География железнодорожного машиностроения в мире. История и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Транспорт – это важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил на территории страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. История…………………………………………………………..5
1.1.История зарождения железнодорожного машиностроения в мире…………………………………………………………………………5
1.2.История развития железнодорожного машиностроения в России……………………………………………………………………...10
1.3.Международные железнодорожные организации…………………..13
Глава 2. Современность………………………………………………...17
2.1.Главные отрасли железнодорожного машиностроения……………17
2.1.1.Локомотивостроение………………………………………………..17
2.1.2.Грузовое вагоностроение…………………………………………..17
2.1.3.Пассажирское вагоностроение……………………………………..19
2.2.Высокоскоростной железнодорожный транспорт – современное направление в развитии железных дорог………………………………..21
2.3.Особенности организации международных железнодорожных сообщений…………………………………………………………………23
2.4.Проблемы и перспективы развития железнодорожного машиностроения…………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………….31
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

2.4.Проблемы и перспективы развития железнодорожного                            машиностроения

 

Несомненно, железнодорожное машиностроение продолжает играть одну из ведущих ролей в экономике России и других стран мира, следовательно, развитие и совершенствование этой отрасли очень важно.

На примере России можно сказать, что даже на фоне спроса на услуги железнодорожного транспорта в прогнозной перспективе сохраняется ряд нерешенных проблем:

–не завершены структурные преобразования;

–продолжается моральное и материальное старение подвижного состава и инфраструктуры, а обновления идут недостаточными темпами. Средний возраст универсальных вагонов ОАО «РЖД» на начало 2007г. достиг 22,5 года, износ составляет более 80%;

–низкий технический и технологический уровень используемой  техники и оборудования;

–не полностью реализованы возможности взаимодействия железнодорожного транспорта с отечественным транспортным машиностроением, приборостроением и связью.

–отсутствует необходимая комплексность в координации развития с другими видами транспорта.

Недостаточные темпы развития железнодорожного транспорта сдерживает развитие ряда других отраслей.

Анализ проблем в сфере железнодорожного транспорта выявил следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:

–необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта;

–преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;

–необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий;

–необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок;

–необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;

–недостаточность инвестиционных ресурсов.

Основная проблема в обновлении железнодорожного подвижного состава выражается:

– в сфере локомотивостроения – в отсутствии серийного производства магистральных грузовых электровозов постоянного тока, магистральных грузовых тепловозов, двухсистемных локомотивов и локомотивов с асинхронным тяговым приводом;

– в сфере производства мотор-вагонного подвижного состава – в отсутствии серийного производства высокоскоростных электропоездов с асинхронным тяговым приводом;

– в сфере производства пассажирских вагонов – в недостаточных производственных мощностях для удовлетворения спроса, связанного с массовым выбытием вагонов по сроку службы и наличием значительного необеспеченного спроса;

– в сфере производства грузовых вагонов – в необходимости снижения стоимости жизненного цикла продукции за счет увеличения надежности узлов и совершенствования конструкции вагонов.

В целях комплексного решения проблем развития железнодорожного транспорта Правительством Российской Федерации в 2001 году была принята и начала осуществляться «Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте».

В 2008 году распоряжением премьер-министра РФ В. Путиным была утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Ее целью является формирование условий для транспортного обеспечения социально-экономического роста в России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек, повышения конкурентоспособности национальной экономики обеспечение лидерских позиций России в мире.

В 2030 году предполагается ввести более 20 тыс.км новых железнодорожных линий и электрифицировать около 7,5 тыс.км. путей.

Стратегия включает в себя два этапа.

Первый этап – этап модернизации железнодорожного транспорта (2008-2015 годы). Этот этап предусматривает обеспечение необходимых пропускных способностей на основных направлениях перевозок, коренную модернизацию существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшим сроком службы, разработку новых технических требований к технике и технологии, начало проектно-изыскательских работ и строительство новых железнодорожных линий, а также строительство первоочередных железнодорожных линий.

Второй этап – этап динамичного расширения сети железных дорог (2016 - 2030 годы). На данном этапе предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта. В это время должны быть построены важнейшие стратегические, социально значимые и грузообразующие линии общей протяженностью более 15 800 км.

Стратегией предусмотрены следующие варианты развития железнодорожного транспорта до 2030 года: минимальный и максимальный. Варианты развития Стратегии направлены на решение задачи устранения инфраструктурных ограничений роста экономики.

Минимальный вариант основан на энергосырьевом сценарии развития экономики. В рамках данного варианта предусматривается полная модернизация железнодорожной инфраструктуры и развитие необходимых провозных способностей на основных направлениях грузопотоков в соответствии с потребностями экономики и населения в перевозках по энергосырьевому сценарию развития России.

К 2015 году обновляется подвижной состав (закупка, коренная модернизация) с исключением парков с истекшим сроком службы.

Предусматривается улучшение транспортного обеспечения новых точек роста экономики со строительством отдельных грузообразующих и технологических линий.

Данным вариантом предусматривается строительство ряда линий стратегического значения и линий, направленных на улучшение транспортной обеспеченности регионов.

Максимальный вариант основан на инновационном сценарии развития России и характеризуется значительной концентрацией усилий на тех научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры валового внутреннего продукта в сторону производства высокотехнологичной продукции.

В данном варианте предусматриваются полная ликвидация ограничений в провозных способностях на железнодорожном транспорте общего пользования и создание соответствующего мировому уровню инфраструктурного базиса для развития новых точек экономического роста в стране, обеспечение современного уровня развития инфраструктуры и транспортное обеспечение разведанных новых месторождений полезных ископаемых.

Целевым вариантом реализации Стратегии железнодорожного транспорта является вариант, ориентированный на достижение инновационного сценария развития Российской Федерации. Он характеризуется концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры ВВП в сторону производства высокотехнологической продукции.

Координация развития железнодорожного транспорта направлена на:

–унификацию требований к железнодорожным путям в части осевой и погонной нагрузки подвижного состава, эксплуатируемого на путях общего и частного пользования;

–согласование вместимости приемо-отправочных, приемо-сдаточных и выставочных путей станций примыкания и промышленных железнодорожных станций;

–организацию совместного комплексного технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

–оптимизацию вагонопотоков и маршрутизацию;

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Железные дороги в настоящее время – основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на железнодорожной сети.

Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.

Для развития и модернизации отрасли необходимо привлечение значительных инвестиционных ресурсов, с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Это потребует дополнительных шагов по укреплению и наполнению Инвестиционного фонда.

Успех инвестиционной политики будет зависеть от эффективности будущей модели рынка транспортных услуг. В этих целях уже сейчас нужно заложить условия для нормальной конкуренции в различных сферах железнодорожного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Громов И.Н. Единая транспортная система. – М., Транспорт, 1989. – 165 с.
    2. Гайдамакин А.В., Лукин В.В., Четвергов В.А. История железнодорожного транспорта России. – М., ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. – 312 с.
    3. Железнодорожный справочник. Локомотивостроение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://вики.жд.рф/wiki/Локомотивостроение
    4. Стрельцов А. Отрасль в пути.//Экономика и жизнь. – М., 1996. №1. – 10 с.
    5. СЦБИСТ – железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scbist.com/
    6. Цыган Б.Г., Цыган А.Б., Мокроусов С.Д., Щербаков В.П. Современное вагоностроение. Монография: в 4-х т. – Том III. Организация и технология производства металлоконструкций вагонов. – Х., Техностандарт, 2008. – 432 с.
    7. Курс: Понятие международных перевозок. Международные перевозки наземным транспортом - Организация международных железнодорожных сообщений. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.madrace.ru/pravovie-osnovi-mezhdunarodnich-perevozok/kurs-ponyatie-mezhdunarodnich-perevozok/organizatsiya-mezhdunarodnich-zheleznodorozhnich-soobscheniy

 

 

 

 

 

 

- -

 

                                                                                                                                                  




Информация о работе География железнодорожного машиностроения в мире. История и современность