Экономический, образовательный, социальный состав населения и тенденции их изменений в мире и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время, в связи с окончанием перехода российского общества к рыночной экономике и проведением различных реформ, изучение экономического, образовательного и социального состава населения представляется довольно актуальным, так как эти характеристики дают представление о структуре общества и качестве жизни населения.
Целью данной работы является характеристика экономического, социального и образовательного состава населения в России и мире.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и структура населения 4
1.1. Население как объект демографии 4
1.2. Структура населения 6
2. Экономический состав населения 9
2.1. Экономически активное и неактивное население 9
2.2. Уровень безработицы 12
3. Образовательный и социальный состав населения мира и России 16
3.1. Образовательный состав. Уровни образования стран мира 16
3.2. Социальные группы населения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Файлы: 1 файл

Реферат - Экономический, образовательный, социальный состав населения и тенденции их изменений в мире и России - копия.docx

— 47.20 Кб (Скачать файл)

циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

Скрытая – формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

        Особое  место в демографическом анализе  занимает оценка уровня безработицы. 

Уровень безработицы - процент  безработных от общего количества гражданской  рабочей силы4. Для каждой страны существует официальные данные по допустимым для экономического роста размерам безработицы. Уровень безработицы изменяется под влиянием циклического характера развития экономики. Обычно рост безработицы сопровождается падением курса национальной валюты.

Можно выделить следующие  последствия безработицы:

    • Снижение доходов
    • Проблемы с психическим здоровьем
    • Потеря квалификации
    • Экономические последствия (потеря ВВП)
    • Ухудшение криминогенной ситуации.

Рост безработного населения  свидетельствует о неэффективной  социально-экономической политике правительства, связанной с трудоустройством населения. Уровень безработицы, превышающий 10%, считается социально опасным. В России в период экономических  реформ уровень безработицы был  выше критического: в 1999 году он составил 13%. Но на фоне постепенного выхода из экономического кризиса и снижения уровня безработицы (в 2003 он составил 7,5%), а также отрицательной  демографии, экономисты предрекают, что  России будет грозить не безработица, а нехватка рабочих рук.

В 2008 году удельный вес общей численности безработных   
в численности экономически активного населения в России составил 6,3%5.

 

  1. . Образовательный и социальный состав населения мира и России

    1. Образовательный состав. Уровни образования стран мира

Одним из основных средств  развития личности  и  формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)6:

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее  образование;

3) начальное профессиональное  образование;

4) среднее профессиональное  образование;

5) высшее профессиональное  образование;

6) послевузовское профессиональное  образование.

Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники  и культуры, а также общественными  отношениями.

Образовательный уровень  населения – одна из важнейших  характеристик общества и страны.

Можно выделить группу ведущих  стран мира в сфере образования: Австралия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Канада, Корея, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония.

Из этой группы стран наиболее высокие показатели уровня образования  населения имеют:

индекс образования - Австралия, Испания, Канада, Финляндия (индекс образования 0,99);

доля взрослого населения  с высшим образованием – США (30%), Нидерланды (28%), Канада, Австралия, Корея (23%);

количество студентов  вузов  - США (13,2 млн.), Индия (11,8 млн.), Китай (10,8 млн.), Россия (6,9 млн.);

доля студентов вузов в населении страны:

с учетом фактора масштаба – Польша (5,4% при количестве студентов 2 млн.), Россия (4,8% при количестве студентов 6,9 млн.), США (4,4% при количестве студентов 13,2 млн.);

без учета фактора масштаба – Финляндия (5,6% при количестве студентов 0,3 млн.);

доля взрослого населения с  третичным образованием – Россия (54,6%), Канада (44,6%), США (39,1%).

В международных рейтингах  в области образования в последние  годы лидируют:

    • США (с огромным отрывом от других стран), Великобритания, Германия, Франция, Австралия -  по экспорту образовательных услуг.
    • США, Великобритания - в международных рейтингах университетов мира
    • Финляндия, Корея, Япония - в международном исследовании функциональной грамотности учащихся PISA24.
    • Китай, Индия, США - по масштабу развития дистанционного образования.
    • Индия, Китай, Россия - по динамике роста числа студентов в высшем образовании.

Следует подчеркнуть, что  США намного опережают другие страны по большинству показателей, в том числе в таких важных областях как экспорт образовательных услуг, международные рейтинги университетов, дистанционное образование. Единственное слабое место – результаты международных исследований функциональной грамотности школьников.

Россия во всех перечисленных  областях значительно уступает не только США, но и ряду других стран, особенно Великобритании, занимающей 2-е место  по численности иностранных студентов (у России 7-е место) и  результатам  международных рейтингов университетов  мира.

Слабые места российского  образования – недостаточная  функциональная грамотность школьников (на уровне США) и низкий академический  рейтинг российских университетов.

В качестве положительных  результатов следует отметить 8-е  место в мире по количеству вузов, вошедших в число лучших 5000 в конкурсе университетских веб-сайтов, а также  наличие в стране мегауниверситета с численностью студентов более 180000 (8-е место).7

 Учёные разработали модель прогноза численности населения планеты и отдельных стран, в которой образование является одним из определяющих факторов — наряду с привязанной к образованности рождаемостью, а также смертностью и миграцией. В четырёх просчитанных сценариях роста народонаселения к 2050 году влияние всех факторов, кроме образования, было одинаковым. Инерционный сценарий, при котором все страны оставляют расходы на образование на нынешнем уровне, дал численность населения в 9,9 млрд; оптимистичный, когда все принимаются инвестировать в образование, как Сингапур и Южная Корея, «ограничился» 8,8 млрд.

Исследователи подчёркивают, что это базовая модель: разрыв между сценариями развития при учёте  всех последствий инвестиций в образование (рост «человеческого капитала» и  улучшение качества жизни) будет  разительным8.

    1. Социальные  группы населения

Любое общество всегда имеет  социальную структуру, под которой  понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Социальная структура  общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное  социальное неравенство, а также  процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными  друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

Начиная с 30-х гг. В Советской  литературе устоялось положение  о том, что в социальной структуре  СССР есть три класса:

1. Рабочий класс; 

2. Колхозное крестьянство;

3. Интеллигенция. 

Данное положение не соответствовало  социальной структуре общества, являясь  ненаучной. С начала перестройки (80-е - 90-е гг.) понимание социальной структуры  общества изменилось, например академиком Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных социологических исследованиях:

1. Рабочий класс: 

- высокообразованные, политически  активные;

- средне-образованные (наиболее  массовый тип);

- рабочие (берут от государства  больше, чем дают);

2. Крестьянство:

- сельские рабочие; 

- фермеры; 

- колхозники;

3. Интеллигенция; 

4. Военнослужащие;

5. Предприниматели; 

6. Крупные хозяйственные  руководители;

7. Государственные и партийные  работники; 

8. Высшее политическое  руководство; 

9. и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи,  священнослужители...).

В настоящее время существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная и Восточная.

Западная (на примере США); включает семь статусных групп:

1. "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;

2. "Высший класс" - главные  управляющие средних фирм, инженер-механик,  газетные издатели, врачи с частной  практикой, практикующий юрист,  преподаватель колледжа...;

3. "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели  муниципальных колледжей, управляющие  среднего звена, учителя средней  школы; 

4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов,..;

5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков...;

6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные  рабочие, бензозаправщики, официанты,  швейцары...;

7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики,...

Восточная (на примере Индии - кастовая система). Имеет место, в основном в странах, с азиатским способом производства (способ производства определяет зависимость всех трудящихся от государства, чиновников, занимающихся распределением благ):

1. "Высший слой" (Кшатрии) - вначале, были воины, поработившие  Индию и занявшие господствующее  положение; 

2. "Брахманы" или "Брамины" - священнослужители, обеспечивающие  идеологическую поддержку высшего  слоя;

3. "Обслуживающий слой" (Вайшьи) - заняты обслуживанием "Высшего  слоя";

4. "Шудры" (Зависимые) - основная  часть населения, имеет свою  иерархию;

5. "Отверженные" (парии).

Существуют смешанные  стратификационные системы, кроме того, по мнению учённых, люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому важным механизмом социальной стратификации является социальная мобильность, которая определяется, как изменение индивидом, семьёй, социальной группой, местом в социальной структуре общества.

Вертикальная мобильность - перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхождение).

Горизонтальная мобильность - переход от одной социальной группы к другой, находящейся на одном социальном уровне.

Географическая мобильность (миграция) - смена места жительства, перемещение на другую территорию.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества:

 

1. Постепенное становление  классовой системы, при сохраняющемся  влиянии этакратической (этакратия - власть государства, основана на рангах во властной иерархии; классовая - размеры собственности и рыночный обмен);

2. Изменение в структуре  занятости. Новые профессии, развитие  самозанятости;

3. Поляризация по имущественному  признаку;

4. Актуализация физико-технической  системы стратификации9.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, население в демографии  - это не только совокупность людей, проживающая на определенной территории, но самовоспроизводящаяся совокупность людей, т.е. основным признаком населения помимо качественного (совокупность людей) и территориального (проживающая на определенной территории) является способность к постоянному возобновлению через процесс смены поколений, то есть через процессы рождаемости и смертности.

Информация о работе Экономический, образовательный, социальный состав населения и тенденции их изменений в мире и России