно из самых выгодных в стране. Он граничит с ведущим промышленным районом страны — Центральным и удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа, Украины. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических, и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы.

Для этого округа важными  городами являются: Москва — 11 612 943 человек, Воронеж — 991 269 человек, Ярославль — 591 374 человека, Рязань — 525 062 человека, Липецк — 502 015 человек. Именно эти города являются главными городами для Центрального федерального округа, потому что именно там сосредоточены денежные средства всего Центрального района.

Для  ЦФО характерен равнинный  рельеф. Территория расположена в нескольких природных зонах -  хвойных, смешанных, широколиственных лесов; лесостепи и степей. Хотя в целом Центр  является равнинным районом, в его пределах  можно довольно ясно различить разные  по характеру рельефа области. На северо-западе расположена Валдайская возвышенность, к которой примыкают обширные низины.  Южнее в широтном направлении через Смоленск, Вязьму и далее тянется  Смоленская возвышенность. На юго-западе  в пределы Центра заходит краем Приднепровская  низменность. На юго-востоке Центра представлено  одно из звеньев обширного пояса низин,  одной из которых является Мещерская низменность.  Южная часть Центра лежит в пределах среднерусской  возвышенности, которая на востоке переходит в Окско-Донскую низменность. Наиболее  пониженная часть района — это долина  реки Оки. Преобладающая часть территории округа принадлежит бассейнам рек Волги и Дона.

 

2.Так же ЦФО самая высокая в России плотность населения (57,09 чел/км² на конец 2007 года). Округ является крупнейшим в России по количеству населения — 37 121 812 чел. (26,16 % от РФ), в том числе: городского — 29 994 175 чел., сельского — 7 127 637 человек (на 1 января 2009 года). Также в ЦФО наибольшая доля русского населения (91,32 % на 2002 год). Это единственный федеральный округ, где нет ни одного национального субъекта федерации. Состоит в основном из небольших, но густонаселённых областей, около половины населения проживает в Москве и Подмосковье.

3.Центр России сравнительно беден природными ресурсами, особенно ископаемыми, ресурсами.  Имеющиеся ресурсы топлива, железных  руд, некоторых нерудных ископаемых,  как правило, и в количественном  и в качественном отношении занимают  весьма скромное место. Такое положение  Центра особенно выделяется именно в связи  с промышленным развитием этого района,  подчеркивающим несоответствие его ограниченных  природных ресурсов и мощного экономического потенциала.

Топливные ресурсы Центра представлены запасами  подмосковного угля и торфа; это низкокачественное  и сравнительно дорогое топливо. Уголь  обнаружен в широком поясе, получившем  название Подмосковного бассейна. Наибольшими  ресурсами отличаются Тульская и Калужская  области. Для этого угля характерными свойствами являются: высокая зольность, влажность и сернистость. Торф,  в связи с широким распространением болот  имеется в северной половине Центра почти  повсеместно. Самые крупные торфяные месторождения  расположены в пределах Мещерской и Верхневолжской  низменностей. Железные руды издавна использовались  в Тульской области, но их запасы незначительны.

Большое  значение имеют нерудные ископаемые.  Центра — известняки, огнеупорные и  кирпичные глины, строительные, стекольные  пески, гравий. Район испытывает огромную  потребность в этих ископаемых и особенно  интенсивно их месторождения используются вблизи Москвы.

 Наиболее характерны для большей части района дерново-подзолистые почвы. С сильной заболоченностью северной части района связано довольно широкое распространение подзолисто-болотных почв. В качестве своеобразных “островов” среди подзолистых почв выделяются массивы темноцветных, более плодородных серых лесных почв. Южная часть Центра резко отличается по почвам от основной его территории. Здесь значительно более плодородные серые лесные почвы и черноземы, которые издавна интенсивно распахивались и утратили часть своего природного плодородия.

Серьезные изменения в  облик растительности Центра внесла многовековая деятельность человека; этот район в течение нескольких столетий был наиболее густонаселенной  и хозяйственно развитой частью страны. В результате на обширных пространствах  леса были вырублены и заменены пашнями  и лугами. Поскольку в результате рубок и других видов воздействия  человека состав лесов сильно изменился, в Центре преобладают вторичные  леса, образовавшиеся на месте коренных хвойных, хвойно-широколиственных и  широколиственных лесов. Очень много  лесов погибло во время Великой  отечественной войны, так что  на западе Центра сейчас много молодых  рощ и перелесков. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Наибольшей лесистостью характеризуется  северная часть района, особенно Костромская  и Тверская области. Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют хозяйственные потребности района. Значительная часть лесного сырья и пиломатериалов ввозится из Северного, Волго-Вятского и других районов. Некондиционное лесное местное сырье и отходы используются слабо. Покрытая лесом площадь ЦЭР составляет 40% его территории, или менее 2% государственного лесного фонда России. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Костромская область относится к зоне лесов промышленного значения, а все остальные области — к зоне малолесных районов. Почти 2/5 лесопокрытой площади района имеет главным образом водоохранное, защитное и рекреационное значение.

Поверхностные водные источники  района представлены разветвленной  речной сетью, относящейся к бассейнам  Каспийского, Черного и Балтийского  морей. Обеспеченность ресурсами поверхностных вод территории района уменьшается с севера-северо-запада на юг-юго-восток. Наиболее крупные реки района — Волга с притоками Окой, Мологой, Костромой и другими, Днепр с Десной, Западная Двина, Дон. Однако в результате положения в районе главных водоразделов в Центре нет особенно крупных водостоков — все значительные реки протекают здесь своими верховьями, набирая полную силу уже за пределами района. Судоходные реки — Волга, Ока, Москва. Другие реки района не имеют большого транспортного значения и в основном играют роль местных источников водоснабжения. Озера многочисленны, но не велики. Северная половина района отличается значительной заболоченностью. Почти повсеместно здесь встречаются тысячи больших и малых болот.

4.Этому макрорегиону принадлежит первенство по основным фондам экономики , сельскохозяйственному и промышленному производству, научно-техническому потенциалу . На долю ЦФО приходится практически третья часть в РФ продукции машиностроения и легкой промышленности, четвертая часть – химпрому, пятая часть – черной металлургии, основных отраслей его индустриальной специализации. Округ занимает ведущие позиции в стране по выпуску льняных, хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей. Также широко развита пищевая промышленность, в которой высокоразвиты сахарная, маслобойная, мукомольно-крупяная, спиртовая, кондитерская, плодовоовощная, табачно-махорочная отрасли.

5.Центральный ФО лидирует по развитию производственной и рыночной инфраструктуры. Развитие промышленного производства на территории ЦФО на пять пунктов превосходит общероссийские показатели и составляет 14,6%. Общая доля промышленности округа – 20% страны. Темпы роста в ЦФО одни из самых высоких (25%). Доля сборов и налогов ЦФО в федеральный бюджет составляет 45%.

Лидирующими отраслями промышленности Центрального ФО является машиностроение и металлообработка. По производству товарной продукции и числу занятых  в производстве людей машиностроительный комплекс занимает первое место в  РФ. В ЦФО хорошо развиты ракетно-космическая  промышленность, авиастроение, радио- и электронная промышленность, железнодорожное машиностроение, производство точных станков с ЧПУ, робототехники. Химическая промышленность представлена производством удобрений и химией органического синтеза (пластмассы, синтетические смолы, лавсан и т.д.).

Центральный ФО – один из крупнейших производителей полиграфической  продукции. Значительная часть полиграфии выпускается на полиграфкомбинатах Москвы, Московской области, в Твери, Туле, Рязани и Ярославле. ЦФО среди  других федеральных округов России лидирует по всем основным показателям  социально-экономического развития. Только по общему объему промышленного производства слегка уступает Приволжскому ФО. Среди  других отраслей выделяется сельское хозяйство, строительство, общественное питание и торговля.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрального федерального округа, развитие транспортной сети Московского региона железной дор