История становления практики управления и формирования управленческой мысли в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследовать развитие науки об управлении в Древней Греции. Задачами курсовой работы являются:
1) рассмотрение состояния управленческой науки в эпоху Античности:
2) изучение основных идей выдающихся ученых Древней Греции;
Предметом исследования является история практики управления в Древней Греции. Объектами исследования являются управленческие идеи и в Древней Греции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………стр. 2
Глава 1 Истрия Древней Греции……………………………………..стр. 4
1.2. Дополисная история Древней Греции..........................................стр. 8
1.3 Этапы развития государственности.……………………………..стр.13
1.4. Первый этап (IX-VI вв. до н.э)…………………………………..стр. 14
1.5. Второй период (V - первая половина IV вв. до н.э)……………стр. 16
1.6. Третий период развития политико-правовой мысли Древней Греции (IV - II вв. до н. э.)………………………………………………………….стр. 20
Выводы к главе……………………………………………………….стр. 24
Глава 2. Теоретическая часть………………………………………..стр. 25
2.1 Разработка проблем управления в Древней Греции……………стр. 26
2.2. Научная мысль прошлого об управлении …………………… .стр. 29
Литература……………………………………………………………стр. 34

Файлы: 1 файл

123.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

История становления практики управления и формирования управленческой мысли в Древней Греции.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………стр. 2

Глава 1 Истрия Древней Греции……………………………………..стр. 4

1.2. Дополисная история Древней Греции..........................................стр. 8

1.3 Этапы развития государственности.……………………………..стр.13

1.4. Первый этап (IX-VI вв. до н.э)…………………………………..стр. 14

1.5. Второй период (V - первая половина IV вв. до н.э)……………стр. 16

1.6. Третий период развития политико-правовой мысли Древней Греции (IV - II вв. до н. э.)………………………………………………………….стр. 20

Выводы к главе……………………………………………………….стр. 24

Глава 2. Теоретическая часть………………………………………..стр. 25

2.1 Разработка проблем управления в Древней Греции……………стр. 26

2.2. Научная мысль прошлого об управлении …………………… .стр. 29

Литература……………………………………………………………стр. 34

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов и государств. 
Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения. 
Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т. д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который, в конечном счете, мог бы более надежно привести их к цели. 
Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. от более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Однако уже по этим разрозненным сведениям можно сделать вывод о том, что практика управления зародилась в древних государствах и появилась раньше, чем сама наука - менеджмент. 
Актуальность изучения истории развития  состоит в том, что исследуя идеи об управлении прошлого, можно не только узнать о состоянии управленческой мысли ранних государств и обществ, но и проследить динамику и тенденцию развития этих идей в современном мире. Изучение управления представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций 

Цель данной курсовой работы - исследовать развитие науки об управлении в Древней Греции. Задачами курсовой работы являются:  
1) рассмотрение состояния управленческой науки в эпоху Античности: 
2) изучение основных идей выдающихся ученых Древней Греции; 
Предметом исследования является история практики управления в Древней Греции. Объектами исследования являются управленческие идеи и в Древней Греции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История  Древней Греции 

Латинское слово "антиквус", что в переводе означает "древний", дало название одной из самых замечательных эпох в истории человечества - Античность, эпохе, длившейся почти 15 столетий, вобравшей в себя становление, расцвет и упадок грандиозных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима! Величайшие достижения античного Средиземноморья впервые открыли последующим поколениям многие формы культуры: театр, философию, диалектику, математику, спортивные состязания, мифологию, ордерную систему в архитектуре и многое-многое другое... Несмотря на то, что ни географические характеристики, ни социально-политическая система Древней Греции не представляли собой единства, сама греческая культура была удивительно целостной.    

Государственная система  Древней Греции не была едина, она  состояла из независимых полисов - городов-государств, чаще всего определённых природными границами. Особенности античной культуры Греции заключаются в её космологичности, в утверждении эстетических категорий красоты, меры, гармонии; в её рациональности и антропоцентризме.    

Космос для древних греков - это необъятный мир, вселенная, пребывающая в особом порядке и красоте, противостоящая Хаосу. Уже в этих представлениях видны взаимосвязанные эстетические категории, пронизывающие всю греческую культуру: мера, красота, гармония. Соблюдение меры, по понятиям древних греков, было необходимым условием порядка и гармонии. Мера должна была присутствовать во всем: в философии, политике, этических и эстетических представлениях. "Меру во всем соблюдай", - рекомендуют греческие мудрецы. Соразмерность, определённость, ограниченность составляют в их понимании красоту, а единство в многообразии - гармонию.     

Историю развития культуры Древней Греции принято делить на периоды:  
1. Гомеровская Греция (XI-VIII вв. до н. э.).  
2. Архаика (VII-VI вв. до н. э.).  
3. Классика (V и три четверти IV в. до н. э.).  
4. Эллинистический период (последняя треть IV-I в. до н. э.). 
Каждый из периодов характеризуется удивительными открытиями в области духовной, материальной и художественной культуры.    

В гомеровский период складываются основы мифологии и эпической поэзии, передавших в образной форме жизнь, духовные стремления и героические подвиги народа. Именно мифы являются основой всего последующего развития греческого искусства. В мифах отражаются представления греков о происхождении мира, устройстве общества.    

Греческая мифология  знакомит нас с богами-титанами и  со свергшими их в ожесточенной борьбе богами-олимпийцами. Под властью  громовержца Зевса правит морской  стихией Посейдон и господствует в мрачном подземном царстве мёртвых Аид. Для античного человека мифология была ясна и предметна. В конкретные образы богов облекались таинственные силы природы, утверждая триумф человека и его "воображаемую власть" над ней. Обширный пантеон греческих богов ведает и всеми сторонами человеческой жизни, межчеловеческих отношений. Греческим богам свойственны людские страсти и слабости, они воюют между собой, обманывают, любят и негодуют, милуют и карают. Олимпийские боги - это люди, поднявшиеся над миром благодаря величайшему обобщению и собирательности характерных для человека качеств. Именно мифологическое мышление древних греков становится источником образности не только искусства, но и философии, и науки древних.    

Наиболее интенсивно развивалось античное общество в  период архаики. За два века совершаются значительные открытия в различных областях науки, техники, общественных отношениях. Определяются морально-этические принципы и эстетические идеалы, не утратившие своей роли в античном мире на всем протяжении его истории. Бурно развивается греческая культура. Именно в эпоху архаики складываются её основные феномены: философия и театр, спортивные состязания и ордерная система в архитектуре. Формируются основные черты греческого общества: чувство спаянности гражданского сообщества и состязательное начало.    

Чувство коллективизма  приводит к развитию общественной архитектуры - строительству храмов богов-покровителей общины. По понятиям античного человека храм является моделью мира, "воплощением  храма небесного, где обитали  боги". В образе храма земля соединялась с небом: верхняя часть - фронтон - символизировала небесный мир богов, наос (главное помещение храма, содержащее статую божества) - мир земной.    

"Идея греческого  храма, очевидно, возникла органическим  путём из самого существа греческой религии, исторической и повествовательной, мыслившей бога в образе человека. Назначение греческого храма - быть жилищем божества. Греческое слово "наос" означает одновременно храм и жилище….    

Греческий храм подобен  жилищу человека: его пространство твердо ограниченно и замкнуто, оно служит не для временного шествия, а для постоянного пребывания. Концепция греческого храма возникла не из микенского мегарона, а из более древних традиций элладского жилого дома. Как в конструкции, так и в плане храма греческий архитектор стремился к некоей идеальной норме, к установлению основных неизменных типов" (Б. Р. Виппер).    

В области архитектуры  древние греки впервые применили  стоечно-балочную систему в конструкции  здания, определившую отчётливое деление несущих и несомых частей - опоры и груза.    

Маленькие, изящные, почти  интимные храмики и огромные, величественные, монументальные храмы Древней Греции несли в себе одно и тоже эстетическое начало - ощущение спокойствия и  уравновешенности, благородства и одухотворенности. Соразмерные человеку, они облагораживали и возвышали его душу.    

Ясные художественные решения  античной архитектуры воплотились  в своеобразие ордерной системы, лежащей в основе всей античной архитектуры.     

Ордер представляет собой систему правил и эстетических норм, которые выражаются в порядке соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента). В этой системе противопоставляются несущие (колонны) и несомые части (антаблемент). Основой выразительности ордера является его пропорциональность.    

Ордерное здание, как  правило, имеет ступенчатый фундамент, на который помещается череда вертикальных опор, несущих на себе тяжесть антаблемента, отражающего конструкцию балочного  перекрытия и крыши.    

Два первых ордера - дорический и ионический, знакомят нас с двумя разными образными и композиционными системами, начиная с главных частей ордера - колонны, антаблемент, профиль - и заканчивая планом здания.    

Дорический храм, воплощая дух гражданственности и героики, несёт в себе идею силы и мужества. Его основные черты - это массивное каменное основание, состоящее из трёх ступеней, приземистые и мощные колонны, помещённые прямо на фундаменте храма, заканчивающиеся простой и строгой капителью. 
Капитель дорического ордера состоит из круглой каменной подушки (эхина) и четырёхугольной каменной плиты (абака), принимающей на себя тяжесть антаблемента. Отвесные желобки на колонне - каннелюры придают ей стремление вверх, а относительно небольшое количество (16-20) - устойчивость. Круглая, слегка изогнутая подушка капители словно сплющилась под тяжестью перекрытия, взяв на себя основной груз и зрительно освободив колонну. Антаблемент состоит из трёх частей: архитрава, фриза и карниза; архитрав - балка, которая лежит на колонне, - гладкий; фриз украшают триглифы и метопы (декоративные плиты).    

Ионический храм, воплощая спокойствие, величие духа и строгое  изящество, несёт в себе идею женственности. Его основные черты: колонна спокойно вырастает из основания благодаря  мягкому профилю базы, связывающеё её со ступенями храма. Стройный ствол колонны имеет 24 каннелюры, усиливающие движению вверх особую интенсивную. Капитель состоит из двух замыкающих колонну завитков - волют. Они придают колонне ощущение лёгкости, отгораживая её от тяжёлого антаблемента и лишая её впечатления сильной опоры, несущей тяжесть перекрытия. Пробегающий без перерыва сплошной неукрашенный (или покрытой вереницей скульптурных изображений) фриз ионического храма делает антаблемент лёгкой декоративной частью здания.

1.2 Дополисная история Древней Греции  

Греческая цивилизация, так же как раннеклассовое общество и государство в странах Древнего Востока, вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.  
Однако рождение раннеклассового общества и государства в Греции проходило в иной природной среде и на другой племенной основе.  
История Древней Греции делится на пять периодов: ахейский (XX–XII вв. до н.э.), гомеровский, или «Темные века» (XI–IX вв. до н.э.), архаический (VIII–VI вв. до н.э.), классический (V–IV вв. до н.э.) и эллинистический (III–II вв. до н.э.). Образование полисов происходило во время перехода из классической эпохи в эллинистическую, будучи неизбежным.  
Во II тысячелетии до н. э. вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, как и в большинстве стран Древнего Востока, - через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины.  
В среднеэлладский период (XX–XVII вв. до н.э.) уровень жизни ахейцев был очень низок, что обеспечивало длительное сохранение имущественного и социального равенства; постоянная необходимость вести борьбу за средства к существованию с соседними ахейскими племенами и остатками местного населения обуславливала военно-общинный характер их жизненного уклада.  
В XVII в. до н.э. этот военно-демократический строй сменяется военно-аристократическим; начинается позднеэлладский, или микенский, период истории Ахейской Греции (XVI–XII вв.). Очевидно, в результате постоянных войн происходит возвышение отдельных ахейских общин, подчиняющих себе соседние поселения, а внутри них – концентрация политической власти и материальных средств в руках вождя и его рода. Из страны укрепленных поселков Греция превращается в страну мощных крепостей, доминирующих над сельской округой. Возникают протогосударства, ахейские царства, среди которых выделяются Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и Иолк. Смыслом их существования была борьба за контроль над ресурсами (плодородными землями, скотом, полезными ископаемыми, прежде всего металлами). Сохранение ресурсов обеспечивалось как системой их скрупулезного учета, так и мобилизацией усилий по их защите (строительство укреплений, производство оружия). Приобретение ресурсов осуществлялось путем войн, грабительских набегов, пиратства и, гораздо реже, внешней торговли. Вся история ахейского мира – это история кровопролитных войн. Порой несколько царств объединялись в борьбе против более богатого и могущественного (поход семи аргосских царей против Фив) или для заморской грабительской экспедиции (Троянская война).  
В конце XII в. до н.э. в Грецию вторглись племена греков-дорийцев и родственные дорийцам северо-западные греческие племена ионийцев, эолийцев и ахейцев. Дорийское завоевание, как и ахейское в начале II тыс. до н.э., привело Грецию к новому регрессу – резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и вообще каменного строительства, упадку ремесла, ослаблению торговых контактов, утрате письменности. С падением ахейских цитаделей на всей территории Греции (в том числе и на не занятых дорийцами) исчезли прежние государственные образования, и утвердился первобытно-общинный строй; вновь основной формой поселения стали небольшие бедные родовые поселки.  
В этот период быстро деградируют ремесла и торговля и резко сокращается численность населения; пришельцы основывают ряд поселений, которые некоторое время сосуществуют с выжившими ахейскими; целостность округи разрывается и отношения ее с цитаделью ослабевают. Лишившись своей экономической основы, уцелевшие твердыни в XII в. до н.э. приходят в полный упадок. В то же время дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа. [2] 
XI–IX вв. до н.э. – эпоха господства натурального хозяйства. Социальная и политическая структура основывалась на кровно-родственном принципе. Община состояла из родов и их объединений (фил и фратрий), которые во время войны выступали как войсковые подразделения, а в мирное время образовывали народное собрание. Отношения внутри общины (между филами и фратриями) нередко были очень напряженными; конфликты часто приводили к междоусобицам и кровной мести. Принадлежность к роду являлась единственной гарантией прав, жизни и имущества человека гомеровской эпохи; вне родовой организации он был практически беззащитен – не существовало ни законов, ни авторитетных институтов власти. В то же время земля считалась собственностью уже не рода, а всей общины, и она распределялась (и периодически перераспределялась между ее членами); постепенно надел закреплялся за индивидуальной семьей.  
В то же время постоянное соперничество внутри аристократии препятствовало чрезмерному возвышению отдельных ее представителей. Рост могущества аристократии как таковой в IX в. до н.э. проявился также в ослаблении патриархальной монархии в тех протополисах, где она прежде установилась: царский род постепенно утрачивает свои привилегии, и монополизированные им должности (функции) становятся выборными, превращаясь в достояние всей элиты.  
Период VIII–VI вв. до н.э. – время грандиозных перемен в древнегреческом мире. Причиной их стал кризис, затронувший многие населенные греками регионы, который был вызван коллизией между постоянно растущим населением и сокращением продовольственных ресурсов в результате постепенного истощения почв. Существовало два пути решения проблемы – внутренний и внешний. Первый заключался в более эффективном использовании имеющихся пахотных земель и их увеличении за счет расчистки лесистых территорий, что потребовало новых, более совершенных орудий труда. Второй способ решения проблемы – внешняя экспансия, которая могла быть насильственной или мирной. В VIII–VI вв. до н.э. ряд государств (Спарта, Аргос) пытался силой отнять земли у своих соседей (Мессенские войны и др.). Однако относительное равенство военного и человеческого потенциала многих протополисов часто превращало такую агрессию в бесконечную череду войн, максимально истощавших силы сторон и не приносивших победы ни одной из них. Более перспективным оказалось основание колоний в иностранных землях (Великая греческая колонизация).  
Несмотря на первоначально земледельческую направленность Великой колонизации, многие поселения постепенно превратились в крупные ремесленные центры, ведущие интенсивный обмен с местным населением, а также в центры посреднической торговли. Тем самым они оказали влияние на экономику самой Греции, стимулировав развитие в ней товарного производства.  
Архаическая эпоха ознаменовалась двумя ведущими тенденциями – стремлением в объединению и, с другой стороны, трансформацией аристократического строя. В VII–VI вв. до н.э. основной формой насильственного уничтожения аристократического режима была тирания, которая, в отличие от тирании IV в. до н.э., называется старшей. Тираны пытались навязать обществу принудительное политическое равенство, подавив самую активную его часть – знать. Стремясь избавиться от нежелательных элементов и решить земельный вопрос, тираны порой поощряли колонизацию. Однако, создавая благоприятные условия для экономической деятельности городского и сельского демоса, они пытались отстранить его от политической жизни и лишить его какого-либо военного значения (разоружение гоплитов, запрет собираться на рыночных площадях, ограничение посещений крестьянами города).  
Тирания сыграла важную историческую роль, ибо содействовала крушению аристократии и подготовила утверждение гражданской общины: она способствовала политическому нивелированию общества и в то же время дала ему возможность осознать опасность крайнего индивидуализма, олицетворяемого тиранами.  
К концу VI в. до н.э. в подавляющем большинстве греческих государств установился республиканский строй, при котором политический суверенитет принадлежал народу. В зависимости от состава гражданского корпуса различалось две формы республиканского строя – олигархия и демократия. Если при демократии все члены общины пользовались равными политическими правами, то при олигархии степень обладания ими определялась имущественным цензом: лица с небольшим доходом или выводились за рамки гражданского коллектива и не допускались к воинской службе, или переводились в категорию «пассивных» граждан, лишенных доступа к государственному управлению. Крупнейшей демократией в Греции к началу V в. до н.э. были Афины; олигархиями – Коринф и Фивы.  
Особый полуолигархический-полудемократический вариант республиканского устройства представляла Спарта, где принадлежность к гражданству определялась не принципом оседлости, а историческими условиями дорийского завоевания: только часть местного населения (потомки одного из дорийских племен) входила в гражданскую общину с демократическим типом управления, которая, однако, по отношению к остальным группам местного населения – периэкам (потомкам других дорийских племен) и илотам (покоренным ахейцам) – выступала как олигархия. 
Таким образом, путь социально-экономического и политического развития Греции, протекающий в стандартном варианте симбиоза из междоусобно-завоевательной политики, тиранических настроений, колонизаций, бюрократии, крушений и возрождений культур – был тупиковым. Ибо суть его составлял опять же банальный фактор веками несломляемого корыстолюбия правителей, что делало государство уязвимым не только внешне, но и внутренне.

Информация о работе История становления практики управления и формирования управленческой мысли в Древней Греции