ЭГП Финляндия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Главой государства является президент республики, избираемый сроком на 6 лет. Президент может быть избран максимум на два срока правления подряд. Вместе с однопалатным парламентом он осуществляет законодательный функции. В составе парламента 200 депутатов, избираемого на 4 года на основе прямого и пропорционального голосования. Исполнительная высшая власть принадлежит Государственному совету, который образуют президент и правительство. Нынешнее правительство является коалиционным: социал-демократическая партия, национальная коалиционная партия, шведская народная партия, блок “левых” сил и партия “зеленых”. Из 18 министров, входящих в правительство - 6 женщин.

Файлы: 1 файл

Финландия.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

“Двадцать семейств” крупной буржуазии  владеют контрольными пакетами наиболее мощных промышленных компаний и одновременно занимают ключевые позиции в двух главных коммерческих банках — “Кансаллис осаке панкки” и “Суомен юхдюспанкки”. Эти два гиганта сосредоточили в своих руках более 4/5 всего капитала и кредита коммерческих банков страны. Выделяется семья Эрнрутов, тесно связанная с банком “Кансаллис осаке панкки” и рядом крупнейших лесопромышленных, машиностроительных, судоходных и других компаний. Эрнруты и другие могущественные кланы, которых называют “финскими Рокфеллерами”, стали фактическими хозяевами целых отраслей промышленности. Они оказывают большое влияние не только на экономическую, но и в значительной степени на политическую жизнь страны.

Важную роль в экономике Финляндии  играет государственный сектор. Это  объясняется традиционным владением  государством большой частью земельных, лесных и минеральных ресурсов, переходом  в руки государства после войны  военных заводов и предприятий, принадлежавших германскому капиталу, значительными государственными капиталовложениями в энергетику, металлургию и другие отрасли тяжелой индустрии.

Предприятия, находящиеся под контролем  государства, выпускают примерно 1/5 промышленной продукции страны. Наиболее значительна доля государственного сектора в горнорудной промышленности, металлургии, электроэнергетике, нефтепереработке, химии и машиностроении. Государство владеет 1/3 земельной и около 1/4 лесной площади страны.

Финляндия позже других стран Северной Европы открыла двери иностранному капиталу. Участие иностранного капитала в экономике Финляндии пока сравнительно невелико. Наиболее значительны позиции шведского капитала в машиностроении. Крупные дочерние компании имеют в Финляндии американские и англо-голландская нефтяные монополии.

Рис. 4.

б) Промышленность.

По числу работающих в промышленности и по объему валовой промышленной продукции Финляндия занимает второе место среди стран северной Европы (после Швеции). Промышленности Финляндии, как и Швеции, преобладают две группы отраслей: одна из них связана с обработкой и переработкой древесины другая - с выплавкой и обработкой металла. Но если в Швеции издавна преобладала металлопромышленность, то в Финляндии долго доминировала лесопромышленность

Топливно-энергетическая промышленность.

Снабжение энергией — одна из наиболее сложных экономических проблем  Финляндии. Перед второй мировой  войной 3/4 потребности страны в энергии  покрывалось собственными ресурсами. Основу топливно-энергетического баланса составляла древесина, на которую падало более 3/5 общего потребления энергии, на гидроэнергию приходилась 1/8 и на 1/4 потребление энергии покрывалось ввозом минерального твердого и жидкого топлива, собственные ресурсы которого в стране отсутствуют.

Быстрый рост спроса на энергию, прежде всего со стороны весьма энергоемкой  целлюлозно-бумажной промышленности, и одновременно ограничение потребления  дров в связи с более интенсивным  использованием древесины в лесобумажном производстве вызвали резкую перестройку топливно-энергетического баланса. Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии покрывается за счет собственных ресурсов. Остальное же топливо поступает из-за рубежа. Ежегодно ввозится 13—14 млн. т. нефти и нефтепродуктов, около 4 млн. т. каменного угля и кокса и около 1 млрд. куб. м. природного газа. Главный поставщик твердого и жидкого топлива в Финляндию — Россия. Природный газ также поступает из России по проложенному через Карельский перешеек газопроводу.

Нефтеперерабатывающие заводы расположены на южном и юго-западном побережье страны в Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ Турку.

Электроэнергетика Финляндии долгое время использовала преимущественно  гидроэнергетические ресурсы. Большое  гидроэнергетическое строительство  развернулось после второй мировой войны на реках северной части страны. Были сооружены каскады электростанций в бассейнах рек Оулуйоки и Кемийоки. Общая мощность возведенных на этих двух богатых гидроэнергией реках 15 электростанций достигает 1300 МВт. и превышает половину мощности всех гидроэлектростанций страны.

К концу 1960-x годов наиболее мощные и выгодные в технико-экономическом  отношении водопады были уже освоены, и лидерство в финской электроэнергетике  перешло к тепловым электростанциям, значение которых из года в год возрастает. В 1977 г. на долю ТЭС пришлось около 2/3 производства электроэнергии. Размещены тепловые электростанции в основном на южном и юго-западном побережье страны у крупных городов, нефтяных портов и нефтеперерабатывающих заводов. Крупнейшая ТЭС страны “Инкоо” (мощностью 800 МВт.), расположенной на берегу Финского залива юго-западнее Хельсинки, вторая по значению ТЭС (мощностью 440 МВт.) находится рядом с нефтеперерабатывающим заводом в Нантали, близ Турку. На юго-востоке страны сооружена электростанция, топливом для которой служит природный газ, подаваемый из России.

Новый этап в развитии электроэнергетики  Финляндии начался после того, как в 1977 г. вступило в строй первая АЭС близ города Тивисы на берегу Финского залива. Электростанция построена  при техническом содействии СССР и работает на российском уране.

Только после второй мировой  войны в значительной мере в результате хозяйственных связей с Россией  в Финляндии быстро стали развиваться  металлургия, металлообработка и машиностроение.

Лесная промышленность.

Лесобумажная промышленность обладает богатой сырьевой базой - обширными  таежными лесами. А ежегодно финские  лесорубы заготовляют в зависимости  коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн. куб. м. Древесины, главным образом  еловой и сосновой.

Финляндия - один из крупнейших производителей в мире пиломатериалов, бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 млн. куб. м. пиленных и струганных досок. По экспорту пиломатериалов занимает третье место после России и Канады. Наиболее крупные центры лесопиления расположены в устьях главных лесосплавных рек - Кюмийоки, Кокемяэнйоки, Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города Котка на побережье Финского залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром лесопиления относятся также Ланпенранта, расположенная на южном берегу озера Сайма, у начало Сайменского канала. Размещение лесопильных и других деревообрабатывающих предприятий. На реках и озерах имеет в основном исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса автомобильным транспортом.

Ныне металлопромышленность заняло ведущее место по числу занятых, объему капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее, лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в мировой торговле.

Машиностроение.

Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция которой занимает в финском экспорте по стоимости второе место после лесобумажного производства. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города страны — Хельсинки. Турку и Тампере - одновременно важнейшие машиностроительные центры.

В машиностроении выделяются, прежде всего, судостроение и изготовление оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

С участием шведских концернов “Вольво” и “СААБ-Скания” создана автомобильная промышленность, впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых и около 2 тыс. грузовых

автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и деталей поступает  из Швеции.

Химическая промышленность.

Большая потребность целлюлозно-бумажного производства и в химикалиях, прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат сырьевой базой для лесохимии и производства удобрений. Рост нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в том числе выпуску синтетических смол и пластмасс. Главные центры химической промышленности — Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски.

в) Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство продолжает играть важную роль в экономике страны, хотя доля занятого в нем (вместе с лесным хозяйством) экономически активного населения за последние два десятилетия уменьшилась почти втрое. Сельское хозяйство полностью обеспечивает потребности страны в молочных и мясных продуктах и в основном в продовольственном и кормовом зерне. Для этой отрасли в Финляндии характерны преобладание мелкого и среднего землевладения, ярко выраженная специализация на молочном животноводстве и тесная связь с лесным хозяйством.

Финляндия — страна мелких и средних ферм. Хозяйства, имеющие участки пашни размером до 10 га, составляют более 3/5 общего числа ферм и владеют более 2/5 всей пахотной земли. Хозяйства с участками в 10—20 га, которые в условиях Северной Европы считаются средними, составляют более 1/4 общего числа хозяйств и имеют более 1/3 пахотной земли. Таким образом, мелкие и средние хозяйства, составляющие 9/10 всех ферм, располагают 3/4 пахотной земли. Идет систематическое разорение мелких фермеров, в результате общее число хозяйств из года в год сокращается.

Подавляющее большинство мелких и  средних хозяйств поддерживают свое существование продажей леса с принадлежащих  им лесных участков, размеры которых  в несколько раз превышают  размеры пахотных угодий. В среднем  по стране на каждую ферму приходится лишь 11 га пашни и в то же время более 50 га продуктивных лесов. Выручка за проданный лес дает в среднем более четверти доходов фермеров, а во многих мелких хозяйствах — до половины всех денежных доходов. В обширных районах Центральной и Северной Финляндии лесное хозяйство служит основным источником существования крестьян, а сельское хозяйство — лишь дополнительным. (См.рис.6.)

Своеобразие отраслевой структуры  сельского хозяйства наряду с  характерным для всех стран Северной Европы преобладанием животноводства над земледелием состоит в Финляндии, как и в Дании, в исключительно большой роли молочного производства. Примерно 4/5 всех доходов финского сельского хозяйства дает животноводство, а доходы от реализации молока составляют 3/5 доходов от животноводства.

г) Транспорт.

   Близкое к полуостровному  положение страны в сочетании  с изобилием глубоких заливов  способствует развитию морских  перевозок. Морем идет 4/5 импортных  и около 9/10 экспортных грузов. По сравнению с соседними Скандинавскими странами торговый флот невелик — его тоннаж несколько больше 2 млн. т. Вес доставляемых морем грузов, среди которых преобладает минеральное топливо, вдвое превышает вес отправляемых из финских портов грузов, состоящих преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов на побережье финского и Ботнического заливов выделяются размерами грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего импортных грузов, и Котка, откуда отправляется больше всего экспортных грузов. Порт Турку отличается интенсивным развитием автопаромного сообщения со Швецией. В соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии нефтеимпортный порт.

Среди развитых в юго-восточной  озерной части страны внутренних водных путей выделяется Сайменский канал, соединяющий одноименную систему озер с Финским заливом и проходящий частично по территории России.

Внутри страны грузы перевозятся  главным образом автомобильным  и железнодорожным транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая 6 тыс. км, принадлежит государству. Она сложилась, еще, когда Финляндия входила в Россию.

В стране насчитывается более 1 млн. легковых и 130 тыс. грузовых автомобилей. Наряду с проложенными между городами автомагистралями повсеместно развита  сеть поддерживающихся круглый год  грунтовых дорог.

Внутренние различия городов.

   Отличительная черта размещения  населения и хозяйства Финляндии  — сосредоточение их на юге  страны. Финские географы, исходя  из уровня заселенности и хозяйственной  освоенности территории, делят свою  страну на две почти равные по площади части: южную, которую называют Освоенной Финляндией, и северную, или Неосвоенную Финляндию. Границу между “югом” и “севером” обычно проводят от города Йоэнсу на востоке страны в северо-западном направлении к городу Оулу на побережье Ботнического залива. В южной половине Финляндии, где равнинный, низменный ландшафт сочетается со сравнительно мягкими климатическими условиями, проживает около 9/10 населения, производится более 9/10 промышленной и сельскохозяйственной продукции, проложена густая сеть автомобильных и железных дорог. В северной же части страны с довольно суровыми природными условиями лишь после второй мировой войны началось серьезное использование богатых лесных, гидроэнергетических и рудных ресурсов. В этот же период ускорилось и сельскохозяйственное освоение территории. В целом, однако, обширная Северная Финляндия продолжает все еще оставаться экономически слабо освоенной и редконаселенной. Если на юг страны можно выделить два уже в основном сложившихся экономических района — Юго-запад и Приозерье, то север как район еще только формируется.

Заключение

Финляндия-высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По занимаемой площади превосходит такие Европейские государства, как Великобритания и Италия, стоя на 7 месте среди европейских стран. Имеющая современную промышленное, интенсивное сельское и лесное хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая,чёрная и цветная металлургия, химическая, текстильная, швейная, крупная пищевая промышленность. Финляндия позже других стран Северной Европы вступила на путь капиталистического промышленного развития. Характерная  яркая выраженная черта экономики Финляндии- высокая степень централизации и концентрации капитала и производства. Отличительная черта размещения населения и хозяйства Финляндии- сосредоточение их на юге страны. В целом, однако, обширная Северная Финляндия все ещё продолжает оставаться экономически слабо освоенной и редконаселённой.

Информация о работе ЭГП Финляндия