Гора Тайшань (Китай)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Начиная с 1986 года Китайское правительство начало давать информацию в ЮНЕСКО об объектах Всемирного наследия. С 1987 года по 1999 год, число объектов Всемирного наследия в Китае достигло 23.
В 1987 году в Список Всемирного наследия вошла и гора Тайшань в провинции Шаньдунь.

Содержание работы

Введение
3

1. Географическое положение, особенности ландшафта
4
2. История и религиозное значение
6
3. Храмы и памятники
11
4. Тайшань как туристический центр
15

Заключение
17

Список использованной литературы
18

Приложения
19

Файлы: 1 файл

ref_taishan.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

От северных ворот  храма Даймяо берет начало лестница, ведущая на вершину горы. Она, как говорят китайцы, «устремляется в облака». Эта дорога представляет собой марши огромных гранитных лестниц (рис. 5), то поднимающихся, то опускающихся, и перемежающихся террасами, с которых по мере подъема открываются все более и более живописные виды. Половину подъема отмечают врата Чжунтяньмынь – Средние Небесные ворота. Отсюда открывается величественная панорама долины реки Вэньхэ, раскинувшаяся на многие километры. С высоты птичьего полета видны города, селения, долины, горные цепи, покрытые лесами.

Дорогу на вершину  горы обрамляют многие десятки храмов. Большинство из них невелики. Храмы  горы Тайшань, как правило, не относятся к какой-либо определенной религии – в них совершают свои ритуалы приверженцы всех трех главных религий Китая – конфуцианства, даосизма и буддизма. Преобладающее число храмов посвящено культу богини – подательницы детей Сун-цзы Нян-нян, обожествленной жены князя Вэнь-вана, основателя династии Чжоу (XII в. до н.э.). По преданию, у этой супружеской пары было сто детей, и все – мужского пола, что сделало Сун-цзы Нян-нян символом чадородия.

Первый значительный храм на склоне Тайшаня – святилище бога денег и денежного изобилия Цайшэня, которого изображают в сопровождении целой свиты более мелких божеств: Лю Хара – толстого бога монет; «Отрока, зовущего деньги»; духа, способствующего в торговых делах, и т.п. По старинным китайским поверьям, молиться – это значит приглашать, просить бога прийти на помощь, а чтобы ему было удобнее, в храме помещены изображения идущих на поводу коней. Это – «синмар», кони-звезды, на которых боги спускаются к молящимся.

Миновав одну из вершин горы Тайшань – пик Тысячи сосен, путники поднимаются к храму Лежащего тигра. Это – местопребывание священного тигра с горы Тайшань, изображение которого раньше встречалось в каждом китайском доме. По поверьям, этот тигр отгоняет от человеческого жилища нечистую силу.

Неподалеку от вершины  горы Тайшань расположен храм даосской феи Сиванму, Владычицы Запада. Сиванму – фея далеких Западных гор. По преданию, в ее садах цветет вечный персик, плодоносящий раз в три тысячи лет, который дает Владычице Запада бессмертие. В ее свите состоит целый сонм фей. Это популярное божество часто упоминается в классических литературных произведениях Китая. Прообразом богини Сиванму некоторые исследователи считают легендарную царицу Савскую.

На вершине священной  горы раскинулся обширный ансамбль Бисяцы – храма богини Лазоревой зари, к которому примыкают Южные небесные ворота. Храм Бисяцы посвящен культу Бися-юань-цзюнь – подательницы и охранительницы детей, дочери Верховного Владыки горы Тайшань. Этот культ был особенно популярен в эпоху династии Мин (1368 – 1644 гг.). Тогда сюда ежегодно приходило несколько сотен тысяч паломников.

Напротив храма Лазоревой  зари у отвесной скалы стоит грот Белых облаков, соединивший в  себе причудливое сочетание архитектуры  с естественными выступами самой  скалы. На противоположном утесе высечена огромная надпись, сделанная в память посещения горы Тайшань императором династии Тан Сюань-цзуном. Здесь же располагается храм Юй-хуанди, по поверьям даосов - «небесного императора», «Яшмового владыки». Корни этого культа уходят в почитание Шан-ди, верховного божества древней китайской религии.

Другое великолепное строение на горе Тай также отражает божественную фантазию. Это «Водоем Небесной Властительницы» – маленький, романтичный храм, стоящий на берегу ручья. Его красные стены и черные кирпичи ярким пятном выделяются на фоне, окружающих его зеленых сосен. В парадном дворе расположен «Фонтан Небесной Властительницы» с чистой и сладкой ключевой водой. «Водоем Небесной Властительницы» в древности называли «Женским Нефритовым монастырем» или «Водоемом Нефрита».

Важными храмами являются также Храм Голубого Облака, посвящённый  Богине горы Лаому, и Храм Священной  Скалы, в котором имеется Зал  Тысячи Будд.

Кроме архитектурных  достопримечательностей известна и  другая особенность священной горы – многочисленные памятники каллиграфии, выгравированные в камне (рис. 6). До сегодняшнего дня дошли 1696 надписей, которые можно разделить на резьбу на стелах и надписи, высеченные в скалах. Первые надписи на камне появились в династии Цинь (221 – 206 гг. до н.э.), которые сделал канцлер Ли Сы, описывая заслуги и благодеяния императора Цинь Шихуана и высочайший указ императора Циньэрши. К сожалению, до нашего времени сохранилось только десять иероглифов. В живописном месте Цзиншиюй можно увидеть большую каменную площадку. На ней 1400 лет назад древние мастера вырезали часть буддийского канона «Алмазная сутра». Диаметр каждого иероглифа, выполненного в стиле китайского древнего письма «лишу», – 50 сантиметров.

 

4. Тайшань как туристический  центр

Сейчас горы Тайшань – популярный центр тризма. С 80-х годов ХХ века в горах проложили три подвесные канатные дороги, туристов обслуживают вертолеты. Здесь было устроено 9 международных фестивалей альпинизма. Сейчас более 6000 каменных ступеней отреставрированы, горы украшены разноцветными лампами. Здесь построены Центр туризма, международные отели.

За 10 месяцев 2011 года гору посетили 3,68 миллиона человек. Согласно обнародованным административным советом, отвечающим за туризм в данной местности, данным, которые приводит агентство China Hospitality News, только на проведение ритуала подношения даров небу и земле по традициям цинских императоров туристическим бюро было потрачено 260 миллионов юаней (около 39 миллионов долларов). Проведенные в том же году 135 театрализованных ритуальных представлений принесли доход в 28,83 миллиона юаней (4,3 миллиона долларов). Ежегодно в середине сентября здесь проводится международный праздник восхождения, который привлекает все больше и больше любителей путешествий. Кроме соревнований на скорость преодоления склона горы, проходят инсценировки древнего обряда жертвоприношения. Сейчас не только у подножия горы, в городе Тайань, но и на самой вершине построены комфортабельные гостиницы. Тайшань становится известным туристическим местом в мире.

Есть четыре туристических маршрута восхождения на священную гору Тайшань.

Восточный маршрут. Этот маршрут считается Императорским Маршрутом, потому что все правители Поднебесной поднимались на гору по этому пути, чтобы отдать дань уважения горе и совершить подношения Земле и Небу. Истоки этой  традиции были заложены первым китайским императором еще во время правления династии Цин. Восхождение начинается от храма Дай. Маршрут проходит через ворота Дай Цзун,  дворец Красных ворот, откуда открывается вид на долину Цзин Ши.

Западный маршрут состоит из двух частей. Первая часть – прямой путь от площади Неба и Земли до ворот Среднего Неба. Другая часть – канатная дорога от ворот Среднего неба на вершину горы. Данный маршрут хорошо оснащен современным оборудованием и является самым популярным способом достижения пика Нефритового императора. Достопримечательности, сосредоточенные на этом маршруте – площадь Неба и Земли, бассейн Черного Дракона, могила генерала Фэн Юйсян и Мост Долголетия.

Маршрут  через ущелье цветущих персиков является наиболее удобным способом подняться на гору, особенно для туристов, которые путешествуют на машине или на автобусе. Маршрут через ущелье цветущих персиков начинается на автодороге № 104, а затем с большой парковки для автобусов и автомашин  по канатной дороге можно достичь вершины за несколько минут. Канатная дорога предназначена для осмотра достопримечательностей с высоты и позволяет насладиться красотой горных пейзажей.

 Маршрут  через Пик Тяньчжу (Пик Небесной Свечи). Пик Тяньчжу свое поэтическое название получил потому, что он имеет форму свечи, с сосновым деревом, стоящим на самой вершине, словно пламя. Этот маршрут является самым сложным. Это также лучший способ оценить сосновые рощи, растущие в местечке  Хоу Ши Ву.

 

Заключение

На протяжении тысяч  лет горы Тайшань занимают важнейшее  место в культуре и религии  Китая. С древних времен китайцы считают, что «если горы Тайшань спокойны, то весь Китай стабилен». Все императоры, вплоть до властителей династии Мин, совершали жертвоприношения Небу и Земле на горе Тай. Здесь они оставили много храмов и каменных стел. Великий Конфуций говорил: «Поднимаясь на горы Тайшань, чувствуешь, что другие горы маленькие». Много здесь было и поэтов, они оставили немало произведений об этих великих горах. Так известный писатель Го Можо после путешествия в горах Тайшань писал, что эти горы – настоящий слепок культурной истории Китая.

Значение гор Тайшань  для системы китайской мифологии  сложно переоценить. Она стала для китайцев больше, чем географическим объектом. Ей были присвоены благородные титулы, гора была возведена в божественный статус и наделена императорскими почестями. Первый император Китая возвел дерево, растущее на вершине горы в статус офицера после того, как укрылся под его кроной во время бури. Гора Тайшань, являющаяся самой высокой точкой в восточном Китае, занимает центральное место в системе китайской мифологии. Множество храмов посвящены этой горе, а ее образ используется как символ удачи, пробуждающий силы Земли и направляющий их в помощь людям.

Ансамбль горы Тайшань сегодня включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а храмы богини Бися и храм Сиванму – являются крупными религиозными центрами.

Для тех, кого интересует культура и религия древнего Китая, и кого привлекает дух паломничества и древних преданий, путешествие на гору Тайшань окажется незабываемым духовным опытом.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Штритматер К. Инструкция по применению: Китай / К. Штритматер. - М.: Аякс-Пресс, 2006 – 287 с.

2. Ткаченко Г.А. Культура Китая. - М.: Муравей, 1999 – 215 с.

3. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: Муравей-Гайд, 2000 – 174 с.

4. Китайская мифология. Энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, Мидгард 2007 – 409 с.

5. Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: Советская энциклопедия, 1990 г – 672 с.

6. Интернет-альманах «Все  о Китае» - http://www.china-voyage.com

 

 

Приложения

Рис. 1. Гора Тайшань


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Мост Бессмертных

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Владыка Тайшань. Китайская лубочная картина. Кон. XIX - нач. XX вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Настенная роспись «Путешествие божества горы Тай»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Лестница, ведущая на гору.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рис. 6. Надписи на камнях.

1 Штритматер К. Инструкция по применению: Китай / К. Штритматер. - М.: Аякс-Пресс, 2006. – с. 98

2 Прим.: легендарный Паньгу считался первым правителем вселенной

3 Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: Муравей-Гайд, 2000 – с. 75

4 Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: Муравей-Гайд, 2000 – с. 79

5 Китайская мифология. Энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, Мидгард 2007. – с. 214




Информация о работе Гора Тайшань (Китай)