Городская усадьба Твери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:05, реферат

Описание работы

Единственным, полностью сохранившемся усадебным комплексом, характерным для индивидуальной застройки старой Твери, является Городская усадьба, находящаяся в Заволжской части города Калинина на углу улиц Нахимова и Горькова. Ансамбль состоит из трех каменных зданий – полутораэтажного главного дома и одноэтажных – южного и восточного флигелей. В XVIII – XIX веках усадьба принадлежала одному из богатейщих семейств Твери – купцам Арефьевым.

Файлы: 1 файл

Купетческая усадьба.doc

— 905.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Городская усадьба  Твери.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единственным, полностью  сохранившемся усадебным комплексом, характерным для индивидуальной застройки старой Твери, является Городская  усадьба, находящаяся в Заволжской части города Калинина на углу улиц Нахимова и Горькова. Ансамбль состоит из трех каменных зданий – полутораэтажного главного дома и одноэтажных – южного и восточного флигелей. В XVIII – XIX веках усадьба принадлежала одному из богатейщих семейств Твери – купцам Арефьевым.

Семен Петрович Арефьев родился в 1751 году. По стопам деда и отца производил хлебный торг, к тому же занимал ряд крупных постов в городских службах: был ратманом, депутатом, бургомистром. В 1784 году он начинает возведение усадьбы, которая строилась по тем временам с большим размахом.

Главный дом, как и  южный флигель, является памятниками  архитектуры раннего классицизма  с декоративными фрагментами  позднего барокко. Свидетельство этому  не только время постройки зданий, но и весь арсенал изобразительных  средств, заключающийся в специфическом комплексе приемов и принципов. Прежде всего, это строгий и компактный план главного усадебного дома расположенного на углу двух заволжских улиц – Верховской ( ныне – Горького) и Арефьевской ( ныне – Нахимова). Первый полуэтаж здесь воспринимается как постамент, как цоколь всего здания. Он облицован белым камнем, что подчеркивает его стройность, устойчивость и прочность. Верхняя часть сделана легкой и нарядной. Наличники окон украшены скромно, но с большим вкусом изящно исполненной гирляндой и маленькими головками амуров.

Пока не раскрыто имя  зодчего, который строил дома, но известно, что долгое время по заказам Семена Арефьева работал тверской губернской архитектор Федор Штенгель, а после  его отъезда в 1784 году должность эту занял Андрей Трофимов. Предполагают, что Ф. Штенгель и. конечно, сам заказчик, Семен Арефьев, были авторами проекта, а Трофимов осуществлял при строительстве «архитектурный надзор». Реставраторам удалось определить фамилии некогда безвестных мастеров, возводивших здания, - это «крестьяне Евдоким Леон Дудуров да Лаврентий Логинов Полуянов» из Новодевичьего монастыря.

Некогда территория усадьбы  была замощена булыжником разных размеров без определенного рисунка. Мощение  булыжником двора было довольно дорого и доступно лишь богатым жителям города.

По историко-архивным исследованиям выяснено, что обычно на усадьбах купцов размещались следующие постройки: амбары, баня. Каретный сарай, конюшня, погреба, колодцы, навесы для дров.

В начале XX века Арефьевы уже обеднели, и их дома были проданы частным лицам. После Великой Октябрьской социалистической революции здания использовались под жилье. В 1923 году Тверской губернский комитет по делам музеев принял решение о передаче зданий комплекса в подотдел охраны материнства и младенчества.

В настоящее время завершена первая очередь реставрационных работ, но еще предстоит восстановление исторической среды уголка старой Твери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый  зал – прихожая.

Здесь собрана разнообразная  коллекция вещей – мебель, одежда. Представлена городская одежда, в основном черных цветов. На стенах висят картины : портреты тверских купчих, портрет старика, виды города Твери.

 

Второй  зал – кабинет.

Посреди кабинеты стоит  огромный стол. На нем представлены различного рода документы: накладная, счет, смета… Можно увидеть бумаги Русского страхового общества, печать этой организации. Удивила своей давностью Тверская газета 1912 года от II марта. ( интересно то, что мы посещали музей именно 2 марта, поэтому прочитали новости в газете, будто на дворе 1912 год).

Поразил своим великолепием портрет купца Святогорова, висящий  над столом.

 Третий зал – гостиная.

Как только мы вошли  в  этот зал, моим вниманием завладел клавишно–духовой инструмент – фисгармония.

Мебель, представленная в этом зале, вся резная. Очень  красивый резной стул и шкаф для посуды. И сама посуда выглядит очень привлекательно. Оригинальностью привлекает обеденный стол с ножками в виде львиных лап.

На стенах висят портреты императрицы и молодой женщины.

 

 

Четвертый зал – дамская комната.

Этот зал просто шикарен! Хотела бы я оказаться в тех  веках.

Конечно  сразу же моим вниманием завладело бальное  платье XX в из бархата и шелка и необыкновенной красоты перчатки. Вслед за ним мой взгляд привлекли  малахитовая шкатулочка  и веер из шелка с блестками и перьями.

Во всю комнату, несомненно , чтобы хранить бесчисленные наряды юных модниц, стоит огромный резной шкаф. Как только я его увидела, сразу же захотела такой же!

Тогдашние барышни тоже получали высшее образование. Одна из витрин представляет нам Московский Коммерческий институт Л.Ф.Куровой. здесь можно увидеть очень интересное расписание лекций (1907/8 – весеннее полугодие), карманный блокнот, книгу ТОТОТЕ.

Ни одна девушка не пройдет мимо витрины, где представлена парфюмерия купчихи. Заколки, флакончик духов ( 1913-1914 гг.), шкатулка, игольница, необычные пуговицы, губная помада – все это, думаю, понравилось не только мне.

В завершении показана одежда и вещи, необходимые девушке на прогулке. Легкое пальто ( н.XX в., коклюшечное кружево) и красивый зонтик с кошечкой на ручке.

Пятый зал  – детская.

В последнем зале-комнате  купеческой усадьбы можно увидеть, как жили и чем развлекались купеческие детки. Яркие, красивые открытки, детские  книжечки… Интересной оказалась история создания новогодней открытки.

Привлекательный деревянный плетенный детский стульчик.

В витрине я увидела  большую куклу! Так и захотелось снова вернуться в детство! Оказывается, уже тогда существовали бумажные куклы и настольные игры, одна из таких – «Пропавший грошик».

В следующей витрине  вещи школьников – аттестаты, по виду полностью похожие на современные; книги и  учебники, например,  грамматика немецкого языка.

Выставка  самоваров.

После осмотра усадьбы, мы посетили выставку самоваров.

Каких только самоваров мы там не увидели!!! И берестяной, и самый  маленький самоварчик, и тульские, и самовар-шар ( «паук», н.XX в.), чаеварка «Паровоз» и много, много других интересных, необычных по форме самоваров. Представлены там и сервизы с разноцветными пейзажами. И скатерть с вышитым на ней двуглавым орлом. Но самыми интересными экспонатами были пряники и разнообразные пряничные формы. С 8 Марта, имя «Паша», и другие.


Информация о работе Городская усадьба Твери